Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рассказы о войне. Буханка

Воспитание патриотизма.Воспитание любви к Родине, ее прошлому.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рассказы о войне. С.П.Алексеев «Буханка»

Цели: формирование читательской компетентности

Задачи:

1. продолжить знакомство с произведениями о войне

2. развивать интерес к чтению, умение анализировать поступки героев, развивать диалогическую речь через смысловое чтение

3. воспитывать любовь к Отечеству, уважение к подвигам народа в годы войны, бережное отношение к хлебу.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:  учиться читать художественный текст; определять смысл произведения; получат возможность научиться: характеризовать героев произведения на основе их поступков.

Метапредметные: 

познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой информации; используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с задачами и целями; 

регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу; 

коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию; строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: имеют представление о событиях ВОВ 1941-1945 г.; проявляют любовь к Родине, стремление защищать и беречь ее.

Методы и формы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая; методы: словесный, наглядный.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

I.Актуализация

II. Сообщение темы урока.

- Близится великая дата – 75-летие Великой Победы. Этот праздник для нашей страны священен. И мы каждый день все больше и больше узнаем о тех далеких страшных временах, когда наши прадеды шли в бой за мирное небо над нашей головой. Мы узнаем об их подвигах из рассказов самих ветеранов, из фильмов. И конечно же из рассказов писателей. Одним из таких писателей является Сергей Петрович Алексеев. Слайд 2

- Вам знакомо это имя?

- Кто из вас читал его рассказы?

III. Знакомство с произведением (смысловое чтение)

- Сегодня мы прочитаем одно из его произведений. О чем оно, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка про хлеб Слайд 3

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском (хлеб)

Подбор синонимов (каравай, булка, буханка)

Слайд 6

Слайд 7 (блокадный хлеб)

- Сегодня мы продолжим тему войны и прочитаем рассказ С.П.Алексеева.

Слайд 8

-Прочитаем рассказ цепочкой.

Чтение цепочкой

БУХАНКА

Надя Хохлова, Надя Реброва — две девушки, две подружки. Живут по соседству. Рядом их улицы. На Расстанной живёт Хохлова. Реброва живёт на Лиговке. Давно они дружат. Вместе росли, вместе учились в школе. На заводе работают нынче вместе. И той и другой по шестнадцать лет.

Хорошо они трудятся. Хвалят подружек. Снаряды завод выпускает для фронта. Две нормы вырабатывает Надя Хохлова, две — Надя Реброва. В числе первых стараются быть подружки. Нелёгкие дни в Ленинграде.

Есть подружкам всё время хочется.

Утром проснутся. Хочется кушать.

Бегут на работу. Хочется кушать.

Стоят у станков. О еде мечтают.

Уж так, уж так порой им хочется кушать… Голова у подружек кружится.

Мечтают подружки:

— Вот бы буханку хлеба.

— Хоть одну на двоих, — скажет Надя Хохлова.

— Хоть одну на двоих, — согласится Надя Реброва.

— Вот бы упала буханка с неба!

Возвращались как-то они с работы. Вот она, Лиговка. Скоро Расстанная. Угол Расстанной и Лиговки. Расстанутся тут подружки. Надя Хохлова ещё дальше немного пройдёт по Лиговке. Надя Реброва свернёт на Расстанную.

Идут подружки. Зима. Мороз. Сугробы снега в рост человеческий слева, справа. Час вечерний. Пустынно сейчас на Лиговке. Двое всего на Лиговке Надя Хохлова, Надя Реброва. Вечер. Зима. Мороз.

Шагают подружки. Скрип, скрип — под ногами снег. Обогнала подружек автомашина. Грузовик. Брезентом что-то прикрыто сверху. Запах почудился вдруг подружкам. Знакомый, щемящий, кричащий запах. Переглянулись подружки — так это ж хлеб! Действительно, хлеб в машине. Торопилась машина к булочной. Смотрят подружки. Вырывается криком голод: (постоянно думают об этом, постоянно хочется есть)

— Вот бы буханку хлеба.

— Хоть одну на двоих?

— Хоть одну на двоих!

( Вырывается криком голод: как понять это выражение?

(постоянно думают об этом, постоянно хочется есть)

Идёт, огибает машина сугробы. И вдруг просвистел, прогудел, ударил рядом с машиной снаряд. Разорвался он рядом с мотором. Разнесло кабину. Убило шофёра. Сорвало борта у машины. Посыпались буханки на мостовую чуть ли не прямо к ногам подружек.

Смотрят подружки: буханки! Хлеб! Подбежали они к машине.

Что-то шепчет: хватай, бери, не повторится такое чудо.

Но тут же и новый голос: не трогай, не смей, в каждой буханке чужая доля.

Что-то шепчет: смелей, вы одни, вспомните тех, кто дома.

Но тут же тот строгий голос: не смей на чужой беде строить свою удачу.

Наклонились подружки. Взяли по буханке. Смотрит Надя Хохлова на Надю Реброву. Смотрит Надя Реброва на Надю Хохлову. Постояли они секунду. Наклонились, взяли ещё по буханке, по две, по три.

Стоп. Слайд 9 (девочки у машины)

Поднялись, пошли к машине. Положили буханки опять в машину.

Вскоре появились другие прохожие. Старуха какая-то, подросток, девчонка, какой-то старик, две молодые женщины. Смотрят прохожие — хлеб!

Видят Хохлову, видят Реброву. Подошли, наклонились, тоже стали грузить на машину хлеб. Собрали буханки люди. Кто-то куда-то сбегал, сообщил о случившемся. Вскоре другая пришла машина. Перегрузили на эту машину хлеб. Гуднула, ушла машина.

Смотрит ей вслед Надя Хохлова, смотрит Надя Реброва. Смотрят другие люди.

И снова, и снова, и снова — до крика, до слез, до боли: хочется людям есть, хочется людям есть.

— Вот бы — буханку.

Хоть одну на двоих.

Хоть одну на троих,

на пятерых, семерых.

Хотя бы — кусочек хлеба

(Сам автор С.П.Алексеев назвал этот рассказ «Буханка»).

Слайд 12. (книга Алексеева Буханка)

- Какой рассказ мы читали сегодня? Кто его автор?

- Чему нас учит этот рассказ?

- Какие чувства вы испытываете сейчас?

- Заканчивая наш урок, хочется напомнить вам, ребята, какой ценой досталась нашему народу победа и как люди ценили хлеб. Ведь не зря говорят, что Хлеб - всему голова.

- В заключении нашего урока хочется порекомендовать вам прочитать другие рассказы этого замечательного писателя. Слайд 13

IV. Работа с пословицами.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Без хлеба сыт не будешь.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Хлеба ни куска - везде тоска.

Свой хлеб хоть ночью ешь.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Там и рай, где хлеба край.

--Молодцы, что вы знаете так много пословиц о хлебе.

Знакомство с автором

Алексеев Сергей Петрович родился в 1922 году на Украине в маленьком селе Плискове в Винницкой области. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище в г. Поставы в Западной Белоруссии.

Война застала его близ границы в полевом лагере. С группой товарищей он был откомандирован в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков. С авиацией расстался в конце 1945 года. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать.

В литературную жизнь Алексеев вошёл сначала как редактор и критик, а потом уже и как писатель. Книги Сергея Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

Умер Сергей Петрович Алексеев в 2008 году.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области