Консультация для воспитателей
«Профориентация детей через сюжетно-ролевую игру»
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.»
Н.К.Крупская.
В современный век политического, экономического, социального и культурного подъема общества возникают разного рода интересные и увлекательные профессии. В системе общего образования создаются новые учреждения – лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.
А где же, собственно, происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?
Ранняя профориентация ребенка происходит в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации формирование позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду через решение следующих задач:
-развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Реализация вышеперечисленных задач – актуальное и значимое направление работы педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Наша задача, это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.
Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно
выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Методы комплексного руководства игрой:
• следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;
• необходимо использовать специально обучающие игры;
• нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;
• во время игры необходимо общение со взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.
Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, межличностных профессиональных отношений.
В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Подтверждение этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.
На каждом возрастном этапе ознакомление с профессиями, трудом взрослых, через сюжетно-ролевую игру, проводим с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в разные возрастные периоды:
Ранний возраст.
Трудовые действия носят имитационных, подражательный характер.
II младшая группа Ребенок проявляет игровую инициативу, с интересом вступает в игровой диалог, пользуется предметами-заместителями.
Средняя группа.
Ребенок самостоятельно играет, проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Особая роль отводится соблюдению правил игры. Появляется лидерство, организаторские умения и навыки.
Во II младшей группе развиваем игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают отображать труд взрослых.
В средней группе развиваем игры с более сложным сюжетом: построение дома –это работа строителей, перевоз пассажиров и грузов — это работа водителей автобусов и грузовых машин, а также труд врачей, медсестер, продавцов. Дети сами начинают придумывать несложные сюжеты.
В младшем возрасте идет преобладание прямых приемов, в старшем возрасте - косвенных. Нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. Мы стараемся быть партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.
Начиная с 3лет мы переводим внимание ребенка в игре от действия с игрушками на взаимодействие с партнером -взрослым. Мы учим детей брать на себя игровую роль, чтобы все понимали, что это не мальчик Тимофей, а шофер. Для формирования ролевого поведения начиная совместную игру с детьми, используем парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике, например «семейные «роли: мама - дочка, бабушка – внучка, а также доктор - больной, продавец -покупатель.
Чтобы ребенок полноценно овладел ролью учим ребенка действовать с предметами: доктор делает укол, ставит градусник, шофер ведет машину. Учим ролевому взаимодействию, чтобы ребенок мог вести ролевой диалог.
В ходе таких совместных игр мы своими вопросами, репликами стараемся максимально активизировать сюжет и ролевую речь детей.
Старшая группа.
Дети воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Охотно играют в более сложные игры, проявляют инициативу, комбинируют реальное и фантастическое в игре. Подготовительная группа.
Игры более разнообразные, усложняется сюжет игр. Дети придумывают новые варианты игр, действуют творчески. Детей интересуют такие вопросы: «Какую пользу приносят люди данной профессии?», «Для чего все люди работают?».
В старшей группе поощряем игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуем игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх продолжаем отображать профессии родителей.
Вначале мы как партнеры, вносим в игру игровые идеи, пытаемся организовать общение в игре. Далее, выступаем как координаторы игровых замыслов и общения детей, оказываем помощь в развертывании сюжета игры. Когда опыт осуществления игры освоен, мы становимся наблюдателями за играми детей, оказываем помощь при трудностях в общении, проблемных ситуациях, изменений в предметной среде.
Для развития сюжетно-ролевой игры проводим экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры, проигрыванием игровые ситуации.
Наша задача в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, учить менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
Работая с детьми старшего возраста, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант — знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. С Дошкольниками седьмого года жизни продолжаем изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, их профессии. Расширяем и углубляем представления о разных специальностях: например, на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д., развиваем способность детей самим намечать тему.
Таким образом, работа по профориентации с помощью сюжетно - ролевых игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Профориентация дошкольников — это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.
воспитатель Леонова С.Ю.
МАДОУ «Детский сад №404»