Конспект НОД во второй младшей группе
«Русская изба»
Программное содержание:
Дать представление о русской избе.
Обогатить словарь детей новыми словами.
Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, ухват, люлька и др.), народным играм и русскому фольклору.
Материал:Плакат с русской избой, иллюстрация с печкой, кошка (игрушка); атрибуты мини-музея – ухват, чугунок, люлька, печка, сундук.
Словарная работа: чугунок, ухват, люлька, печка, изба, сундук, ласковые слова для кота (котик, котенька, котя, коток).
Предварительная работа: посещение мини-музея «Русская изба», рассматривание иллюстраций предметов народного быта, чтение русских народных сказок, заучивание потешек, рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений, загадок о котах, игра «Назови ласково».
Ход занятия
Бабушка Арина – хозяйка «избы» в русском одеянии встречает детей.
Бабушка Арина. Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь поудобнее. «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим.
Дети, я живу в деревянном доме,
по-старому - в русской избе.
(Плакат с русской избой)
Вот такая моя изба. (Плакат с русской избой)
Посмотрите. Я знаю, что вы знаете много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. А поможет нам в этом волшебный клубок, у кого он окажется, тот должен назвать сказку (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку).
(Теремок,
Заюшкина избушка,
Маша и медведь,
Колобок, Три медведя,
Волк и семеро козлят,
Гуси-лебеди)
Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. У меня в деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).
Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь.
(иллюстрация с печкой)
И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята.
На ней я готовлю себе еду.
А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.
-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?
- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.
А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи ухвата. А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться.
Я очень люблю греться на печи.
- Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Ответы детей).
- Да, это котик.
кошка (игрушка).
Воспитатель берет кота на руки, гладит его и просит детей позвать кота ласково.
Дети. Котик, котенька, котя.
Давайте расскажем про нашего котика, какой он хороший.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Давайте поиграем с котиком.
Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).
- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.
Котя, котенька, коток,
Котя - серенький лобок.
Приди, котя, ночевать,
Мою детыньку качать.
- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).
Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
- В русской избе шкафов и шифоньеров не было совсем. Где же люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. В них и вещи хранили, на них и спали.
А вот наш сундучок, он у нас не простой, а призовой, в нем вам подарки.
Но вот пора прощаться, приходите ко мне в гости.
До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ