Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор: Новокрещенова Ирина Валерьевна

МБДОУ детский сад №15, город Белово.

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель...

В.А. Сухомлинский.

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в следующем:

• Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. 

• Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. 

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.  

В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. В настоящее время становится иной современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная, духовная и этнокультурная.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, а именно в  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках обучающиеся могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знания не повлияли на саму личность, не изменили  ее, остались «мертвым капиталом»? Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса, новизна, практическая значимость подаваемого материала; чередование видов деятельности;

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, использование разных средств искусства, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

4. Культура общения.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха, как эффективный стимул познавательной деятельности.  

Моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат  показательный результат воспитания. Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:

. · Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Упражнение в правильном поступке, убеждение, требование (доверие, недоверие, совет, условие, просьба, намёк, предупреждение) инструктаж, самоуправление.

· Методы стимулирования поведения и деятельности. Поощрение, похвала, устная благодарность, доска почёта, грамота, ценный подарок, соревнование, познавательная игра, одобрение, порицание, наказание (негативное оценочное высказывание, устный выговор, вызов для внушения на педсовет, перевод в другой класс, школу)контроль. Педагог должен поддерживать эту тенденцию и обеспечить эту тенденцию используемыми воспитательными формами достижение ребёнком первого уровня результатов.

 - Это приобретение младшим школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта 

Педагог должен создать благоприятную  ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. 

 - Это получение младшим школьником опыта переживания, и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья. Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт к 4 классу у младшего, школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.

- Это получение младшим школьником начального опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том,  как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.  

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации младших школьников — формирование у них коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах. В конечном счете, мы стремимся достичь основной цели: достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них, принимаемой обществом, системы ценностей. 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области