КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Месяц | № | Тема недели | Название детской деятельности | Тема и форма проведения детской деятельности | Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемое участниками образовательных отношений | Национально-культурный компонент | Интеграция с образовательными областями | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
сентябрь | 1 | Наш детский сад | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес» | Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше. | Игровое упражнение «Найди пару», | Закрепить знания детей о своем д/с (название, где он находится, кто там работает…) | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие | |
2 | Ягоды. Грибы | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «В гостях у Кролика» | Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. | Игра «Что где находится» | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие | |||
3 | Осень. Сад. Фрукты | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «В гостях у Винни-Пуха» | Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько-сколько. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) | Игровые упражнения «Положим кубы в коробку», «Построим домики», «Поможем Винни Пуху разложить картинки» | В качестве демонстрационного материала использовать предметы в чувашских национальных цветах: красный, жёлтый, чёрный, белый | Речевое развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
сентябрь | 4 | Осень. Огород. Овощи | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «К нам приехал цирк» | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее-короче, широкий-узкий, шире-уже | Игровые упражнения «Найди отличия», «Сравним ленты», «Перепрыгнем через дощечки». Пальчиковая гимнастика | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие | ||
октябрь октябрь октябрь | 5 | Осень. Признаки осени | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению | Игровые упражнения «Найди отличия», «Сравним ленты». Подвижная игра с воздушными шариками | Познакомить детей с со словами на чувашском языке, обозначающими цвет | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие | |
6 | Игрушки. Материал | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Необыкновенный зоопарк» | Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. | Игровое упражнение «Неразбериха». Конструирование | Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие | |||
7 | Деревья (тополь, береза, клен, ель, рябина, сосна) | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Гости из леса» | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счёта предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путём. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа | Игровые упражнения «Волшебный мешочек», «Поручение» | Социально-коммуникативное развитие |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
октябрь | 8 | Сельско-хозяйст-венные профес-сии | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Три поросёнка» | Учить считать в пределах 3, используя следующие приёмы: при счёте правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный-короткий, высокий-низкий, выше-ниже. Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) | Конструирование из бумаги. Физкультминутка. Рассматривание сюжетных картинок | Социально-коммуникативное развитие | |
ноябрь ноябрь | 9 | Я и моя семья | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой» | Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от размера. Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, сзади, слева, справа. | Игра «Угостим белочек орешками». Подвижная игра «Найди свой домик». Дидактическая игра «Где звенит колокольчик» | Использовать в качестве игрового и демонстрационного материала предметы чувашского народного быта, образцы чувашской вышивки | Социально-коммуникативное развитие |
10 | Мой дом. Мебель | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «В гостях у Буратино» | Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?». Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом | Игровые упражнения «Разложи бантики по образцу», «Найди пару», «Скажи наоборот» | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ноябрь Ноябрь Ноябрь | 11 | Одежда. Чуваш-ская одежда | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Мальвина учит считать Буратино» | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей | Игровое упражнение «Поможем Буратино склеить посуду» | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие | |
12 | Обувь. Головные уборы | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Давайте поиграем» | Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно | Игровые упражнения «Сосчитай колечки у пирамидки», «Угадай, что изменилось?», «Сложи карандаши в коробку». Подвижные игры «Найди свой гараж», «Карусели» | В качестве игровой атрибутики использовать куклы в чувашских национальных костюмах, предметы домашней утвари чувашских крестьян | Социально-коммуникативное развитие | |
13 | Труд взрослых | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Когда просыпаются детки» | Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) | Игровые упражнения «Покормим цыплят», «Когда это бывает», «Не ошибись» | Социально-коммуникативное развитие |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
декабрь декабрь декабрь | 14 | Зима, ее признаки | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Куклы собираются в гости к гномикам» | Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?». Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зелёной, а зелёная ленточка короче и уже красной ленточки». Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | Работа в тетради. Дидактическая игра «Спрячь игрушки» | Обучать порядковому счету на чувашском языке в пределах 5 | Социально-коммуникативное развитие |
15 | Зимую-щие птицы | Формирование элементарных математических представлений | Игровая встреча Умников и Умниц | Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёта. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг) | Командная игра. Работа с раздаточным материалом. | Социально-коммуникативное развитие | ||
16 | Природа зимой | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка». | Игровое упражнение «Разложи фигуры» | Рассказать детям, какие мерки использовались в чувашских деревнях, показать изделия из дерева, выполненные народными чувашскими умельцами | Социально-коммуникативное развитие |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
декабрь | 17 | Новый год. Рожде-ство | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине | Игровые упражнения «Чудесный мешочек», «Поставь также». Дидактическая игра «Найди себе пару» | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие | |
январь январь январь | 18 | Народная культура и традиции | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь | Игровые упражнения «Разложи картинки», «Разложим фигуры по коробкам», «Покупаем игрушки для Мишки». Подвижная игра «День-ночь» | В качестве раздаточного материала использовать детали чувашского национального орнамента | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие |
19 | Народ-ные промы-слы | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Сон Мишки» | Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. Познакомить со значением слова далеко-близко. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей | Рассматривание сюжетной картинки. Игровые упражнения «Далеко-близко», «Собираем картинку» | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие | ||
20 | Зимние забавы. Зимние виды спорта | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Играем с матрешками» | Упражнять в счёте звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о значении слов далеко-близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длинный, самый длинный | Игровые упражнения «Матрёшки гуляют», «Угадай, что изменилось», «Матрёшки слушают музыку» | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
февраль февраль февраль Февраль | 21 | Домаш-ние птицы | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Упражнять в счёте звуков в пределах 5. Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длинный, самый длинный. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Игровое упражнение «Строим дорожки». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Подвижная игра «Найди свой гараж» | Использовать чувашский фольклор в математических развивающих играх | Социально-коммуникативное развитие |
22 | Дикие живот-ные и их детены-ши | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) | Игровые упражнения «Отгадай, сколько». Физкультминутка. Работа в рабочей тетради | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие | ||
23 | Россий-ская армия | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Продолжать упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий | Загадки. Игровая ситуация «Спускаемся (поднимаемся) по лестнице. Игровые упражнения «Покажи столько же», «Наш день» | Социально-коммуникативное развитие | ||
24 | Веселая Масле-ница | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Делаем зарядку» | Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий | Игровые упражнения «Сделаем столько же», «Ворота для мячей». «Разложи ленты». Физкультминутка. Игра «Поручение» | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
март март март Март | 25 | Сердце матери лучше солнца греет | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Письмо из Простоквашино» | Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь | Игровое упражнение ««Сделаем столько же». Подвижная игра «Найди свой домик». Дидактическая игра «Когда это бывает» | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие | |
26 | Весен-ние явления | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Степашка убирает игрушки» | Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигать в заданном направлении (вперёд, назад, налево, направо). Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей | Игровые упражнения «Найди столько же», «Собери картинку» | Социально-коммуникативное развитие | ||
27 | Родное село | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Правильно пойдёшь, секрет найдёшь» | Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Объяснить, что результат счёта не зависит от величины предметов (в пределах 5). Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький, больше. | Движение по заданному маршруту. Игра с мячами. Чтение стихотворения «Мой весёлый, звонкий мяч…» | Использовать в качестве игрового материала национальные куклы и предметы быта | Социально-коммуникативное развитие | |
28 | О здоровье | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Чаепитие» | Закреплять представление о том, что результат счёта не зависит от величины предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности | Игровое упражнение «Накроем стол для чаепития». Работа в тетрадях | Социально-коммуникативное развитие | ||
апрель | 29 | Космос | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Учить обозначать результаты сравнения предметов словами: высокий, ниже, самый низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине | Игровое упражнение «Постройте ребят по росту». Работа в тетрадях | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
апрель апрель апрель | 30 | Книж-кина неделя | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Посадим цветочки вдоль дорожки» | Показать независимость результата счёта от расстояния между предметами (в пределах 5). Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар | Игровая ситуация «Посади ёлочки в ряд». Игровое упражнение «Собери кубики и шарики в корзины» | В качестве игровой атрибутики использовать куклы в чувашских национальных костюмах, предметы домашней утвари чувашских крестьян | Социально-коммуникативное развитие |
31 | Неделя чуваш-ского языка | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении | Игровые упражнения «Разложи предметы по форме», «Поручение». Игровая ситуация «Прилетели бабочки». Физкультминутка «Бабочки летают» | |||
32 | Моя страна | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Строим игровую площадку» | Показать независимость результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о значении слов далеко-близко | Игровые упражнения «Посади ёлочки в ряд», Прыгаем близко, прыгаем далеко». | Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие | ||
май | 33 | День Победы | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Поездка на праздник сказок» | Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?» и т.д. | Украшение групповой комнаты шариками и флажками. Игра «Найди себе пару». | Упражнять порядковому счету на чувашском языке в пределах 5 | Социально-коммуникативное развитие |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
май май май | 34 | Труд весной | Формирование элементарных математических представлений | Работа с раздаточным материалом | Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, ещё меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь | Дидактическая игра «Как называется эта часть суток?». Просмотр мультфильма. | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие | |
35 | Насекомые (жук, бабочка, муха, муравей) | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Письмо от волшебника» | Упражнять в счёте и отсчёте предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине | Игровые упражнения «Письмо от волшебника», «Продолжи ряд». Дидактическая игра «Найди фигуру» | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие | ||
36 | Лето. Летние виды спорта | Формирование элементарных математических представлений | Игровая ситуация «Весна пришла» | Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперёд, назад, налево, направо, вверх, вниз. | Загадки. Рассматривание панно «Весна». Игровое упражнение «Найди ошибку» | Социально-коммуникативное развитие |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Название раздела | Материалы и оборудование | Учебно-наглядные пособия | Информационные и технические средства обучения |
Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений | Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ