Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


урок открытия нового знания "Бактерии строение и жизнедеятельность"

Цели урока образовательные - познакомить учащихся с Царством Бактерии, показать особенности строения клетки бактерии отличия клеток прокариот и клеток эукариот - углубить знания о типах питания бактерий - систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности бактерий развивающие - продолжить отработку навыков работы в группе - продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации воспитательные - привитие правил экологической культуры поведения - способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность

Тип урока: урок открытия нового знания

Дата проведения: 23.05.2019

Цели урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с Царством Бактерии, показать особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот и клеток эукариот);

- углубить знания о типах питания бактерий;

- систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности бактерий

развивающие:

- продолжить отработку навыков работы в группе;

- продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации

воспитательные:

 - привитие правил экологической культуры поведения;

 - способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту

Планируемые результаты

выявление существенных признаков прокариот и эукариот;

- определение принадлежности бактерий к прокариотам;

- различение на рисунках частей бактериальной клетки;

- выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе

Основные термины, понятия: бактерия, ядерное вещество, кокки, спириллы, вибрионы, бациллы, деление на клетки на двое, спора бактерий

Необходимое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, маркеры, листы ватмана

План урока:

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап.

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Слушают, настраиваются на деятельность

2. Актуализация знаний.

Вопросы учителя

-С какими царствами живой природы вы знакомы?

- Почему ученые систематики распределили живые организмы на различные царства?

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:

-Царства: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

-Потому что представители каждого царства имеют особые характерные признаки, присущие только для них

3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности.

-Сегодня мы начинаем изучение одного из царств живой природы.

-Но какого?

Об этом удивительном царстве поэт Н. Заболоцкий написал :

Сквозь волшебный прибор Левенгука,

На поверхности капли воды,

Обнаружила наша наука удивительной жизни следы….

-Догадались, о каком царстве мы будем сегодня говорить? Итак, интрига! Какое же это царство?

-Если вы будете внимательно слушать мои подсказки, то вы сможете правильно назвать организмы этого царства:

-Кто же они?

-Посмотрите на слайд , перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены бактерии?

-Итак, вы не смогли верно выполнить задание, почему?

-Уточните, какая проблема у вас возникла?

-Почему вы столкнулись с проблемой?

Визуализирует проблемный вопрос урока: «Не распознали бактерии, т.к. не знаем их характерных признаков»

Высказывают свои предположения

Анализируют информацию , используя субъектный опыт, высказывают свое мнение, формулируют ответ: «Царство Бактерии»

Отвечают на вопрос, но допускают ошибки

Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему

Не смогли верно распознать бактерии, т.к. у нас недостаточно знаний для этого

Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель

-Выскажите ваши предложения по формулировке целей

-Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о бактериях?

- Составим кластер

- Исходя из цели, сформулируйте тему урока

-Как мы сможем оценить себя после достижения цели?

-Для оценки нужны критерии. У вас есть «Оценочные листы», которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий, а в конце урока вы оцените свою работу.

- Часть заданий вы будете выполнять индивидуально, а часть в паре. Оценивание заданий будет происходить в форме само- и взаимоконтроля

-Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. Я вам немного помогу. На слайде представлены пункты плана, они перепутаны. Прочтите информацию и восстановите правильную последовательность пунктов плана

-Оцените свою работу в «Оценочном листе »

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение:

-Цель: Узнать (изучить) признаки бактерий

-Узнать где обитают бактерии, каково их строение и жизнедеятельность

Совместно с учителем структурируют поисковую информацию, составляют кластер

-Тема «Строение и жизнедеятельность бактерий»

-По критериям

Учащиеся воспринимают информацию о критериях и формах оценивания собственной учебной деятельности

Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планирование

Осуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность

4.Первичное усвоение новых знаний

Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему?

Помогает уточнить противоречие и гипотезу

-У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации

Учащиеся слушают задачу, выявляют противоречие и формулируют гипотезу

Противоречие: Но это не так, несмотря, на простое строение и древний возраст, бактерии вездесущи и удивительно жизнеспособны.

Гипотеза:

Значит, они имеют некие особенности, позволяющие им быть такими

Задание №1: Прослушайте учебный текст из электронного приложения, выполните в Печатной тетради задание № 40

Обменяйтесь работами и проведите взаимопроверку, сверившись с «Эталоном ответа» на слайде), результаты занесите в «Оценочный лист »

Задание №2:

Прочитайте текст учебной статьи «Строение бактерий» на стр.53 , рассмотрите строение бактериальной и растительной на слайде заполните в «Рабочем листе» сравнительную таблицу

-Проверьте правильность заполнения таблицы, сверившись с «Эталоном ответа» на слайде

-О бактериях говорят, что они вездесущи, почему?

-Проанализируйте информацию на слайде и определите в какой среде обитания бактерий больше всего?

Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии могут погибать под влиянием солнечных лучей, низких температур, химических веществ, при высушивании. Почему, несмотря на все это, они очень многочисленны? Почему так быстро восполняются их потери?

-Как размножаются бактерии? Прослушайте учебную информацию из электронного приложения, рассмотрите анимированную схему

- Еще одной причиной широкого распространения бактерий является разнообразие их способов питания.

Задание №3

-В «Рабочем листе» найдите информационную справку «Типы питания», прочитайте его, обсудите в паре, используя полученную информацию заполните пропуски в ЛОС (логическая опорная схема), проведите самоконтроль, сверив с «Эталоном ответа» на слайде

-Формулирует проблемно-познавательную задачу: Сибирская язва смертельно опасное заболевание. Если, животное погибает от этого недуга, то его труп обязательно сжигают . Почему ?

- Точный ответ на этот вопрос вы сможете найти, если прослушаете учебный текст из электронного приложения .

Задание №4:

Внимательно прослушайте текст, обсудите его в паре и сформулируйте ответ, запишите ответ в рабочем листе, сверьте с эталоном

Прослушивают учебный текст из электронного приложения и заполните схему в П.т. №40

Форма бактерий

Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль

Читают учебный текст на стр.53, статья «Строение бактерий», заполняют таблицу

Осуществляют самоконтроль

Отвечают на вопрос

Анализируют информацию и делают вывод, что в почве бактерий больше всего

Высказывают предположение о причине огромной численности бактерий , формулируют гипотезу

Гипотеза: Бактерии очень многочисленны, потому что они быстро размножаются

Слушают текст, рассматривают схему, отвечают на вопрос:

Бактерии, в основном, очень быстро размножаются путем деления

Читают текст информационной справки, обсуждают его в паре, в «Рабочем листе» заполняют пропуски в ЛОС

Осуществляют самоконтроль

Формулируют предположения

Прослушивают текст, обсуждают его, выполняют задание №4

5. Аналитический этап .

Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации

- Мы изучили характерные признаки бактерий и я предлагаю вам выполнить задание

Задание №5: Выполните тест, проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном на слайде

Выполняют тест на выбор верного суждения, осуществляют взаимоконтроль

6. Применение знаний в новой ситуации

-Чтобы убедиться в существовании бактерий мы проведем небольшое исследование. У вас на столах стоят микроскопы, чашки Петри с кусочками картофеля, на поверхности которых образовалась бактериальная пленка. Следуя «Инструкции», проведите исследование. Но прежде сформулируем цель и гипотезу исследования

-Попробуем сформулировать гипотезу исследования

-Приступайте к исследованию

- Какой вывод после исследования можно сделать?

Формулируют цель исследования: Доказать, что на поверхности картофеля размножились бактерии

Формулируют гипотезу: Если обнаруженные организмы, имеют главный существенный признак, т.е. не имеют ядра, значит это бактерии

Учащиеся проводят исследование в паре

У обнаруженных организмов нет ядра, значит, это бактерии.

Наша гипотеза оказалась верной

7. Рефлексия

- Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока

-Как вам удалось ее решить?

-Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему примитивные бактерии столь распространены и приспособлены?

-Вернемся к 1-му слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены бактерии

-Возьмите «Оценочные листы», просуммируйте их и соотнесите с оценкой

Я попрошу вас закончить предложения:

-Самым трудным для меня на уроке было…..

-Самым интересным для меня на уроке было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….

Озвучивают проблему: Как распознать бактерии

Отвечают на вопрос: изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование

Объясняют причины: освоили все среды обитания, быстро размножаются, неблагоприятные условия переживают в виде спор

Учащиеся называют номера, под которыми изображены бактерии, основываясь на их главном существенном признаке

Переводят баллы в оценку, осуществляют самооценивание

Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»:

8. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание:

§11, Печатная тетрадь, задание №41- обязательное

По выбору:

Записывают д/з

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области