Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 КЛАСС

Цель программы развитие и совершенствование коммуникативной компетенции и ее составляющих языковой, речевой, лингвистической языковедческой, культуроведческой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 имени Михаила Аксенова

муниципального образования «Город Донецк»

ПРОГРАММА

кружка

по русскому языку

«Русский язык: теория и практика»

11 Класс

Учитель русского языка и литературы

Нескоромная Лариса Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………..3стр.

2.Содержание……………………………………………………….………6стр.

3.Календарно-тематическое планирование………………………………8стр.

4.Планируемые результаты………………………………………………10стр.

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………....12стр.

1.Раздел «Пояснительная записка»

Рабочая программа кружка «Русский язык: теория и практика» разработана на основе нормативных документов.

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ СОШ № 20 г.Донецка.

3. Учебный план МБОУ СОШ №20 г.Донецка.

4.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

6.Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

7. Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ №20 г.Донецка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования кружок, как и учебная деятельность на уроке, направлен на решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Содержание программы кружка «Русский язык: теория и практика» предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющего сформировать практические навыки выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.

Вместе с тем курс даёт выпускникам целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь;даёт представление о том, владеет ли экзаменуемый монологической речью, умеет ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.

Актуальность выбора программы кружка «Русский язык: теория и практика» по русскому языку обусловлена тем, что единый государственный экзамен, находящийся в ситуации постоянных изменений и нововведений, требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, обучающиесяодновременно обучаются речи на родном языке, осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.

Цель программы:

развитие и совершенствование коммуникативной компетенции и её составляющих (языковой, речевой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой).

Задачи программы:

- совершенствовать приобретенные обучающимися знания;

- развивать навыки логического мышления;

- расширять кругозор обучающихся;

- воспитывать самостоятельность в работе, подготовитьобучающихся к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне;

- формировать устойчивые практические навыки выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

- изучить нормативные и методические документы по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- овладеть основными нормами литературного языка;

- создать прочную базу языковой грамотности обучающихся, формировать умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференцировать освоение алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач обучающимися с разным уровнем языковой подготовки;

- освоить стилистическое многообразие и практическое использование художественно-выразительных средств русского языка;

- обучить анализу текста, его интерпретации;

- отработать навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка;

- совершенствовать лингвистические компетенции обучающихся при выполнении 27 задания экзаменационной работы;

- развивать речевую культуру;

- своевременно отслеживать нововведения в КИМах и отрабатывать их на практике.

Русский язык входит в образовательную область «Филология».

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – получение и использование знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Виды деятельности:

работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикумы, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционные экзамены по технологии ЕГЭ, использование интернет- технологий.

Согласно учебному плану школы на прохождение программы кружка «Русский язык: теория и практика» отведен 1 час в неделю.

Для отслеживания результатов обучения после каждой темы рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого полугодия - промежуточную диагностику, по окончании учебного года - итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады, экзамена в форме ЕГЭ.

2. Раздел «Содержание»

Введение (1 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Орфоэпические нормы (1 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (1 ч.)

Лексическое многообразие лексики русского языка. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (2 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Морфологические нормы русского языка (2 ч.)

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы (2 ч.)

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Орфографические нормы (3 ч.)

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов

Пунктуационные нормы (3 ч.)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.

Текст (19 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Фактические и фоновые ошибки. Соблюдение этических, фактологических норм.

3. РАЗДЕЛ«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

Тема занятия

К/ч

Форма занятия

Введение

1

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной итоговойаттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Демонстрационная версия.

1

Работа с различными источниками информации.

Работа в сети Интернет.

Повторение

14

Орфоэпические нормы.

1

Практикум

Лексические нормы.

1

Тренинг  

Грамматические нормы.

1

Практикум

Грамматические нормы.

1

Тематический тест

Морфологические нормы.

1

Практикум

Морфологические нормы.

1

Тематический тест

Синтаксические нормы.

1

Практикум

Синтаксические нормы.

1

Тематический тест

Повторение трудных тем орфографии.

1

Тренинг

Повторение трудных тем орфографии.

1

Практикум

Повторение трудных тем орфографии.

1

Тематический тест

Повторение трудных тем пунктуации.

1

Практикум

Повторение трудных тем пунктуации.

1

Практикум

 Повторение трудных тем пунктуации.

1

Тематический тест

Работа с текстом

19

Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.

1

Работа с текстом    

Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста.  

1

Работа с текстом   

Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).

1

Работа с текстом    

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.

1

Практикум   

Функциональные стили, их специфика.  Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

1

Практикум

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи).

1

 Мини-исследование  

Тропы и их характеристика. Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

Мини-исследование   

Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст».

1

Тренировочно-диагностическая работа

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1

Лекция

практикум

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Анализ исходного текста.

1

Работа с текстом    

Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет.

1

Практикум   

К1

Проблема и её комментарий. Способы комментирования проблемы, письменное оформление.

1

Мини-сочинение   

К2

Авторская позиция по прокомментированной проблеме исходного текста. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.

1

Мини-сочинение   

К3

Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста.

Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

1

 Мини-сочинение   

К4, К11

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы.

1

Практикум   

 К5

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.

1

Практикум    

К6, К12

Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения).

1

Сочинение   

 К1-К12

Анализ и редактирование своих работ.

1

Самостоятельная

работа

ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности.

1

 Психологический практикум,

мини-сочинение

4.РАЗДЕЛ «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

Личностные:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

-определяющая роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

-достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

-владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения);

-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей;

-способность извлекать информацию из различных источников;

-овладение приемами отбора и систематизации материала;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;

соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять приобретённые знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные:

представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке;

освоение базовых понятий лингвистики;

освоение основными стилистическими ресурсами лексики, фразеологии русского языка;

опознавание и анализ основных единиц языка;

проведение различных видов анализа слова;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка.

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса обучающиеся должны

знать / понимать

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

- основные особенности функциональных стилей;

уметь:

- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

5. РАЗДЕЛ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10 - 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/– М.: ООО

«ТИД «Русское слово РС» 2020.

2. Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2022.

3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2022: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2021.

4.Дощинский Р.А., Егораева Г.Т., Смирнова М.С. ЕГЭ 2022. Русский язык. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ. Перспективная модель. – М.:Издательство «Экзамен», 2022.

5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

6. ФИПИ. Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2021 года. РУССКИЙ ЯЗЫК; Москва 2021.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области