Н.С. Лизунова, преподаватель иностранного языка
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Актуальность активизации самостоятельной работы студентов подтверждается тем, что в современном обществе возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений, а также достаточно высоки квалификационные требования, предъявляемые к будущему специалисту. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность зависят от учения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих действий.
Самостоятельной работе студентов по иностранному языку следует уделять особое внимание, так как именно она позволяет сделать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции непрерывным и развить у обучаемых потребность в постоянном самообразовании.
В связи с этим, можно выделить следующие цели применения самостоятельной учебной деятельности:
1) оптимизация процесса обучения иностранному языку с точки зрения
экономии аудиторного учебного времени;
2) актуализация и активизация поиска новых знаний студентами;
3) развитие творческого характера образования;
4) повышение качества усвоения учебной программы.
Эффективная реализация самостоятельной работы зависит от заинтересованности студента в достижении результата, то есть от наличия серьезной и устойчивой мотивации.
К внутренним факторам, способствующим активизации самостоятельной работы студентов, можно отнести следующие:
По дисциплине «Иностранный язык» практикуются следующие виды самостоятельной работы студентов: выполнение лексико-грамматических упражнений, чтение текстов, составление и заучивание диалогов и монологов, подготовка проектных работ, написание эссе, составление писем и т.д.
По результатам опроса студентов были выявлены следующие трудности при выполнении самостоятельной работы по иностранному языку: недостаточное знание лексики, неумение правильно работать, отсутствие полной и четкой инструкции, неумение выполнить работу в указанный срок.
В связи с этим можно выдвинуть следующие условия, необходимые для успешного и своевременного выполнения самостоятельных заданий.
Первое условие – умение правильно и систематически выполнять каждое задание.
Пока у студента не развито умение правильно работать, необходимо давать алгоритмическую инструкцию к заданию. В противном случае он не сможет быстро и уверенно создать самоинструкцию, которая часто оказывается неверной.
Второе условие – выполнение большей части работы каждым студентом в аудитории, активность студентов на занятии.
Важно, чтобы выполнение самостоятельной работы было подготовлено на занятии путем выполнения аналогичных видов работ, усвоения языкового материала, разъяснений последовательности выполнения самостоятельной работы.
С целью поднятия активности студентов необходимо широко использовать технические средства обучения, наглядность, чтобы наряду с контролем со стороны преподавателя за активной речевой деятельностью студентов имели место самоконтроль и взаимоконтроль.
Третье условие - необходимость иметь устойчивый словарный запас, знать минимум слов, а также получать списки незнакомых слов к конкретному заданию от преподавателя.
С этой целью следует вести постоянный контроль усвоения лексики, бороться против языковой неуверенности студентов и предотвращать их постоянное желание отыскивать каждое слово в словаре. Все это, в свою очередь, должно быть непосредственно связанно с высокой активностью студентов во всех видах работы по иностранному языку.
Четвертое условие – наличие хорошего учебника и учебных материалов.
Пятое условие – наличие определенных личностных характеристик. К таковым относятся целеустремленность, усидчивость, организованность, воля, а также интерес, желание изучать иностранный язык.
Все эти компоненты должны занимать ведущее место в процессе планирования и организации самостоятельной работы студента по иностранному языку. Весь учебный материал должен быть построен таким образом, чтобы вызвать у студентов интерес к изучению языка, к тем материалам на языке, которые несут важную и новую информацию, с тем чтобы постоянно поддерживать желание заниматься языком дома, самостоятельно, чтобы студент видел в этом необходимость. Только в этом случае мы можем положительно воздействовать на развитие таких качеств студента, как воля, целеустремленность, организованность, усидчивость.
Применение навыков самостоятельной работы на практике позволяет
повысить эффективность обучения, так как позволяет студенту в удобное для него время осваивать учебный материал, помогает научиться пользоваться разнообразной учебной литературой и компьютерными технологиями для изучения иностранного языка. В конечном счете, приобретенные навыки самостоятельной учебной деятельности помогают студентам продолжать свое языковое образование в сфере профессиональной деятельности после окончания колледжа.