Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Месяц

Тема недели

Название детской деятельности

Тема и форма проведения детской деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования, формируемое участниками образовательных отношений

Национально-культурный компонент

Интеграция с образовательными областями

1

2

3

4

5

6

7

8

9

сентябрь

1

Наш детский сад

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес»

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше.

Игровое упражнение «Найди пару»,

Закрепить знания детей о своем д/с (название, где он находится, кто там работает…)

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие

2

Ягоды. Грибы

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «В гостях у Кролика»

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Игра «Что где находится»

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие

3

Осень. Сад. Фрукты

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «В гостях у Винни-Пуха»

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько-сколько. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

Игровые упражнения «Положим кубы в коробку», «Построим домики», «Поможем Винни Пуху разложить картинки»

В качестве демонстрационного материала использовать предметы в чувашских национальных цветах: красный, жёлтый, чёрный, белый

Речевое развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

сентябрь

4

Осень. Огород. Овощи

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «К нам приехал цирк»

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее-короче, широкий-узкий, шире-уже

Игровые упражнения «Найди отличия», «Сравним ленты», «Перепрыгнем через дощечки». Пальчиковая гимнастика

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие

октябрь

октябрь

октябрь

5

Осень. Признаки осени

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению

Игровые упражнения «Найди отличия», «Сравним ленты». Подвижная игра с воздушными шариками

Познакомить детей с со словами на чувашском языке, обозначающими цвет

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие

6

Игрушки. Материал

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Необыкновенный зоопарк»

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.

Игровое упражнение «Неразбериха». Конструирование

Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие

7

Деревья (тополь, береза, клен, ель, рябина, сосна)

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Гости из леса»

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счёта предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путём. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа

Игровые упражнения «Волшебный мешочек», «Поручение»

Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

октябрь

8

Сельско-хозяйст-венные профес-сии

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Три поросёнка»

Учить считать в пределах 3, используя следующие приёмы: при счёте правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный-короткий, высокий-низкий, выше-ниже. Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь)

Конструирование из бумаги. Физкультминутка. Рассматривание сюжетных картинок

Социально-коммуникативное развитие

ноябрь

ноябрь

9

Я и моя семья

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой»

Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от размера. Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, сзади, слева, справа.

Игра «Угостим белочек орешками». Подвижная игра «Найди свой домик». Дидактическая игра «Где звенит колокольчик»

Использовать в качестве игрового и демонстрационного материала предметы чувашского народного быта, образцы чувашской вышивки

Социально-коммуникативное развитие

10

Мой дом. Мебель

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «В гостях у Буратино»

Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?». Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом

Игровые упражнения «Разложи бантики по образцу», «Найди пару», «Скажи наоборот»

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

11

Одежда. Чуваш-ская одежда

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Мальвина учит считать Буратино»

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей

Игровое упражнение «Поможем Буратино склеить посуду»

Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие

12

Обувь. Головные уборы

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Давайте поиграем»

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно

Игровые упражнения «Сосчитай колечки у пирамидки», «Угадай, что изменилось?», «Сложи карандаши в коробку». Подвижные игры «Найди свой гараж», «Карусели»

В качестве игровой атрибутики использовать куклы в чувашских национальных костюмах, предметы домашней утвари чувашских крестьян

Социально-коммуникативное развитие

13

Труд взрослых

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Когда просыпаются детки»

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Игровые упражнения «Покормим цыплят», «Когда это бывает», «Не ошибись»

Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

декабрь

декабрь

декабрь

14

Зима, ее признаки

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Куклы собираются в гости к гномикам»

Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?». Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зелёной, а зелёная ленточка короче и уже красной ленточки». Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Работа в тетради. Дидактическая игра «Спрячь игрушки»

Обучать порядковому счету на чувашском языке в пределах 5

Социально-коммуникативное развитие

15

Зимую-щие птицы

Формирование элементарных математических представлений

Игровая встреча Умников и Умниц

Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счёта. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг)

Командная игра. Работа с раздаточным материалом.

Социально-коммуникативное развитие

16

Природа зимой

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Игровое упражнение «Разложи фигуры»

Рассказать детям, какие мерки использовались в чувашских деревнях, показать изделия из дерева, выполненные народными чувашскими умельцами

Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

декабрь

17

Новый год. Рожде-ство

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине

Игровые упражнения «Чудесный мешочек», «Поставь также». Дидактическая игра «Найди себе пару»

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

январь

январь

январь

18

Народная культура и традиции

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь

Игровые упражнения «Разложи картинки», «Разложим фигуры по коробкам», «Покупаем игрушки для Мишки». Подвижная игра «День-ночь»

В качестве раздаточного материала использовать детали чувашского национального орнамента

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

19

Народ-ные промы-слы

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Сон Мишки»

Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. Познакомить со значением слова далеко-близко. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей

Рассматривание сюжетной картинки. Игровые упражнения «Далеко-близко», «Собираем картинку»

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

20

Зимние забавы. Зимние виды спорта

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Играем с матрешками»

Упражнять в счёте звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о значении слов далеко-близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длинный, самый длинный

Игровые упражнения «Матрёшки гуляют», «Угадай, что изменилось», «Матрёшки слушают музыку»

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

февраль

февраль

февраль

Февраль

21

Домаш-ние птицы

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Упражнять в счёте звуков в пределах 5. Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длинный, самый длинный. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игровое упражнение «Строим дорожки». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Подвижная игра «Найди свой гараж»

Использовать чувашский фольклор в математических развивающих играх

Социально-коммуникативное развитие

22

Дикие живот-ные и их детены-ши

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо)

Игровые упражнения «Отгадай, сколько». Физкультминутка. Работа в рабочей тетради

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

23

Россий-ская армия

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Продолжать упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий

Загадки. Игровая ситуация «Спускаемся (поднимаемся) по лестнице. Игровые упражнения «Покажи столько же», «Наш день»

Социально-коммуникативное развитие

24

Веселая Масле-ница

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Делаем зарядку»

Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий

Игровые упражнения «Сделаем столько же», «Ворота для мячей». «Разложи ленты». Физкультминутка. Игра «Поручение»

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

март

март

март

Март

25

Сердце матери лучше солнца греет

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Письмо из Простоквашино»

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь

Игровое упражнение ««Сделаем столько же». Подвижная игра «Найди свой домик». Дидактическая игра «Когда это бывает»

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

26

Весен-ние явления

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Степашка убирает игрушки»

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигать в заданном направлении (вперёд, назад, налево, направо). Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей

Игровые упражнения «Найди столько же», «Собери картинку»

Социально-коммуникативное развитие

27

Родное село

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Правильно пойдёшь, секрет найдёшь»

Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Объяснить, что результат счёта не зависит от величины предметов (в пределах 5). Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький, больше.

Движение по заданному маршруту. Игра с мячами. Чтение стихотворения «Мой весёлый, звонкий мяч…»

Использовать в качестве игрового материала национальные куклы и предметы быта

Социально-коммуникативное развитие

28

О здоровье

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Чаепитие»

Закреплять представление о том, что результат счёта не зависит от величины предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности

Игровое упражнение «Накроем стол для чаепития». Работа в тетрадях

Социально-коммуникативное развитие

апрель

29

Космос

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Учить обозначать результаты сравнения предметов словами: высокий, ниже, самый низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине

Игровое упражнение «Постройте ребят по росту». Работа в тетрадях

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

апрель

апрель

апрель

30

Книж-кина неделя

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Посадим цветочки вдоль дорожки»

Показать независимость результата счёта от расстояния между предметами (в пределах 5). Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар

Игровая ситуация «Посади ёлочки в ряд». Игровое упражнение «Собери кубики и шарики в корзины»

В качестве игровой атрибутики использовать куклы в чувашских национальных костюмах, предметы домашней утвари чувашских крестьян

Социально-коммуникативное развитие

31

Неделя чуваш-ского языка

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении

Игровые упражнения «Разложи предметы по форме», «Поручение». Игровая ситуация «Прилетели бабочки». Физкультминутка «Бабочки летают»

32

Моя страна

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Строим игровую площадку»

Показать независимость результата счёта от формы расположения предметов в пространстве. Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о значении слов далеко-близко

Игровые упражнения «Посади ёлочки в ряд», Прыгаем близко, прыгаем далеко».

Развитие речи. Социально-коммуникативное развитие

май

33

День Победы

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Поездка на праздник сказок»

Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?» и т.д.

Украшение групповой комнаты шариками и флажками. Игра «Найди себе пару».

Упражнять порядковому счету на чувашском языке в пределах 5

Социально-коммуникативное развитие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

май

май

май

34

Труд весной

Формирование элементарных математических представлений

Работа с раздаточным материалом

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, ещё меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь

Дидактическая игра «Как называется эта часть суток?». Просмотр мультфильма.

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие

35

Насекомые (жук, бабочка, муха, муравей)

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Письмо от волшебника»

Упражнять в счёте и отсчёте предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине

Игровые упражнения «Письмо от волшебника», «Продолжи ряд». Дидактическая игра «Найди фигуру»

Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие

36

Лето. Летние виды спорта

Формирование элементарных математических представлений

Игровая ситуация «Весна пришла»

Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперёд, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Загадки. Рассматривание панно «Весна». Игровое упражнение «Найди ошибку»

Социально-коммуникативное развитие

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Название раздела

Материалы и оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

Познавательное развитие.

Формирование элементарных математических представлений

Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области