Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Художественное выжигание в школе"

Дерево – материал, который довольно легко поддается различным видам обработки. Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например декорируют шкатулки, деревянную посуду, панно, картины и прочие предметы интерьера. Выжигание – это, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Приобщение детей к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву, предполагает развитие творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Художественное выжигание

в школе

из опыта работы

Введение

Творческая работа – это прекрасный,

необычайно тяжелый

и изумительно радостный труд.

Н. Островский.

Дерево – материал, который довольно легко поддается различным видам обработки.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание.

С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например декорируют шкатулки, деревянную посуду, панно, картины и прочие предметы интерьера.

Выжигание – это, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения.

Приобщение детей к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву, предполагает развитие творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

Именно этот вид творчества я выбрала для работы с детьми. Наша творческая мастерская «Огненная кисть» имеет свой девиз и эмблему «Старание и труд к счастью ведут».

Существуют несколько различных способов выжигания – пирография, пиротипия, выжигание кислотой, трением, на огне или горячем песке, увеличительным стеклом на солнце.

В своей работе я использую два способа выжигания – пирография, пиротопия.

Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу (выжигателю).

Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.

История выжигания

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др.

В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.

Материалы для выжигания

Выбор материала для выжигания – один из самых важных вопросов, ведь от качества материала во многом зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых деревянных разделочных досок, фанеры, шпона.

Инструменты для выжигания по дереву

Выполнять пирографические работы можно с помощью приборов для выжигания. Самый современный из них – электровыжигатель.

Копировальная бумага необходима для перенесения рисунка с листа бумаги на поверхность древесины.

Стальная линейка нужна для проведения аккуратных прямых линий, пластиковая линейка для данных целей не годится, так как может расплавиться.

Наждачная бумага требуется для подготовки поверхности дерева к выжиганию.

Кисточки из белки или соболя необходимы для раскрашивания готовой работы. Достаточно 2 – 3 кисточек разной толщины.

Понадобятся металлические подставки для выжигателя и штифтов, на которые следует класть раскаленные приборы, чтобы не испортить стол.

Подготовка рабочего места

Рабочее место должно хорошо освещаться. Все помещение должно хорошо проветриваться.

Перед началом работы следует сделать эскиз изделия в натуральную величину.

Выполнять рисунок на древесине потребует особой аккуратности, точности и тщательности. После переведения эскиза на рабочую поверхность лист бумаги с рисунком следует прикрепить рядом, тогда можно обращаться к нему при осуществлении выжигания для уточнения деталей.

Основные приемы выжигания по дереву

Перед тем как приступить к работе, следует четко определиться с композицией: будет ли изображение силуэтным или контурным, какая поверхность – ровная доска или объемное изделие.

Перед выполнением серьезной работы следует проделать несколько упражнений, научиться делать линии разной длины и толщины, штриховку, освоить основные приемы выжигания на отдельной дощечке. Только после этого можно приступать к выжиганию рисунков.

Перед выполнением работы электровыжигателем, необходимо соблюдать правила безопасной работы:

Правила техники безопасности

1.  Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором.

2.  При работе следует проветривать помещение.

3. Не    следует    наклоняться    близко    к    месту    выжигания.

4. Не оставлять прибор включенным в сеть.

5. Оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.

Существуют несколько способов выжигания. В своей работе я использую два способа: пиротопия, пирография.

ПИРОГРАФИЯ

Изображение и фон, получившиеся в результате плоского выжигания, находятся на одной плоскости, а рисунок состоит из различных контурных линий, штрихов, точек.

Получить различные по глубине и ширине линии можно, не передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала, проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий будет меняться от светлых желто-коричневых до темно-коричневых тонов.

Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку.

Начинающим мастерам часто не удается провести прямые линии выжигателем – для этого требуется опыт. В таких случаях следует воспользоваться стальной линейкой.

ПИРОТИПИЯ

Пиротипия - метод горячего тиснения.

В данном случае металлический штамп с нужной гравировкой разогревают и прижимают к деревянной поверхности.

Пиротипией легко заполнять фон рабочей поверхности.

Как выполнить выжигание

Перед началом работы следует правильно расположить все инструменты: с левой стороны положить электровыжигатель, с правой – все остальные инструменты, дощечку для выжигания. Затем необходимо включить прибор в электрическую сеть.

Ручку с нагревательным прибором обычно держат, как карандаш, в правой руке. При работе следует сидеть прямо, не наклоняясь вперед, дышать через нос, рука с прибором должна опираться на стол. Каждые 10 – 15 мин электровыжигатель следует отключать на 2 – 3 мин, чтобы он остыл.

Дощечку для выжигания надо установить, чтобы рабочая поверхность располагалась на расстоянии 35 см от глаз. Поверхность дощечки должна быть хорошо освещена.

В первую очередь следует выжечь внешние контуры рисунка и только потом переходить к внутренним линиям. Первые линии наносить легко, чтобы не испортить работу.

При выполнении точек или кривых линий штифт следует держать перпендикулярно к поверхности доски, а, выжигая прямые линии, – под наклоном, как карандаш при рисовании.

Если нужно затенить большой участок рабочей поверхности, сначала необходимо выжечь контур, затем работать внутри него широкой стороной штифта. Фон можно заполнить вертикальными широкими линиями и штрихами или точками.

Сначала нужно овладеть основными приемами и выполнить несколько подготовительных упражнений, перед тем как приступать к сложным рисункам. Для этого на небольших дощечках сделать прямые и кривые линии. Освоить линии, различные по глубине и ширине. Потренироваться ставить точки, делать различные затенения, и т. д. Только после таких подготовительных упражнений можно выжечь несложную картинку, используя самые простые способы выжигания.

Нажимать на штифты следует с одинаковой силой. Нельзя делать резких движений, ведя прибором по рабочей поверхности, иначе линии получатся разной ширины.

Самый простой способ – выжигание рисунка по контурам небольшими штрихами или точками. Другой способ – силуэтное выжигание, когда силуэты людей, животных, растений или других объектов выжигают сплошной штриховкой. Самым сложным способом считается выжигание, при котором передают оттенки светотеней, благодаря чему рисунок становится более выразительным.

Начинать лучше с небольших рисунков контурным или силуэтным способом, выполняя их точками, которые располагаются одна за другой непрерывной линией. Нанося точки густо или редко, изменяя их глубину и размеры, можно передать объем предмета, переходы от света к тени.

Можно совместить выжигание с росписью. В таком случае сначала необходимо выжечь рисунок, а затем раскрасить его. Если сделать наоборот, придется вдыхать пары горелой краски, кроме того, контур рисунка будет неровным, так как краска частично впитается в дерево, т. е. сначала прожжется слой краски, а только потом – дерево.

Заключение

Дети с самого рождения окружены миром, построенным взрослыми. И этот мир во многом зависит от того, какие знания и навыки они получат в школе на уроках технологии и во внеурочное время – привьется им чувство прекрасного, разовьется ли фантазия и вкус к творчеству.

Учащихся необходимо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Работа в творческих мастерских расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, заставляет изучать историю техники и традиции декоративно-прикладного творчества, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду.

«Талант – это не только дар Божий и не только прирожденная способность человека к той или иной деятельности, это прежде всего труд, труд и еще раз труд умноженный на терпение».

Приложение №1

Рабочая программа внеурочной деятельности, творческая мастерская «Огненная кисть».

Пояснительная записка

Программа «Огненная кисть» основана на типовых программах Министерства образования РФ «Техническое творчество учащихся».

Данная программа рассчитана на один год обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения^ отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении эскизов и их декора.

Программой предусмотрено изучение и исследование свойства древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы. Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников. На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль, соблюдения санитарно-гигиенических требований, правил безопасности труда! Через каждые 15-20 мин, устраиваются небольшие перерывы для отдыха, чтобы не уставали глаза. Занимаясь выжиганием, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по технологии, но и по изобразительному искусству, а также по окружающему миру.

Цель обучения в кружке - развитие творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.

Образовательные:

- углубление знаний по истории культуры нашего народа; знаний о возникновении и развитии искусства выжигания по дереву;

- познакомить с различными видами выжигания;

- научить использовать книги, журналы для переводов рисунков, орнаментов для выжигания;

- научить применять полученные знания, умения, навыки на практике.

Воспитательные:

- развитие у учащихся гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества;

- воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалом и инструментом;

- развитие у учащихся навыков экологической культуры;

- формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Развивающие:

- развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного;

- научить подбирать рисунки из книг, журналов, детских альбомов для раскрашивания и правильно, аккуратно, точно переносить их на материал.

Данная программа рассчитана на 35 часов для учащихся 8- 10 лет. Количество посещающих должно быть не более 12 человек.

Образовательные результаты внеурочной деятельности

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в процессе самостоятельного общественного действия юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как им стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Воспитанники должны - запомнить

- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

- основные понятия графики, графического изображения (эскиз),

- способы разметки по шаблону и чертежу;

- назначение и устройство электрооборудования (электровыжигателя)

- способы отделки древесины - шлифование, окраска, лакирование полирование;

- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны - научиться:

- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

- уметь выполнять эскизы

- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания

- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;

- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

- экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие – навыки:

- владения основными ручными инструментами по выжиганию по дереву;

- разработки и составление композиции для выжигания

- выполнение декорирования изделий – выжиганием

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная; коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

- теоретический уровень знаний;

- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

- применение полученных знаний на практике;

- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

- желание трудиться;

- познавательная активность и творческий подход; самостоятельность;

- партнёрские отношения при совместной работе.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

- отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно- прикладной деятельности;

- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

- вносить необходимые конструктивные доработки;

Познавательные УУД:

- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в энциклопедиях, справочниках, сети Интернет (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта),; открывать новые знания.

Коммуникативные УУД:

- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

- роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние трудовой деятельности человека, развития науки, техники, технологий на окружающую среду и здоровье человека;

- назначение, сферы применения, основные свойства древесины; взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

- личностную или социальную значимость продуктов своего труда или труда других людей;

- подбирать необходимые инструменты для работы; организовывать рабочее место;

- оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;

- аргументировано доказывать свою точку зрения;

- выбирать и осуществлять оригинальные способы презентации результатов своей работы.

Календарно – тематическое планирование

№ п.п

Тема занятий

Вид деятельности

Результат деятельности обучающихся

1.

Вводное занятие. Правила: - поведение на занятиях; техника безопасности при работе с электровыжигателем; правила пожарной и электробезопасности.

Инструктаж

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.

Беседа. Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».

Беседа

3.

Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Нетрадиционные материалы.

4.

Декорирование художественных изделий выжиганием. Практическая работа: подготовка материалов.

Практическая работа: перенос (перевод) рисунка на бумажную основу.

Организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать и контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

5.

Декорирование художественных изделий выжиганием. Практическая работа: приемы выжигания.

6.

Инструменты, приспособления для выполнения работ.

Практическая работа: «подготовка инструмента»

7.

Беседа. Основы композиции. Форма и конструкция изделия.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

8.

Построение композиции. Разработка формы изделия.

Практическая работа.

Сориентированы на уважительное отношение к труду.

9.

Подготовка инструмента к работе. Основные требования к инструменту, уход за инструментом.

10.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Подготовка материалов, перевод рисунка.

11.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Приемы выжигания, способы соединения деталей.

Умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; понимают значимость правильной организации рабочего места; сориентированы на плодотворную работу.

12.

13.

14.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Устранение дефектов.

Практическая работа.

15.

16.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Прозрачная отделка.

17.

Основные приемы выжигания.

Беседа

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

18.

Техника выполнения выжигания различных изделий. Совершенствование приемов выжигания.

Практическая работа.

Умеют самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать, адекватно оценивать результаты своего труда.

19.

Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием. Форма и конструкция изделия.

Изготовление шаблона (форма изделия).

20.

Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием. Назначение и виды орнамента, симметрия.

Беседа

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

21.

Практическая работа

22.

Изготовление художественного изделия (по выбору). Итоговая работа.

Беседа, выбор итоговой работы.

Умеют оформить свою мысль в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников.

23.

Технико-технологические сведения: консультации по выбору и изготовлению изделия.

Консультация

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

24.

Изготовление художественного изделия (по выбору). Итоговая работа. Форма и конструкция изделия.

Практическая работа.

Сориентированы на проявление чувства взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

25.

Изготовление художественного изделия (по выбору). Обработка древесины наждачной бумагой.

Практическая работа.

26.

Изготовление художественного изделия (по выбору). Подготовка эскиза на будущее изделие.

Умеют планировать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого результата, организовывать свое творческое пространство.

27.

Изготовление художественного изделия (по выбору). Перенос рисунка (эскиза) на шлифованную древесину. Устранение дефектов.

28.

Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием.

Самостоятельное творчество.

Умеют самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать, адекватно оценивать результаты своего труда, сориентированы на проявление чувства взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

29.

30.

31.

32.

33.

Изготовление художественного изделия (по выбору). Отделочные работы (покрытие лаком).

Практическая работа совместно с руководителем кружка «Отделочные работы».

Умеют самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать, адекватно оценивать результаты своего труда.

34.

Итоговое занятие. Выставка работ, их обсуждение. Подведение итогов. Игра «Клуб мастеров».

Подведение итогов. Игра.

Умеют участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, проявлять инициативу в коллективных творческих работах.

Приложение №2

Конспект занятия

Тема: Выжигание рисунка.

Цель: Знакомство техникой создания рисунка выжигательным аппаратом.

Задачи:

УУД:

Регулятивные

- совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

Познавательные

- открывать новые знания.

Коммуникативные

- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.

Личностные

- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно- прикладной деятельности.

Оборудование:

Ход занятия

Организационный момент

1.Наведение рабочего порядка

2.Приветствие. Посадка учащихся.

-Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся и передадим частичку своего хорошего настроения другу-другу.

3.Сообщение темы, целей и задач урока:

-Сегодня на занятии мы будем учиться технике выжигания рисунка выжигательным аппаратом.

Изучение нового материала

1.Повторение пройденного.

Для того чтобы приступить к работе давайте вспомним занятие прошлого урока.

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

Подготовили доски к работе (отшлифовали поверхность перед выжиганием наждачной бумагой;

подготовили рисунок для будущего панно; перенесли рисунок на древесину мягким карандашом с помощью кальки или копировальной бумаги.)

Вводная беседа:

Выжигание осуществляется с помощью стандартного выжигательного аппарата. Прежде чем приступить к выжиганию, необходимо знать технику безопасности обращения с этим аппаратом.

Знакомство учащихся с техникой безопасности обращения с аппаратом для выжигания по инструкции приложенной к нему.

Демонстрация работы с выжигательным аппаратом. (подключение к сети, пробные линии на тренировочной доске)

Качество выжигаемых линий имеет большое значение – они должны быть равномерно-темного цвета и одинаковой толщины и глубины. Это не так- то просто, даже набив руку и приспособившись к аппарату для выжигания, вы столкнетесь с тем, что структура дерева неоднородна, сложна и есть более мягкие и твердые участки – это тоже влияет на качество выжигаемых линий.

При выжигании обычно поворачивают доску, чтобы было удобнее вести линию сверху вниз.

Тренировочные упражнения (каждый проводит карандашом на своей тренировочной доске несколько линий: прямых, ломаных, произвольных и пробует их выжигать)

Практическая работа.

Возьмите приборы для выжигания и стандартным пером обведите рисунок ровной, одинаковой по цвету линией. В тех местах, где направление линии контура меняется, иногда удобнее повернуть не перо, а саму заготовку. Прочертив контур, заполните его изнутри темным тоном. Следите за тем, чтобы фон не выходил за линии контура.

Если отдельные участки фона оказались светлее, чем нужно, прожгите их еще раз, повысим, если необходимо, температуру пера.

Практическая работа под строгим контролем педагога (оказание помощи в затруднительных ситуациях).

Подведение итогов.

По окончании работы предложить детям рассмотреть полученные работы. Проанализировать

Уборка рабочего места.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области