Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические условия использования гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования определение педагогических условий использования гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. задачи исследования 1. Изучить сущность и особенности физического воспитания старших дошкольников. 2. Дать характеристику педагогических условий использования гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста и особенности реализации педагогических условий использования гендерного подхода в физическом воспитании детей в старшей группе ДОУ. 4. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

тема: Педагогические условия использования гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила: Тихомирова Анастасия Геннадьевна,

воспитатель, детский сад 38, г. Череповец

Физическая культура и спорт  являются  неотъемлемой  частью  культуры  общества  и  каждого  человека  в  отдельности.

Спорт  и  физическая культура  существенно  влияют  на  состояние  организма в целом, на психику и статус человека, являются одними из  наиболее  значимых  факторов  укрепления  и  сохранения  здоровья в любом возрасте, а особенно в дошкольном. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться физические, волевые качества, от которых зависит будущее ребенка, эффективность его обучения, последующее формирование личности. По мнению исследователей, на эффективность физического развития влияет ряд факторов, одним из которых являются индивидуальные особенности ребенка, в частности, его пол.

Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно, о чем свидетельствует множество проведенных исследований.

Нами был проведен обзор отечественных и зарубежных исследований, раскрывающих особенности физического воспитания в целом и особенности использования гендерного подхода в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, фамилии исследователей представлены на слайде.

Это позволило нам выявить противоречие, представленное на слайде, и сформулировать проблему нашего исследования.

В соответствии с которыми, были определены цель, объект и предмет нашего исследования, которые, в свою очередь, обусловили гипотезу исследования.

Мы предположили, что успешность использования гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в ДОУ будет определяться комплексом следующих педагогических условий:

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам рассмотреть основные особенности физического воспитания детей дошкольного возраста, их вы видите на слайде

Особенность

Комментарии

Ориентация на появление определенных характеристик в развитии движений

Происходит скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность выполнения.

Ориентация на развитие определенных физических качеств

- У мальчиков - на развитие выносливости;

- у девочек - на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.

Возрастание роли словесных методов

Возрастает роль словесных методов: больше используются указания, распоряжения, команды; меньше предметных ориентиров.

Усиление требований к выполнению заданий

Требование к точности, быстроте выполнения заданий.

Необходимость оценки деятельности каждого ребенка

Оценка деятельности каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Необходимость использования новых средств физического воспитания

1. Физические упражнения:

- новые спортивные упражнения (катание на 2-х колесном велосипеде, скольжение, ходьба на лыжах и д.р.);

- простейший туризм (пеший, лыжный)

- новые способы построения и перестроения (в несколько кругов, в шахматном порядке);

-расширение основных движений (освоить прыжок в длину и высоту с разбега, лазанье по шесту и канату, метание на дальность).

2. Психогигиенические факторы:

- меняется режим занятий физической культуры (не менее 3 раз в неделю) по 25 минут,

- дневной сон сокращается до 2 часов, увеличивается время прогулки.

3. Эколого-природные факторы:

- одно занятие по физической культуре должно проводиться на улице;

- утренняя гимнастика проходит на улице.

Так же отметим, что многие особенности физического воспитания детей дошкольного возраста предполагают деление по признаку пола. Именно от этого будет зависеть успешность физического развития каждого ребёнка, что требует ФГОС ДО. От чего еще зависит успешность физического развития рассмотрим далее

Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, и мы выявили и обосновали, что для успешного использования гендерного подхода в физ. воспитании дошкольников необходимо, во-первых, сделать предметно-пространственную среду группы и участка интересной как для мальчиков, так и для девочек, для повышения их двигательной активности. Для этого следует обеспечить в достаточном количестве «мальчишескими» и «девчачьими» играми, а так же создать полонейтральную среду.

Во-вторых, физические занятия следует проводить с учетом гендерной дифференциации, что предполагает деление группы по половому признаку, различия в методах, приемах используемых на занятии по отношению к девочкам и мальчикам, так как задачи физического воспитания у каждого пола свои.

В-третьих, необходимо повысить уровень знаний родителей в вопросах использования гендерного подхода в физическом воспитании детей с помощью традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия, так как семья играет самую важную роль в воспитании детей.

Нами был разработан и проведен констатирующий эксперимент на базе ДОУ, города Череповца, в котором участвовали дети старшего дошкольного возраста (20 воспитанников (10 дев, 10 мал. в возрасте от 5-6 лет), их родители и педагоги.

Для работы по первому направлению, мы выделили критерии диагностики физического развития детей, проверить эти критерии стало возможным с помощью тестов М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, так как именно эти авторы учитывали пол детей в показателях выполнения упражнений, а так же опирались на сенситивные периоды развития психофизических качеств. Это скоростно-силовые качества, выносливость, быстрота, координация . Именно эти качества мы выявляли у детей. Отметим, что уровень физ. развития зависит так же от антропометрических показателей, которые мы так же учитывали.

Распределение дошкольников по уровням физического развития, условно мы разделили детей на три группы( выс., сред., низ.).

Дети с высоким показателем уровня развития физических качеств отличаются быстротой и уверенностью действий, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания.

Мальчиков с таким показателем больше, это может быть обусловлено тем, что мальчики,по статистике, больше увлечены физическими занятиями, чем девочки, они более стрессоустойчивы и ориентированы на победу.

Таких детей характеризуют неравномерность развития физических качеств, разноплановость двигательного поведения.

30% детей (6 чел.) имеют низкий уровень развития физических качеств из них 3 мал., 3 дев.

Три мальчика и три девочки – это дети в отличие от других почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. Проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха.

Таким образом, можно сделать вывод, что мальчики по уровню физического развития несколько опережают девочек.

Так же можно сделать вывод, что работа по формированию физических качеств должна строиться с учетом индивидуальных особенностей детей, так как мы заметили, что дети с низким уровнем физического развития – это те, у кого антропометрические показатели не в норме.

Далее мы приступили к решению второй задачи констатирующего эксперимента (определить особенности реализации педагогических условий использования гендерного подхода в физическом воспитании детей в старшей группе) нами был подобран соответствующий инструментарий, который представлен на слайде

Итак, первое педагогическое условие, а именно - наличие вариативной развивающей предметно-пространственной среды группы и участка, удовлетворяющей общие и отличительные интересы и предпочтения мальчиков и девочек и стимулирующей их физическую активность реализуется частично, хотя насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, что обеспечивает детям игровую и двигательную активность. Недостаток данной среды был выявлен в том, что детям часто запрещают брать спорт.инвентарь, на всех детей не хватает игрушек, для девочек мало игрушек, которые повышали бы их двигательную активность.

Следующим шагом стала проверка второго педагогического условия – проведение физкультурно-оздоровительной работы в группе с учетом гендерной дифференциации. Отметим, что в данном ДОУ физическую культуру ведет основной воспитатель группы.

Чтобы проверить данное условие, мы посетили одно из занятий по физической культуре и сделали следующие выводы условие не реализуется в полной мере, что, безусловно, сказывается на уровне физического развития детей. Воспитатель не делил детей по половому признаку, заняия всегда проводятся совместно.

Отметим, что несмотря на неполный гендерный подход в занятиях физической культуре, индивидуальный подход данный воспитатель использует, это было заметно в оценке, требованиях к выполнению упражнения.

Далее мы проверили соблюдение третьего педагогического условия – взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам гендерного подхода в физическом воспитания детей. Мы провели анкетирование родителей, цель которого состояла в том, чтобы выявить, проводится ли работа воспитателей с родителями по вопросам гендерного подхода в физическом воспитании детей. Так же мы хотели узнать, как в семье осуществляется физическое воспитание детей.

По результатам мы сделали вывод, что родители прилагают усилия для физического развития детей , создают развивающую среду, организуют совместную деятельность. Родители считают нужным гендреный подход, но затрудняются в практической реализации данного подхода в семейном воспитании.

Провели беседу с педагогом, чтобы выявить особенности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам физического воспитания с учетом гендерного подхода. В результате отметили, что целенаправленной работы по данному вопросу в группе нет.

Для решения 3 задачи эксперимента, мы сравнили результаты первых 2 задач и пришли к выводу, что на уровень физ. развития детей может повлиять частичная реализация пед. условий использования гендерного подхода в физ. воспитании. Это привело к написанию мет. рекомендаций для педагогов доу по организации физического воспитания с учетом гендерного подхода.

В методических рекомендациях мы представили способы как реализовать каждое педагогическое условие в полной мере:

1. По первому педагогическому условию мы предложили рекомендации в виде таблицы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

2. По второму педагогическому условию мы представили план раздельных занятий по физической культуре для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с учетом комплексно-тематического планирования группы, представлено в приложении. Так же составили план проведения физкультурных досугов с учетом гендерного подхода, так же в приложении. Написали конспекты раздельных занятий физической культурой для мальчиков, девочек, а так же конспект совместного занятия, подробнее в приложении.

3. По третьему педагогическому условию нами представлены тематика традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. Так же пример каждой формы взаимодействия в виде конспектов представленных в приложении. Для того, чтобы выявить темы для взаимодействия ДОУ и семьи, мы составили анкету для родителей, с которой можно ознакомиться в приложении

Таким образом, все задачи исследования решены. Перспективой нашего исследования является реализация данных рекомендаций на практике работая на старшей группе в доу.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области