Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Авторская дополнительная оздоровительная общеразвивающая программа « Йога детям »

Цели Воспитание здорового, жизнерадостного ребенка, гармонично развитого духовно и физически через практику "Хатха - йога". Задачи Оздоровительные - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Образовательные - расширение кругозора, уточнение представлений о своем теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни Воспитательные - воспитание потребности в здоровом образе жизни выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Авторская дополнительная оздоровительная общеразвивающая программа

« Йога детям »

Студия "Растишка"

(начальный уровень первый год обучения)

Возраст обучающихся: 8-14 лет

Срок реализации: 1 год

Автор составитель :

Большакова Виктория Викторовна

педагог – инструктор

дополнительного образования

Год разработки программы -2021

г. Нижневартовск 2021

Пояснительная записка

Детская йога от 8 до 14 лет - это адаптированный вариант хатки -йоги с учетом физиологических и психологических возможностей. Йога -это полезные для здоровья физические упражнения, позволяющие молодому организму развиваться гармонично. Главной целью выполнения асан (положение тела) является выработка у детей привычки к здоровому образу жизни.
Неоспоримая польза детской йоги определяет, насколько здоров человек по состоянию его позвоночника. Практически все асаны разработаны для нормализации функционирования позвоночного столба и укрепления мышц вокруг него. Скручивания, растяжения, наклоны, повороты направлены на приобретение правильной осанки и улучшения гибкости. Упражнения для шеи нормализуют кровообращение в головном мозге. Это помогает снять зрительную нагрузку, способствует лучшей концентрации, запоминанию информации. Тренируя шейный отдел, дети становятся менее подвержены ангинам и фарингитам. Дыхательные техники позволяют разработать легкие, увеличить их рабочую площадь, что особенно полезно для детей - астматиков и аллергиков. Асаны, в которых все внимание направлено на область живота, являются природным «внутренним массажем» органов брюшной полости. Такой массаж способствует нормальному усвоению пищи, ускорению выведения токсичных веществ, нормализации работы желудочно-кишечного тракта. У полных детей ускоряется обмен веществ и они, как следствие, теряют лишний вес. Худые дети могут набрать мышечную массу и стать крепче физически. Влияние йоги на ребенка многогранно. Йога улучшает состояние здоровья ребенка, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию и гибкость. Благодаря тому, что занятия проходят в игровой форме, у детей школьного возраста развивается концентрация, внимательность и аккуратность к движениям и позам.

Йога - наполняет организм ребенка энергией, позволяет поддерживать хорошую физическую форму. Вырабатывает у ребенка эмоциональную устойчивость, терпение, спокойствие и душевное равновесие. Формирует положительное отношение к окружающему миру, учит его вести правильный образ жизни без формирования вредных привычек. В отличие от большого спорта, тело и дух ребенка не перегружены, у него всегда есть возможность рассчитать свои силы

и отдохнуть. Заниматься йогой могут даже часто болеющие дети. Йога восстанавливает иммунитет, помогает ребенку переключить внимание с болезни на более позитивные вещи: общение, положительные эмоции, самопознание. Для занятий йогой необходим только коврик и желание ребенка. Особенно полезна йога для гиперактивных детей. Занятия позволяют направить неуемную энергию ребенка в правильное русло. Детям - флегматикам йога поможет раскрепоститься, придаст решительности, научит проявлять инициативу. Кроме того, ребенок менее подвержен стрессам, депрессии и его самооценка значительно повышается. Занимаясь даже непродолжительное время, ребенок получит много новой полезной информации.

Детская йога - это единая комплексная система, состоящая из поз, дыхательных практик, упражнений на концентрацию внимания. Она помогает ребенку всесторонне развиваться и лучше узнавать себя. Дети, которые регулярно посещают занятия, например, 2-3 раза в неделю, меньше болеют, лучше учатся. Они гармонично развиваются и растут как личности. Асаны (позы йоги), дыхательные упражнения укрепляют тело, способствуют его правильному формированию. Дети, занимающиеся йогой, сильные, выносливые, гибкие, подвижные. Концентрация внимания способствует лучшему пониманию себя, своего тела, своих желаний, стремлений. У детей вырабатывается привычка к самодисциплине. Йога также помогает детям лучше понимать окружающий мир и свое место в этом мире. Она развивает интуицию, как способ познания этого мира. В переходном возрасте йога помогает подростку лучше управлять собой, своим телом, эмоциями, более плавно выстраивать свои отношения со сверстниками и взрослыми. Получается, что йога для современного ребенка просто жизненно необходима.

У ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью каждого ребёнка.

В качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно- оздоровительной работы с детьми является практика «Хатха - йоги».

Йога- древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Замечено, что занятия йогой для детей действуют успокаивающе и гармонизируют физическое и душевное состояние ребёнка. Выполнение тонких координационных движений комплекса йоги способствует развитию мозга, помогает использовать систему « интеллект- тело» более эффективнымобразом.

Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы физического и психического здоровья детей.

Детский распорядок жизни в современности даже более стрессовый, чем взрослый. По мнению специалистов педагогов-психологов проблема тревожного состояния школьников является актуальной. Нарушенное психо-эмоциональное равновесие в поведении детей- тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность- очевидная реальность современного ребёнка, фон его учебного процесса. Также дети часто болеют и имеют слабую физическую подготовку. В связи с этим, считаю необходимым заняться дополнительным укреплением здоровья школьников в свободное от учёбы время. Эти занятия помогут укрепить организм и научат детей умению приводить себя в спокойное состояние. Особенно это необходимо в период адаптации и для гиперактивных детей. Ребенок разовьёт гибкость ума и тела, узнает, как быть внимательным и сосредоточенным.

Обобщение научной основы

Изучение педагогической, психологической и специальной литературы, посвященной вопросам физического воспитания, позволило прийти к выводу о том, что именно практика “Хатха-йоги” способствует развитию таких физических качеств как гибкость, сила, равновесие, выносливость, а так же психическую устойчивость и фантазию ребёнка.

Немецкий психолог и психоаналитик В. Райх полагал, что человек создаёт защиты против каких- либо психологических травм, страхов, тревог и различных агрессий и это сильное эмоционально напряжение остаётся в памяти тела в виде " мускульного панциря"(в современной терминологии- мышечный зажим). Такие зажимы есть у каждого человека и в зависимости от характера, располагаются в

разных местах. В них мышцы при прощупывании твёрдые и при надавливании

отзываются неприятной болью, т.к. находятся в состоянии избыточного напряжения. Чем меньше подвижность и сила какой -либо части тела, тем больше в этой части тела зажимов, ригидностей (твёрдость, жёсткость), избыточных напряжений и т.п. Все эти зажимы и ригидности возникают как следствие работы автоматических психологических защит.

Мышечный зажим можно расслабить следующими способами:

Именно это и происходит с телом при выполнении асаны.

Асаны – упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением. Асаны – это преимущественно

статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее – на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.

В асане каждая мышца либо сильно напряжена, либо сильно растянута, либо находится в состоянии абсолютного покоя - то есть в своём экстремальном положении. По мере роста навыков выполнения асан каждая мышца тела, от пяток и до ушей, получает одно из вышеперечисленных воздействий. А значит, тело избавляется от этого самого "мускульного панциря".

Йога - путь к равновесию.

В телесно- ориентированной психотерапии существует такое упражнение: человеку предлагают встать в очень неудобную позу и подумать о проблемной ситуации. Очень быстро выясняется, что одновременно думать о проблемах и удерживать равновесие невозможно- либо человек падает, либо находит ответ на мучавший его вопрос. Итак, большинство асан, выполняемых из положения стоя,

и многие асаны из других исходных положений тренируют способность сохранять равновесие. Причём тренируют эту способность очень и очень правильно- не через мышечные спазмы, а наоборот, через нахождение наиболее удобного и устойчивого положения. Выполняя асаны более или менее регулярно возможно приучиться даже в неудобных с виду позах находить устойчивость, это становится привычкой и в жизни тоже. Полученный навык в одной области распространяется и на все другие.

Йога - это навыки правильного движения.

Асаны и йоговские дыхания способствуют выработке навыков оптимального движения и помогают осваивать гармоничный образ движения сразу по следующим направлениям:

Йога - это понимание своего тела.

В принципе, любая двигательная деятельность (спорт, танцы и т.д.) повышает телесную рефлексию, и выполнение асан в том числе, но в асанах есть ещё кое- что, что существенно увеличивает способность осознавать своё тело. Благодаря статичности позы, благодаря тому, что экстремальное положение затрагивает не только мышцы, но и суставы, и связки, выполняющий асаны начинает всё лучше чувствовать своё тело и его строение, узнаёт свои собственные возможности, приобретает способность наблюдать за каждой мелкой деталью положения тела.

Йога для школьников – это занятия, которые снимают напряжение после школы, укрепляют иммунитет и улучшают осанку.

Йога для детей это:

Детям не нужно заучивать длинные и сложные названия асан, вместо них на занятии используют названия животного или предмета, на который похожа поза: «Кузнечик»,

« Журавль», «Лук», « Кошка» и т.д. Это развивает память, наблюдательность, воображение.

Кроме того, для развития творческого мышления детям предлагается придумать комплекс, связанный сказочным сюжетом, на основе изученных йога- упражнений.

Причины, почему ребенок должен заниматься йогой.

1. Йога - учит ребенка дисциплине.

2. Йога - это позитив. Изучение разных поз, техник и собственного тела, общение с другими детьми и хорошее настроение.

3. Йога - помогает ребенку не только развиваться физически, но и принимать её как неотъемлемую часть правильного образа жизни.

4. Согласно статистике, дети которые занимаются йгой, болеют намного реже и легче. Нормализуется ЖКТ.

5. Во время занятия Йогой дети узнают, что правильное дыхание обеспечивает работоспособность всего организма и является основой нашей жизни.

6. Упражнения из йоги учат детей принимать себя такими, какими они есть, любить себя и управлять своим телом. Во время занятий йогой для детей, они начинают разбираться в процессах своего ума, следить за ним, контролировать свои эмоции и взгляды.

7. Гиперактивность ребенка - проблема, с которой сталкивается каждая вторая мама. Отсутствие выхода энергии у ребенка приводит к постоянным истерикам по пустяках. Справиться с этой проблемой помогают занятия йогой, во время которых дети учатся контролировать свои чувства, но и осознают, что существует множество способов выплеска энергии без крика и слез, наступает успокоение сознания.

8. Замкнутые дети - напротив, раскрепощаются, становятся более открытыми и общительными.

9. Особенные дети (ДЦП, аутизм, синдром Дауна и другие особенности развития), цель такой практики - помочь ребенку в любом исходном состоянии, достичь максимального возможного и полного развития.

4. Чем полезная йога для ребенка?

Благодаря практике формируется правильная координация движений, повышается гибкость, укрепляются внутренние органы, улучшается общее

состояние здоровья. Увлеченные такими занятиями дети умеют сохранять спокойствие, быстро адаптируются к различным ситуациям, хорошо концентрируются на поставленных задачах и эмоционально уравновешены. Ассоциации с позами животных помогают малышам легко вовлекаться в процесс занятия и удерживают надолго их внимание. Им нравится делать упражнения в игровой форме. Детей постарше йога учит перенаправлять избыток энергии на улучшение своего здоровья. Динамические асаны в комплексе с энергетическими практиками оказывают положительное влияние на поддержание хорошей физической формы подростка, его эмоциональное состояние и самооценку. Если все выполняется правильно, то занятия йогой не вредят здоровью ребенка, а только способствуют его укреплению.

На что можно рассчитывать, отправляя детей на йогу:

Детские психологи отмечают пользу йоги и для психологического состояния ребенка. Ведь современные дети не меньше взрослых страдают от стрессов. 

Благодаря занятиям, дети осваивают техники контроля дыхания и расслабления - все это наилучшим образом влияет на психику ребенка. Он обучается самоконтролю и самообладанию. Йога дает возможность «погрузиться» во внутренний мир, образы, мысли, ощутить легкость и душевное равновесие.

Если человек обучается таким техникам с детства, это становится залогом его дальнейшего гармоничного физического и психологического развития. От неспособности чувствовать сигналы своего тела, неумения ухаживать за ним и защищать личное пространство возникают психосоматические заболевания.

Хотя йога во многом полезна для растущего организма ребенка, прежде чем вести его на первую тренировку, следует посоветоваться с педиатром, особенно, если у него есть проблемы со здоровьем.

5. Противопоказания.

Кроме того, имеются временные противопоказания или те, которые касаются конкретных асанов и скруток. Врачи рекомендут оставить ребенка дома или нужно предупредить инструктора :

привести к ещё большей патологической подвижности суставов, при таком диагнозе большее внимание требуется уделять формированию мышечного корсета),

Цель программы:

Воспитание здорового, жизнерадостного ребёнка, гармонично развитого духовно и физически через практику "Хатха - йога".

Задачи:

Оздоровительные :

Образовательные:

формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

Воспитательные:

Методы используемые в реализации программы:

Успешное решение поставленных задач на занятиях со школьниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

Методические приёмы:

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животными растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ,

6. Метод контроля (индивидуальный, тестирование)

Формы подведения итогов:

Диагностика физического развития школьников, показательное выступление или открытое занятие.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Укрепление основных групп мышц

Содержание программы:

Теоретическая подготовка является неотъемлемой частью целостной системы подготовки. Она тесно связана с физической, технической и морально-волевой подготовкой. Теоретическая подготовка проводится в виде пояснения, показа иллюстраций, а также бесед и сообщений непосредственно во время проведения занятий.

Тема: Знакомство. Что такое йога?

Теория - Ознакомление с правилами техники безопасности, гигиеной занятий, содержанием занятий.

Понятие и история йоги. Цель йоги. Как йога появилась в России. Йога - информация для трансфомации. Показ иллюстраций. Упражнение "Внутренняя улыбка".

Тема: Диагностика физических данных.

Практика – Построение. Вьяямы для рук и плечевого пояса, шеи, ног и тд. Тест на гибкость- наклон из положения сидя на полу (количество сантиметров)

Тест на баланс - медитация тратака ( умение держаться в устойчивом положении) Тест на силу- отжимания от пола( количество раз)

Психологический настрой при выполнении комплекса.

Перед началом занятий выполняется "внутренняя улыбка". Это упражнение необходимо освоить и повторять как можно чаще на протяжении всего дня. "Внутренняя улыбка" способствует ясности мышления, снимает стресс, улучшает эмоциональное состояние. Техника выполнения проста: Закрыть глаза и расслабить лицо. Представить, что улыбаешься самой яркой и широкой улыбкой, на какую только способен. Специально двигать губами не надо, уголки губ сами собой приподнимутся, выражение лица неуловимым образом изменится. Почувствуется лёгкость и радость. Далее направить внимание на движения своего тела.

Тематический план

Период

Формы

Задачи

Октябрь

Комплекс№1

1.Развивать мышечную силу ног, выносливость, равновесие гибкость, быстроту. Познакомить детей с понятием «Хатха – Йога».

2. Разучить упражнение «Ладошки», «Кошка».

3. Разучить асаны: «Зародыш», «Угла», «Расслабление».

4.Разучить массажные точки на руках, пальцах рук и на лице.

Ноябрь

Комплекс№2

1.Практика детей в правильном и чётком выполнении асан.

2. Разучить асаны «Погончики», «Насос».

3.Развивать выносливость, равновесие, гибкость.

4. Разучить асаны: «Бегуна», «Горы».

5.Развивать дыхательную практику. Это полное йогическое дыхание, уджайи пранаяма, бхастрика .

Декабрь

Комплекс№3

1.Обучить правильному выполнению асан, отстройка.

2. Разучить асаны «Обними плечи», «Большой маятник».

«Дерева», «Ребёнка»,"Поза плуга","Поза горы"

Январь

Комплекс№4

1.Развивать диафрагмальное дыхание.

2. Разучить упражнение «Шаги», «Перекаты».

3. Разучить асаны: «Змеи», «Бриллианта».

Февраль

Комплекс№5

1. Разучить асаны: «Кошки», «Головоколенная».

2. Развивать выносливость, гибкость.

Март

Комплекс №6

1. Укреплять мышцы спины и брюшного пресса.

2. Разучить асаны «Ушки», «Повороты головой».

«Прямого угла», «Божественная».

Апрель

Комплекс №7

1.Развивать интерес заниматься йогой.

2. Разучить асаны упражнение «Малый маятник».

«Кривого дерева», «Скручивания».

4.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног.

Май

Комплекс №8

1.Развивать диафрагмальное дыхание.

2.Совершенствовать разученные асаны.

Май

Мониторинг

1. Развивать мышечную силу ног, выносливость, равновесие, гибкость, быстроту, баланс, подтянуть мышечный корсет.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы (целевые ориентиры)

Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные ФГОС дошкольного образования представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка. Этот вектор для педагогов и родителей, задающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры являются общими для всего образовательного процесса Российской Федерации и не противоречат ФГОС, но могут углублять и дополнять его требования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными

движениями; имеет начальные представления о ЗОЖ; воспринимает ЗОЖ как ценность; улучшенное состояние опорно-двигательного аппарата посредством систематических занятий Хатха-йогой, уменьшено количество респираторных заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей, благодаря применению дыхательной практики.

Организация образовательного процесса

Работа по программе «Йога детям» представляет собой комплексный курс занятий по физическому воспитанию, развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата и оздоровлению детей с частыми респираторными заболеваниями.

Занятия по Программе проводятся 2 раза в неделю с детьми 8-14 лет. Занятие разделено на две части по 40 минут и переменой между ними 10 минут.Содержание одного занятия осваивается в течении 1 месяца.

Основная форма работы программы «Йога детям» -групповая, занятия проводятся с группой, либо подгруппой не более 12 детей.

Срок реализации –1 год. Асаны , используемые в программе, учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.

Подражание – еще один метод обучения детей. Асаны–позы йоги, это положение тела, которое удобно и устойчиво, изображающие позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка»,«кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны направлены на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.

Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:

Обязательным условием проведения занятий является пустой желудок ребенка, занятия должны проходить в спортивной форме не стесняя движения, босиком.

Комплекс занятия состоит из трёх частей:

На первых занятиях при проведении дыхательной практики с детьми основная нагрузка ложится на разминку, с дальнейшим постепенным добавлением динамики дыхания. В каждом последующем комплексе добавляются новые пранаямы, которые можно делать стоя, сидя и лежа.

Основная часть (аэробная): Увлекательные занятия йогой для детей 8-14лет(дошкольники).

Индийская практика предполагает начало освоения йоги с восьмилетнего возраста. Таким детям уже разрешено выполнение сложных асан, благодаря повышенной физической выносливости. Йога оказывает на их организм благоприятное воздействие. Выбор правильного направления всесторонне развивает ребенка с малых лет. Допускается проведение занятий для детей возрастом от 3лет. В этом случае настаивать на точном выполнении всех поз не нужно. Для таких малышей подбирается комплекс легких упражнений. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 25 -30минут. Если утомление наступает раньше, то не нужно настаивать на продолжении. Для маленьких детей от 3 до 7 лет йогу можно считать знакомством со своим телом, некоторыми асанами и полезными для жизни знаниями. Малышам нравятся такие занятия, т.к. они преподаются в игровой форме. Во время упражнений дети могут гавкать и мяукать, выгибать тело по-змеиному, раскачиваться, словно деревца, лежать, как крокодил, подпрыгивать по-лягушачьи и многое другое.

Занятия и их польза. Практическое занятие разрабатывается с учетом анатомических, физиологических и психологических особенностей детей такого возраста. На уроках у малышей есть возможность расслабиться, улучшить дыхательные способности и общее состояние здоровья. Для знакомства с йогой используется интересная игровая практика. Дети узнают, каким образом можно перенаправить нереализованную энергию и при этом укрепить организм. Выполнение асан помогает стать более гибким, улучшить осанку и координацию движений, учит концентрировать внимание.

1. Поза Кренделя: сесть на коврике и скрестить ноги вместе; правую ладонь положить на левую коленку; левую руку поднять и выпрямить перед собой; сделать вдох; повторить то же самое с другой рукой.

Кренделек

2. Поза Самолета: лечь на коврик вниз животом; приподняться над полом грудной клеткой, руками и ногами; выполнить вдох.

Самолетик

3. Поза Кобры: лечь на коврик животом вниз; локти согнуть для упора и расположить под грудью; приподнять грудную клетку над полом, опираясь на локти; при этом ноги не должны отрываться от пола, их нужно просто распрямить.

Кобра

4. Поза Слона: встать с ровной спиной; сделать наклон вперед; ладони соединить вместе; выполнить раскачивания руками в разные стороны, как будто хобот у слона.

Слоник

5. Поза Чертенка из коробки: сесть на коврик, спину выпрямить; колени согнуть и подтянуть к грудной клетке; обнять их руками и опустить на них сверху голову; сделать выдох, а затем – вдох; приподнять голову.

Чертенок из коробочки

6. Поза Выдры: лечь на коврик животом вниз; положить руки перед собой; приподняться над ковриком головой и грудной клеткой, распрямив руки.

Выдра

7. Поза Йога: встать на коврик, обе ступни прижав к полу; приподнять руки и расположить их над собой, чтобы было похоже на английскую букву «Y»; сделать вдох.

Йога

8. Поза Львенка: разместиться на коврике, встав на коленки; грудной клеткой прижаться к ногам; сделать вдох; выдвинуть туловище вперед и на выдохе зарычать.

Лев

9. Поза Устрицы: сесть на коврик, выпрямив спину; соединить ступни; ладони положить под коленки, а локти прижать к полу; сделать вдох и выдох; опустить голову на ступни.

Устрица

10. Поза Вулкана: встать на коврик с прямой осанкой; ноги на ширине плеч; ладошки соединить на уровне грудной клетки; сделать вдох и поднять ладони над собой; выдохнуть и развести ладони в разные стороны, а затем соединить их снова на уровне груди.

Вулкан

11. Поза Орла: встать на коврик с прямой спиной; немного согнуть ноги; левую ступню прижать к правой ноге; правой рукой накрыть левую руку, скрестив их; сделать вдох и выдох; повторить то же самое в другой очередности.

Орел

Дети лучше выполняют упражнения, если с ними связаны интересные ассоциации. Именно поэтому для всех поз можно придумать простые названия, чтобы ребенку было легче запомнить упражнения и делать их с радостью.

Преимущества йоги для самых маленьких заключаются в: активном физическом развитии малютки (укрепляется костная система, позвоночник, мышцы, развивается вестибулярный аппарат), усиливаются обменные процессы и стимулируется работа внутренних органов, укрепляется иммунная система, ослабляется внутричерепное давление, гипотонус и гипертонус мышц, если таковые имеются у ребенка, укрепляется нервная система, снижается излишнее напряжение.

Необычные занятия йогой !

У детей есть то, что практически отсутствует у многих взрослых: природная гибкость, выносливость и невероятная энергичность. И они с удовольствием делают что-то интересное за компанию со сверстниками.

Основная цель — увлечь ребёнка и привить ему любовь и интерес к занятиям, превратив йогу в увлекательную игру. Например, можно устроить что-то вроде йоги в стиле «Море волнуется раз» — это когда вы включаете музыку, проговариваете заветное «Море волнуется раз…», но заменяете фразу «Морская фигура замри» на «Фигуру в позе дерева замри», ну и так далее, и тому подобное. Дышим полным йоговским дыханием. Если включить фантазию, можно переделать практически любую подвижную игру или придумать новую.

1. Лягушка: прыжки в этой позе повышают гибкость в тазобедренных суставах и нижней части спины. Встаем прямо, ноги на ширине бёдер. Приседаем на корточки и заводим руки за ноги. Из этой позиции медленно перемещаем свой вес немного вперёд и начинаем прыгать. При этом от пола должны отрываться руки и ноги. Можно даже поквакать немного, пока прыгаете — деткам это понравится. Если прыжки кажутся невыполнимой задачей, тогда просто нужно постараться сесть в этой позе как можно глубже.

На самом деле эта поза является подготовкой к позе светлячка — это когда вес полностью переносится на руки и ноги отрываются от пола. Поэтому после того как дети хорошо освоили позу лягушки, можно немного побалансировать на руках.

Лягушка

2. Фламинго: это что-то вроде ласточки, которую учат делать даже в школе на уроках физкультуры. Это упражнение для баланса и укрепления ног и корпуса. Встаем прямо, ноги вместе, руки вытянуты по бокам и в стороны, как крылья. Отводим левую ногу назад и наклоняемся вперёд. Сохраняем баланс с помощью рук. Можно махать ими, как крыльями. Лучше всего балансировать получается, если вы одновременно наклоняетесь вперёд и отводите ногу назад. Вес тела должен быть перенесён на внутреннюю часть опорной ноги. Также можно зацепиться взглядом и постоянно смотреть в одну точку — очень помогает! И не забываем поменять ноги! Как правило, на одной из ног легче удержать баланс. У кого-то это может быть правая нога, у кого-то — левая.

Фламинго

3. Дерево: ещё одно упражнение на баланс, которое укрепляет ноги и вытягивает позвоночник. Встаем прямо, ноги вместе. Сгибаем правую ногу в колене, отводим в сторону и помещаем подошву на колено левой ноги. Чем выше относительно колена удалось поставить стопу, тем легче балансировать, поэтому помогаем себе руками и ставим стопу как можно выше. После того как зафиксировали ногу в удобной позиции, сжимаем руки ладонями перед грудью в намасте и поднимаем их вверх над головой. В этой позе легко покачиваемся из стороны в сторону, как деревья на ветру.

Дерево

4. Лодка: эта поза отлично подходит для того, чтобы держать в тонусе ваш пресс. Для детей предлагается упрощённая версия. Садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, отрываем стопы от пола и пробуем побалансировать на своей попе. Как только почувствовали стабильность, обхватываем большие пальцы ног руками и медленно вытягиваем ноги перед собой, продолжая сохранять баланс. Можно покачаться вперёд-назад, как лодка на волнах. Ещё один вариант: можно делать это без помощи рук, просто подняв ноги и сохраняя баланс в позе буквы V.

Лодка

5. Собака мордой вниз: эта поза хорошо знакома всем, и она замечательно растягивает спину и заднюю поверхность ног, а также укрепляет верхнюю часть тела. Упираемся руками в пол, при этом колени должны находиться под бёдрами, то есть ноги будут немного согнуты. Затем стараемся выпрямить колени и надавить ладонями на пол, пятками тянемся к полу. Вытягивается спина и растягивается задняя поверхность ног. Если для детей это слишком легко, можно поднять одну ногу вверх (носок вытянут, колено смотрит в пол, таз не разворачивается в сторону, а смотрит чётко вниз) или упереться головой в пол. При этом желательно, чтобы ступни полностью стояли на полу.

Собака мордой вниз

6. Морская звезда: дети любят вызовы, так что эта поза должна им очень понравиться. Она укрепляет руки и верхнюю часть тела. Встаем в  позу собака мордой вниз. Делаем небольшой шаг вперёд правой ногой и разворачиваем стопу так, чтобы носок смотрел влево. Раскрываем свою правую сторону, оторвав левую руку от пола и подняв её вверх. После этого поднимаем вверх левую ногу. Стараемся сохранить устойчивость как можно дольше.

Морская звезда

7. Ледяная горка: эта поза только со стороны выглядит простой. На самом же деле это отличная тренировка для рук и попы. Садимся на пол, ноги вместе. Ставим руки за бёдра на небольшом расстоянии, пальцы должны быть направлены в сторону ног. Упираемся ступнями в пол и поднимаем вверх таз и бёдра, голова запрокинута назад. Представляем себе, что вы детская горка . Если это положение слишком тяжёлое, можно согнуть колени.

Ледяная горка

8. Тачка и свеча: это упражнение хорошо помогает растягивать шею и нижнюю часть спины. Ложимся на спину, колени сгибаем , ступни на полу. Отталкиваемся ногами от пола и переносим их себе за голову так, чтоб пальцы ног достали до пола. Колени слегка сгибаем . Если позволяет растяжка, пытаемся выпрямить ноги. Руки лежим на пол вдоль тела и обеспечиваем устойчивость. Лопатки плотно прижаты к полу, и медленно переходим в стандартную берёзку, выпрямляя полусогнутые ноги вверх. Из берёзки также медленно возвращаемся в исходное положение, укладываем спину на пол позвонок за позвонком.

Тачка и свеча

9. Мостик: Кто из нас в детстве не пробовал встать на мостик? Думаю, что с этим упражнением знакомы все. Ложимся на пол, ноги сгибаем в коленях, ступни плотно прижимаем к полу как можно ближе к тазу. Руки сгибаем в локтях и ставим чуть выше плеч, ладони плотно прижимаем к полу, пальцы смотрят в сторону стоп. Аккуратно и медленно выталкиваем своё тело вверх, выгнув позвоночник. Вес переносим на руки, бёдра продолжают смотреть вперёд и не разъезжаются в стороны.

Мостик

10. Танцор: эта поза на баланс. Также она хорошо растягивает и укрепляет позвоночник и ноги. Встаем прямо, ноги вместе. Сгибаем правую ногу и обхватываем её правой рукой за ступню или лодыжку. Наклоняемся вперёд и одновременно с этим стараемся отвести правую ногу назад и вверх. Левую руку вытягиваем вперёд для балансировки. Дети умудряются в этой позе не просто стоять, но ещё и прыгать или вертеться вокруг своей оси.

Танцор

11. Сэндвич: это стандартная продольная складочка, которую спокойно делают практически все дети. Садимся на пол, ноги вместе, колени выпрямлены. Начинаем наклоняться вперёд к ногам с выпрямленной спиной. И помните, что вы делаете наклон не за счёт спины и поясницы, а за счёт тазобедренных суставов. Что это значит? Должны тянуться животом (нижними рёбрами) к бёдрам, грудью к коленям и подбородком к ступням. Никаких прогибов в пояснице, смотрим вперёд, спина плоская, лопатки сведены вместе. Можно помочь себе руками, обхватив ступни и притягивая себя к ногам.

Сэндвич

12. Счастливый малыш: эта поза расслабления, и она отлично растягивает бёдра и нижнюю часть спины. Ложимся на спину, ноги сгибаем в коленях, подтягиваем их к груди и беремся руками за ступни, колени или заднюю часть бёдер. Осторожно нажимаем руками на ноги так, чтоб бёдра тянулись к полу, и покачиваемся из стороны в сторону.

Счастливый малыш

Дети в этом возрасте уже могут концентрироваться на своих ощущениях, нужно обращать внимание ребенка на моменты напряжения и расслабления определенных групп мышц, побуждать его следить за своим дыханием. Обязательно нужно напоминать ребенку о том, что во время нахождения в асане нужно думать о приятном, а потом, после доведения методов сознания и энергии, о попытке испытать радость от нахождения в асане и от преодоления себя. В возрасте 8-14 лет рекомендуется заниматься 2-3 раза в неделю, от 45 мин. до 1 часа. Этого времени хватает, чтобы уделить внимание дыханию, физической и умственной тренировке в комплексе с полноценным отдыхом . Не нужно превышать временной лимит, т. к. можно легко отбить у ребенка желание и интерес к освоению йоги. Дыхательные упражнения для детей.

Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного стереотипа дыхания; ее задача - обучение координации дыхательного акта как в покое, так и в движении. Детей следует учить дышать не часто; а также, чтобы выдох стал длиннее вдоха. Добиваться, чтобы дыхание было не глубоким, но ритмичным.

Средства:

1. Произнося звуки «а», «о», «у». Пример – упражнение «самолет». Лежа на животе, руки и ноги разведены в стороны. Вдох из положения лежа, при подъеме туловища произносить «ууу». (Очистка легких).

2. После гласных вводить согласные (шипящие, свистящие) Пример - упражнение «кобра», или «кошка» (произносить звук «ссс» на выдохе).

3. Сочетание звуков «а», «у», гласные + согласные. Пример - «бац!», произносить на выходе.

4. Дрожащие звуки «р» («карр») для длительной вибрации.

5. Учить в сочетании с движениями, стоя. Пример - на вдохе поднимать голову и опускать на выдохе, тоже самое с поднятием  рук и ног («птица», «солдатик»).

6. Дуть на предметы (можно нарезать «лапшу» из бумаги, дуть на предметы, «снежки»). Также в сочетании с движениями рук, хастами (лодка, уплывающая на выдохе; дуем на цветок - и он раскрывается).

7. На счет 1-2 выполняется вдох, на 1-2-3-4 выдох. Задача - постепенно удлинять выдох.

Желательно упражнения на дыхание выполнять через каждые 3 упражнения или после каждого смыслового блока занятия.

Основные типы дыхания:

- диафрагмальное

- грудное

- ключичное

Дыхательные упражнения лучше практиковать, сидя в проветренном помещении, соблюдая определенную последовательность.

1. Рот закрыт, выход носом на палец. Спросить, какой воздух. (На выдохе полезно гладить нос, от основания к переносице. Или гладить на вдохе, а на выдохе стучать по носу или по ноздрям.

2. Со звуком «м-м-м» выдыхать и стучать по ноздрям. Полезно для очищения слизистой.

3. Вдох через одну, выдох через эту же ноздрю, прикрывая другую пальцем. Это же упражнение можно выполнять со звуком «гм».

4. Прерывистый вдох («как собака») с акцентом на раздувании ноздрей.

5. Прерывистый вдох  от маленьких до больших порций.

6. Для закрепления навыка дыхания носом - вдох через нос, но рот открыт и язык поднят к небу. Для контроля держать палец под носом.

7. «Продувание» - вдох через одну ноздрю, выдох через другую, прикрывая ноздрю пальцем.

Диафрагмальное дыхание 

Представлять «арбуз» или воздушный шарик. Сначала разучивать лежа, затем сидя и стоя. При выдохе можно «рот трубочкой», но важно не переусердствовать в начале.

Грудное дыхание .

Грудное или среднее, само по себе не очень эффективно и важно само по себе, только для дальнейшего овладения дыхательными навыками.

Руки положить на ребра, сомкнуть кисти. На вдохе руки расходятся, на выдохе сходятся.

Смешанное дыхание

Одно из важнейших. Способ выполнения: лежа, одна рука на груди, другая на животе. Руки на вдохе должны подниматься одновременно, также на выдохе. Смешанное дыхание необходимо для освоение глубокого дыхания.

Ключичное

Поднять плечи на вдохе. Для контроля держать руки на плечах.

Глубокое (или полное йоговское)

Рекомендации родителям.

Перед тем как приобщить ребенка к йоге, убедитесь в том, что это не только ваше родительское желание - он тоже этого искренне хочет. Часто такого желания достаточно для того, чтобы ребенок тут же, без подготовки, начал сгибаться и скручиваться в разные позы.

Чтобы тело дышало, необходимо подобрать специальную одежду из натуральных тканей. Подойдут: хлопковая футболка, шорты или легинсы. Если ребенок еще маленький, упирается и хочет заниматься в бальном платье или костюме человека-паука, скажите ему, что форма для йоги - это волшебная одежда и тот, кто ее наденет, сможет превратиться в кого угодно, a человек-паук так и останется человеком - пауком. Если ваши уговоры не действуют, пусть занимается в чем хочет - это может получиться даже забавно. Можно принести с собой игрушку, к которой очень сильно привязан ребенок. Так малышу будет легче адаптироваться в группе.

Пожелания, чтоб ребенок занимался босиком. Для успокоения родителей можно постелить вместо одного коврика для йоги - два, один на другой, такая прослойка не пропускает холод. Нужно не забывать, что дети все время в движении, совершенно не мерзнут, и пусть не смущает тот факт, что их стопы на ощупь не такие горячие, как в шерстяных носках. Мастер йоги Б.К.С. Айенгар, рекомендует заниматься босиком. Чтобы стать крепче и сильнее, во всех позах активно раскрываем стопы - фундамент нашего тела. Кроме того, практика босиком улучшает кровообращение стоп: за счет расширения сосудов улучшается микроциркуляция и приток крови, а значит, и транспорт кислорода к стопам ,в результате оздоравливается весь организм.

Пространства для занятий должно быть ровно столько, чтобы ребенок беспрепятственно мог прыгать и вытягивать конечности в разные стороны (порой ему нужно гораздо больше, чем пространство отдельно взятого коврика).

Что касается приема пищи перед занятием, то к каждому ребенку нужно подходить индивидуально, ориентируясь на его обмен веществ. У некоторых детей он ускоренный - им можно будет поесть за два, два с половиной часа перед практикой. Если же обмен веществ более медленный, покормите ребенка за три - четыре часа до начала занятия. За полчаса перед уроком можно выпить сладкий чай с двумя-тремя сушками. Не кормите ребенка непосредственно перед занятием - во время прыжков, лодочных и перевернутых поз его может начать тошнить.

Если вы мама девочки, которая уже стала взрослой, необходимо объяснить ей, что во время критических дней не нужно заниматься активно, а лучше - не заниматься вообще. В случае недомогания во время естественного очищения организма , нужно скорректировать практику.

Для преодоления всех трудностей и препятствий, детям очень нужна ваша родительская поддержка. Будьте всегда рядом, одарите свое чадо заботой, вниманием и любовью.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Учебное, научно-методическое, дидактическое обеспечение:

- Программа практики.

- Литература по «Хатха-йоге».

- Пособия для занятий.

- Литература по массажу.

- Комплексы .

Кадровая потребность:

- Медицинский работник

- Инструктор

Материально-техническое обеспечение:

- Ноутбук.

- МФУ.

- Колонки.

- Музыкальный центр.

- Аудиозаписи для музыкального сопровождения.

- форма для йоги.

- Коврики для йоги.

Заключение.

Программа предлагает условия для оздоровления детей посредством занятий Хатха-йогой, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные асаны укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и концентрации, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и одновременно повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни.

Хатха-йога доступна детям любой категории:с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от другой физической нагрузки с динамическим характером, в Хатха-йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз.

Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность Хатха-йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной практики.

Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, являются профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата и простудных заболеваний. Они способствуют не только физическому укреплению ребёнка, но и оздоровлению его психики. Наши дети живут в стремительном и напряженном мире - занятые родители, школьные нагрузки, бесконечные уроки, видеоигры, развлекательные комплексы, спортивные соревнования.

Часто мы даже не задумаемся о том, что все это может стать причиной стресса у детей, хотя обычно так и происходит. Стремительный темп жизни современных детей может сильно влиять на их жизнерадостный от природы характер - и обычно не в лучшую сторону. Йога может помочь противостоять этим стрессам и направить детей на здоровый образ жизни.

" Быть здоровым - значит не просто не болеть. Крепкое здоровье подразумевает совершенный баланс и гармонию между суставами, тканями, мышцами, клетками, нервами и всеми системами организма. Здоровье - это идеальное равновесие тела и ума, разума и души. Здоровье подобно струящейся речной воде, которая всегда свежа и чиста и непрерывно движется. А человек представляет собой сочетание органов восприятия и действия, разума, ума, внутренней осознанности и сознания. Йога не только ставит цель -"Быть здоровым!", но и дает средства для ее достижения."

Б.К.С. Айенгар

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области