Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие профессиональных компетенций педагогических работников и формирование новых образовательных практик для обеспечения успеха каждого ребенка

Мотивация для повышения уровня профессиональных компетенций преподавателя

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья Зиганшиной Веры Александровны «Развитие профессиональных компетенций педагогических работников и формирование новых образовательных практик для обеспечения успеха каждого ребенка»

Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и ребенка, следствием которого являются изменения в его поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка –значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми.

Исследователи определяют профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Критерии профессиональной компетентности :

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог

сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной

компетентности.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс

усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию

индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Предлагаю работу по развитию профессиональной компетенции педагогов организовать следующим образом:

1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога:

-диагностирования, тестирование;

-определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

-Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном

режиме и др.

-Работа в РМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы.

-Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

-Участие в различных конкурсах.

-Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

-Обобщение и распространение опыта.

-Аттестация.

-Творческий отчет.

-Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых

технологий.

-Самообразование.

3 этап. Анализ деятельности педагога.

-Обобщение опыта.

-Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию

профессиональной компетентности педагогов.

-Самоанализ деятельности.

Становится значимым разработать такую программу психолого-педагогического сопровождения педагога, которая бы способствовала развитию его профессиональной компетентности, что приводит к повышению качества образования и формированию позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Компетентность как понятие появилось в научном лексиконе в конце 50-х годов XX столетия .

Таким образом, компетентность человека связана с профессией в конкретной сфере общественной жизни, которую обслуживает деятельность. В качестве сфер общественной жизни, как правило, выделяют, материальную и духовную. Педагогическая деятельность, направленная на приобщение учащихся к культуре и ее ценностям, тем самым обслуживает духовную сферу общества. Социально-опосредованный характер педагогической деятельности проявляется в том, что она осуществляется во благо ученика, ради его развития, во имя обретения им человеческой сущности и его становления как субъекта деятельности, способного строить жизнь, достойную человека. Созидание такой жизни требует, чтобы ученик по окончании школы выбирал ту профессию, которая отвечает как его потребностям, так и запросам общества, в котором он живет. Следовательно, деятельность учителя обслуживает духовную сферу общества, так как учитель, воспитывающий ученика, транслирует культуру, вводит ребенка в мир культуры, развивает у него способность к сохранению культуры, к ее созиданию и преобразованию, а также, в определенной степени, и материальную сферу, так как учащиеся будут работать в этой сфере.

Изучение профессиональной компетентности учителя обусловливает необходимость выделения ее структурных компонентов, а также описания их содержания.

Педагогическая компетентность будет только набором профессиональных навыков, если в нее не вдохнуть педагогическое творчество. Без сотворчества с обучающимися продуктивный процесс немыслим.

Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя.. Таким образом, можно сделать вывод, что мастерство входит в состав педагогического творчества и является составляющей профессиональной компетентности.

Инновационная образовательная среда как фактор развития профессиональной компетентности педагога

Инновационная деятельность в сфере образования начала приобретать все большее значение во всем мире со второй половины ХХ века.

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса.

Сегодня можно утверждать, что в последнее десятилетие в отечественном образовании сосуществуют две тенденции его развития – традиционная и инновационная.

Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога

В настоящее время в системе образования четко обозначился подход к сопровождению, а именно – сопровождение образовательного процесса. При этом речь идет о том, что необходимо создавать систему психолого-педагогического сопровождения, которая должна опираться на следующие принципы: соблюдение интересов ребенка; принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение и помощь в решении проблемы на всех этапах образовательной деятельности); принцип системности сопровождения (определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку должно основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны, на которые можно будет опираться при проведении работы с ним).

Данная цель обуславливает постановку ряда задач:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,: учебные трудности, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Педагоги должны быть подготовлены к работе с детьми с различными индивидуально-психологическими особенностями.

Таким образом, в настоящее время психологопедагогическое сопровождение педагогов выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию профессиональной компетентности

Программа психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов

Цель программы психолого-педагогического сопровождения развитие профессиональной компетентности учителя.

Программа сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов направлена на осознание собственного потенциала, определение возможных путей дальнейшего профессионального роста и развития. Основной акцент сделан на стремлении преодолевать трудности на пути к достижению цели, на повышении мотивации к успеху, формировании толерантного отношения к неопределенности, на снижении ригидности и тревожности.

В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека.

 В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
  
 Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

  Дополнительное образование выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли успешными и счастливыми! 

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы дополнительного образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей.

Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех даёт уверенность в своих силах. Успех делает людей победителями. Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе.  Какая бы область деятельности ни была выбрана ребёнком, необходимо помогать ему в достижении цели. И обязательно праздновать успех с детьми. Ребёнок, который испытал успех, очень отчётливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам.

  Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие. 

Мы уверены, что секрет и залог успеха кроится в преданной любви к детям и к делу, которому ты призван служить.

А если творческое кредо педагога - дарить воспитанникам радость познания и самореализации, то результат такой деятельности непременно обернется определенным успехом, и конечно, благодарностью поверившего в себя ученика и его родителей.

Январь 2022год

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области