Конспект непосредственно-образовательной деятельности подготовительной группе ДОУ с учетом национально-культурных особенностей родного края
Тема: «Карельский народный орнамент»
Цель: Продолжение развития интереса детей к культуре родного края посредством с карельским орнаментом.
Задачи: Познакомить с особенностями карельской вышивки, композиционного построения геометрического орнамента, цветовой гаммой.
Интеграция направлений развития ребенка: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательно развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, в какой республике мы живём?
Дети: Республике Карелия.
Воспитатель: - Правильно, ребята, мы живем с вами в республике Карелии
Сейчас нам ребята прочитают стихи:
Воспитатель: Красива природа Карелии. Красивы ее необъятные леса, просторы озер, могучие сосны и ели, кажется, шепчут о прошлых временах древние камни – валуны.
Ребята 15 мая отмечается «День Карелии» и я предлагаю вам сегодня сделать подарки для нашего мини-музея «Карельская горница». Но прежде чем мы с вами начнем делать подарки, давайте вспомним, каким умением должна была обладать каждая девушка в Карелии???
Дети: уметь вышивать.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на изображение и скажите, что делает мастерица? (изображение мастерица вышивает Карельский узор)
Дети: Вышивает
Воспитатель: Что такое вышивка? (ответы детей)
Воспитатель: Вышивка - Это вид декоративно - прикладного искусства, шитье узорами.
-Какое назначение вышивки?
Дети: украшение одежды.
Воспитатель: правильно основная функция вышивки это украшение, а еще карелы считали, что вышитые узоры наделялись магической силой и служили оберегом, защищая человека от всяких бед напастей.
Народная карельская вышивка имеет свои особенности, давайте вспомним, каковы же они?
(Дети рассматривают на иллюстрациях образцы вышивок.)
Воспитатель: что вы увидели в изображении карельской вышивки?
Дети: птицы, животные, ели и сосны.
Воспитатель: Как располагается узор на изделии ?
Дети: Строгими линиями. геометрические элементы) по края одежды(подол юбки, манжеты на рукавах, воротник.)
Воспитатель: Какова цветовая гамма карельской вышивки?
Дети :Вышивка красными нитками по белому фону, или белыми нитками по красному фону.
Воспитатель: Что означает красный цвет?
Дети: огонь, солнце
Воспитатель: Что означает белый цвет?
Дети: чистота
Воспитатель и теперь я хочу вам предложить побыть в роли мастериц. Согласны? (Да)
Мы с вами будем украшать салфетки карельским орнаментом. Представьте себе, что кисточка это иголка, а краски это нитки. Каким цветом краски нам понадобятся? (красного) Ребята но рисовать мы будем специальными красками, которые называются акриловые - это специальные краски которыми можно рисовать на ткани. Эти краски после нанесения и высыхания не смываются водой с ткани, поэтому рисовать нужно аккуратно, так как потом уже ничего нельзя будет исправить.
(Воспитатель на мольберте показывает, как правильно нанести узор). Аккуратно опускаем кончик кисточки в краску и наносим на ткань.
Давайте сначала разомнем наши пальчики, ведь нам предстоит очень сложная работа.
Пальчиковая гимнастика:
Под тихую музыку карельского композитора П. Казинского «Детский альбом» дети рисуют узор на ткани кистью.
Анализ
В заключении детям предлагается поиграть в карельскую народную игру:
Шавишотку (Месить глину).
Участники игры рассаживаются по скамьям на равном расстоянии друг от друга. Кисти рук держат соединенными перед собой- «лодочкой». У ведущего в руках небольшой гладкий камешек, зажатый между ладонями. Водящий стоит рядом с ним. Ведущий произносит: «Келля кулла култа пуйкко?»- «Отгадай, у кого золотая спица». Фраза эта делиться как бы на две части. Подойдя к первому играющему, водящий отпускает свои ладони в его, соединенные «лодочкой», и несколько раз проводит вперед назад, как бы «месит глину». В это время он произносит «Отгадай у кого…». Про делав это с другими играющими, ведущий заканчивает фразу: «… золотая спица?»
Ведущий и водящий обходят всех участников. Незаметно, в любом месте присказки, ведущий опускает камешек в чьи-нибудь ладони. Вся хитрость в том, чтобы водящий не сумел распознать, у кого спрятан камешек. Хранить секрет должен не только ведущий, но и тот, кому достался камешек,- можно ведь и рассмеяться и покраснеть, выдать себя поведением.
Водящий внимательно следит за происходящим, пытаясь отгадать, в чьи ладони опущен камешек. Пока «месят глину», он должен успеть многое заметить. Если он угадал, они с водящим меняются местами, если нет – получает щелчок по лбу (выполняет какое-нибудь задание).
В одном из многочисленных вариантов игры ведущий, обходя играющих и пытаясь незаметно опустить в чьи-нибудь руки камешек, приговаривает:
Где купался иванушка?
Возле белого камушка.
Белый камень у меня, у меня,
Говорите про меня, про меня…