Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность
Тип урока: урок открытия нового знания
Дата проведения: 23.05.2019
Цели урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с Царством Бактерии, показать особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот и клеток эукариот);
- углубить знания о типах питания бактерий;
- систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности бактерий
развивающие:
- продолжить отработку навыков работы в группе;
- продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации
воспитательные:
- привитие правил экологической культуры поведения;
- способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту
Планируемые результаты
выявление существенных признаков прокариот и эукариот;
- определение принадлежности бактерий к прокариотам;
- различение на рисунках частей бактериальной клетки;
- выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе
Основные термины, понятия: бактерия, ядерное вещество, кокки, спириллы, вибрионы, бациллы, деление на клетки на двое, спора бактерий
Необходимое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, маркеры, листы ватмана
План урока:
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный этап. | Ребята, добрый день! Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Слушают, настраиваются на деятельность |
2. Актуализация знаний. | Вопросы учителя -С какими царствами живой природы вы знакомы? - Почему ученые систематики распределили живые организмы на различные царства? | Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы: -Царства: Растения, Животные, Грибы, Бактерии -Потому что представители каждого царства имеют особые характерные признаки, присущие только для них |
3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. | -Сегодня мы начинаем изучение одного из царств живой природы. -Но какого? Об этом удивительном царстве поэт Н. Заболоцкий написал : Сквозь волшебный прибор Левенгука, На поверхности капли воды, Обнаружила наша наука удивительной жизни следы…. -Догадались, о каком царстве мы будем сегодня говорить? Итак, интрига! Какое же это царство? -Если вы будете внимательно слушать мои подсказки, то вы сможете правильно назвать организмы этого царства: -Кто же они? -Посмотрите на слайд , перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены бактерии? -Итак, вы не смогли верно выполнить задание, почему? -Уточните, какая проблема у вас возникла? -Почему вы столкнулись с проблемой? Визуализирует проблемный вопрос урока: «Не распознали бактерии, т.к. не знаем их характерных признаков» | Высказывают свои предположения Анализируют информацию , используя субъектный опыт, высказывают свое мнение, формулируют ответ: «Царство Бактерии» Отвечают на вопрос, но допускают ошибки Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему Не смогли верно распознать бактерии, т.к. у нас недостаточно знаний для этого |
Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель -Выскажите ваши предложения по формулировке целей -Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о бактериях? - Составим кластер - Исходя из цели, сформулируйте тему урока -Как мы сможем оценить себя после достижения цели? -Для оценки нужны критерии. У вас есть «Оценочные листы», которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий, а в конце урока вы оцените свою работу. - Часть заданий вы будете выполнять индивидуально, а часть в паре. Оценивание заданий будет происходить в форме само- и взаимоконтроля -Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. Я вам немного помогу. На слайде представлены пункты плана, они перепутаны. Прочтите информацию и восстановите правильную последовательность пунктов плана -Оцените свою работу в «Оценочном листе » | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение: -Цель: Узнать (изучить) признаки бактерий -Узнать где обитают бактерии, каково их строение и жизнедеятельность Совместно с учителем структурируют поисковую информацию, составляют кластер -Тема «Строение и жизнедеятельность бактерий» -По критериям Учащиеся воспринимают информацию о критериях и формах оценивания собственной учебной деятельности Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планирование Осуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность | |
4.Первичное усвоение новых знаний | Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему? Помогает уточнить противоречие и гипотезу -У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации | Учащиеся слушают задачу, выявляют противоречие и формулируют гипотезу Противоречие: Но это не так, несмотря, на простое строение и древний возраст, бактерии вездесущи и удивительно жизнеспособны. Гипотеза: Значит, они имеют некие особенности, позволяющие им быть такими |
Задание №1: Прослушайте учебный текст из электронного приложения, выполните в Печатной тетради задание № 40 Обменяйтесь работами и проведите взаимопроверку, сверившись с «Эталоном ответа» на слайде), результаты занесите в «Оценочный лист » Задание №2: Прочитайте текст учебной статьи «Строение бактерий» на стр.53 , рассмотрите строение бактериальной и растительной на слайде заполните в «Рабочем листе» сравнительную таблицу -Проверьте правильность заполнения таблицы, сверившись с «Эталоном ответа» на слайде -О бактериях говорят, что они вездесущи, почему? -Проанализируйте информацию на слайде и определите в какой среде обитания бактерий больше всего? Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии могут погибать под влиянием солнечных лучей, низких температур, химических веществ, при высушивании. Почему, несмотря на все это, они очень многочисленны? Почему так быстро восполняются их потери? -Как размножаются бактерии? Прослушайте учебную информацию из электронного приложения, рассмотрите анимированную схему - Еще одной причиной широкого распространения бактерий является разнообразие их способов питания. Задание №3 -В «Рабочем листе» найдите информационную справку «Типы питания», прочитайте его, обсудите в паре, используя полученную информацию заполните пропуски в ЛОС (логическая опорная схема), проведите самоконтроль, сверив с «Эталоном ответа» на слайде -Формулирует проблемно-познавательную задачу: Сибирская язва смертельно опасное заболевание. Если, животное погибает от этого недуга, то его труп обязательно сжигают . Почему ? - Точный ответ на этот вопрос вы сможете найти, если прослушаете учебный текст из электронного приложения . Задание №4: Внимательно прослушайте текст, обсудите его в паре и сформулируйте ответ, запишите ответ в рабочем листе, сверьте с эталоном | Прослушивают учебный текст из электронного приложения и заполните схему в П.т. №40 Форма бактерий Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль Читают учебный текст на стр.53, статья «Строение бактерий», заполняют таблицу Осуществляют самоконтроль Отвечают на вопрос Анализируют информацию и делают вывод, что в почве бактерий больше всего Высказывают предположение о причине огромной численности бактерий , формулируют гипотезу Гипотеза: Бактерии очень многочисленны, потому что они быстро размножаются Слушают текст, рассматривают схему, отвечают на вопрос: Бактерии, в основном, очень быстро размножаются путем деления Читают текст информационной справки, обсуждают его в паре, в «Рабочем листе» заполняют пропуски в ЛОС Осуществляют самоконтроль Формулируют предположения Прослушивают текст, обсуждают его, выполняют задание №4 | |
5. Аналитический этап . Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации | - Мы изучили характерные признаки бактерий и я предлагаю вам выполнить задание Задание №5: Выполните тест, проведите взаимоконтроль, сверившись с эталоном на слайде | Выполняют тест на выбор верного суждения, осуществляют взаимоконтроль |
6. Применение знаний в новой ситуации | -Чтобы убедиться в существовании бактерий мы проведем небольшое исследование. У вас на столах стоят микроскопы, чашки Петри с кусочками картофеля, на поверхности которых образовалась бактериальная пленка. Следуя «Инструкции», проведите исследование. Но прежде сформулируем цель и гипотезу исследования -Попробуем сформулировать гипотезу исследования -Приступайте к исследованию - Какой вывод после исследования можно сделать? | Формулируют цель исследования: Доказать, что на поверхности картофеля размножились бактерии Формулируют гипотезу: Если обнаруженные организмы, имеют главный существенный признак, т.е. не имеют ядра, значит это бактерии Учащиеся проводят исследование в паре У обнаруженных организмов нет ядра, значит, это бактерии. Наша гипотеза оказалась верной |
7. Рефлексия | - Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока -Как вам удалось ее решить? -Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему примитивные бактерии столь распространены и приспособлены? -Вернемся к 1-му слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены бактерии -Возьмите «Оценочные листы», просуммируйте их и соотнесите с оценкой Я попрошу вас закончить предложения: -Самым трудным для меня на уроке было….. -Самым интересным для меня на уроке было….. -Я оценил(а) свою работу на уроке на…. | Озвучивают проблему: Как распознать бактерии Отвечают на вопрос: изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование Объясняют причины: освоили все среды обитания, быстро размножаются, неблагоприятные условия переживают в виде спор Учащиеся называют номера, под которыми изображены бактерии, основываясь на их главном существенном признаке Переводят баллы в оценку, осуществляют самооценивание Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»: |
8. Информация о домашнем задании. | Домашнее задание: §11, Печатная тетрадь, задание №41- обязательное По выбору: | Записывают д/з |