Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблемы и значение инклюзивного образования

Цель работы рассмотреть проблемы и роль инклюзивного, определить факторы и условия, способствующие внедрению инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в образовательных учреждениях. Задачи - рассмотреть понятие и сущность инклюзивного образования - определить проблемы организации инклюзивной образовательной среды для обучающихся - рассмотреть процесс формирования толерантных взаимоотношений в рамках инклюзивного образования

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проблемы и значение инклюзивного образования

преподаватель Н.Ю. Соколенко

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»

С 1950 года День прав человека отмечается ежегодно во всём мире 10 декабря. Принятие Генеральной Ассамблей ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, стало отправной точкой для установления этой даты. Документ провозглашал неотъемлемые права, присущие любому человеку. Всеобщая декларация прав человека гарантирует каждому права и свободы в любой точке мира, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении национальности, места проживания, пола, этнического происхождения, языка, религии или иного положения.

В 2021 году День прав человека посвящён теме «Равенство» и статье 1 Всеобщей декларации прав человека, в которой подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах…

Мировое сообщество все больше обращает внимание на людей с ограниченными возможностями. Значительная часть таких людей в основном отторгнута от участия в экономической, социальной, политической и культурной жизни своих обществ. Это связано с их физическими, интеллектуальными, социальными, эмоциональными, языковыми или другими особенностями. Проблема маргинализации части общества является не только социально-правовой проблемой, но и проблемами эффективности и безопасности в существующем мире. В связи с этим, весьма актуальным, становится проблема их социализации, и в первую очередь людей с ограниченными возможностями по здоровью.

Одним из решений данной проблемы является инклюзивное образование. Такое образование подразумевает более широкий процесс интеграции, предоставляющий одинаковую доступность образования для всех, и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам особенных обучающихся. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали необходимым условиям и потребностям всех без исключения. То есть, процесс образования необходимо подстраивать под нужды и потребности развития каждого ребенка.

В информационных материалах ЮНЕСКО инклюзивное образование, рассматривается как способ обеспечения качественного образования для всех и средство достижения более общих целей социальной интеграции,приспособление к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию обучающихся с особыми потребностями.

Инклюзивное образование, нацелено на обеспечение полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, их безопасное существование в окружающей среде. Необходимо отметить, что положение инвалидов в социуме во многом определено характером и уровнем специального образования, где немало важную роль занимает профессиональное обучение в области безопасности жизнедеятельности

Инклюзивное образование - это процесс разработки подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более гибкими для детей с различными потребностями, которые внедряются инклюзивным образованием, то это поспособствует социализации и адаптации обучающихся с особенностями в развитии.

Подход к инклюзивному образованию в различных научных отечественных и зарубежных источниках имеет отличия. В широком смысле инклюзивное образование рассматривается как особый социально‐педагогический «инструмент» для развития социальной мобильности учащихся с ограниченными возможностями по здоровью (далее ОВЗ).

Зарубежные исследователи при освещении инклюзивного образования отмечают распространение данного опыта не только на лиц с инвалидностью, но и на другие виды «особенных» (принадлежность к этническим, религиозным, лингвистическим, культурным меньшинствам и др.). Следует отметить, что за рубежом равнозначно уделяется внимание как академическим достижениям обучающихся с ОВЗ, так и на их социально‐коммуникативному личностному развитию. В России при достаточно жестких условиях сдачи ЕГЭ, преподаватели инклюзивных школ будут вынуждены делать акцент на образовательных достижениях обучающихся с ОВЗ. Европейские страны с многолетними традициями инклюзивного образования для лиц с ОВЗ создали специализированные центры по приему экзаменов за курс общеобразовательной школы (так, например, во Франции, Швеции даже учащиеся с дислексией и дисграфией сдают экзамены в специализированных центрах, а сами экзаменационные процедуры максимально учитывают специфику диагноза).

В узком смысле, инклюзивное образование чаще всего трактуют как процесс образования и воспитания, обучающихся с разными возможностями. Преследуется цель, чтобы здоровые обучающиеся и обучающиеся с ОВЗ находясь в едином образовательном учреждении, где созданы необходимые архитектурно‐эргономические, психоэмоциональные, учебно‐методические, технологические условия, и условия индивидуализации удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с особенностями развития не чувствовали бы отклонений в развитии друг друга, а взаимодействовали в гармонии.

Зарубежная научная литература, в настоящее время, уделяет большое внимание проблеме социально‐психологического климата в инклюзивной образовательной организации. В образовательных организациях инклюзивного типа необходимо создавать, с одной стороны, особую социально‐психолого‐педагогическую среду функционирования учебно‐воспитательного процесса, где создавались бы оптимальные условия для личностного развития каждого «особенного» обучающегося с учетом специфики. С другой стороны, в такого рода образовательных организациях необходимо создать такую комфортную атмосферу для всех. Климат комфорта, в котором бы учащиеся с нормальным развитием «практически здоровые» научились бы понимать, принимать «особенных» учащихся, сотрудничать и взаимодействовать с ними по достаточно широкому спектру различных видов деятельности (учебной, досуговой, социокультурной, исследовательской, творческой, изобретательской, физкультурно‐оздоровительной и др.), но и не лишались бы возможности получать образование без сдерживающих факторов. Факторов, превращающих учебу в рутину, так как скорость освоения программы у таких ребят на много выше.

В создании таких образовательных организаций инклюзивного типа, их адаптивно‐интегративной социально‐психолого‐педагогической среды, особую роль должны играть квалифицированные специалисты службы психолого‐медико‐педагогического сопровождения (психологи, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги‐дефектологи). В функциональные обязанности, которых должна входить работа по обеспечению условий гармоничного существования инклюзивной среды. Основными способами работы здесь могу быть: индивидуальные беседы, тренинги, семинары, и т.д. Все это должно быть направлено для социально‐психологической и специально‐методической поддержки педагогов, учителей, членов семей учащихся с ОВЗ; предоставление субъектам инклюзивного образовательного процесса необходимой ситуативной консультативной помощи социально‐психологического, методического, социально‐медицинского, социально‐педагогического характера.

Качество коммуникативной атмосферы в образовательной организации не менее важная составляющая инклюзивного образования. Это, прежде всего фон деловых, личностно‐деловых взаимоотношений, система ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса, а так же совпадение или несовпадение отдельных ее составляющих у различных субъектов учебно‐воспитательного процесса. Наличие системы правил формальных, зафиксированных и неформальных, негласных, согласно которым осуществляется жизнедеятельность школы, их выполнение и система санкций, которые применяются в случае не соблюдения правил; активность и продуктивность участников образовательного процесса в сфере личностно‐делового взаимодействия; учет в различных составляющих жизнедеятельности школы социально‐психологических нужд учащихся, педагогов.

В 70‐е годы ХХ века знаменитый французский исследователь Жак Тестанье отмечал, что сложности процесса складывания позитивного социально‐психологического климата школы связаны не только с большим количеством учащихся, с этническим, религиозным, социальным составом обучающихся и преподавателей, но и с недооценкой значимости эстетического оформления образовательного пространства, недостаточно удобной архитектурной среды школы. Он увидел что, одна из главных причин неблагополучного социально‐психологического школьного климата состоит в том, что имеется существенный разрыв между традиционными методами, которые используются в педагогической системе, и индивидуально‐ценностными убеждениями, мировоззренческими установками, представлениями о жизни, которые характерны для учащихся и членов из семей. Однако если весь педагогический коллектив школы обладает высоким уровнем коммуникативной культуры, высокой квалификации в сфере адекватного применения технологий социально‐психологического взаимодействия, то он способен нивелировать сложные моменты, негативно влияющие на становление комфортного (позитивного социально‐психологического) школьного климата.

По мнению зарубежных исследователей, максимально благоприятные условия для личностного роста обучающихся, для позитивно‐открытого личностно‐делового общения складываются в тех образовательная организациях, в которых педагоги и представители администрации умеют учитывать социально‐психологические, эмоционально‐значимые потребности (нужды) обучающихся. Ими обращается внимание с равной долей значимости и на академические, и на социально‐коммуникативные аспекты личностного развития учащихся.

Развитие успешной системы непрерывного инклюзивного образованияв России, в значительной мере зависит от кадрового обеспечения образовательных организаций инклюзивного типа. Важную роль в подготовке квалифицированных кадров для осуществления профессиональной деятельности в условиях образовательных организаций инклюзивного типа может сыграть позитивный зарубежный опыт подготовки таких специалистов профиля (педагогического, психологического, социально‐педагогического, медицинского, тьютерского профилей).

Бесспорным преимуществом инклюзивного образования является:

Однако существуют и минусы инклюзивного образования. В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни обучающихся, особенно обучающихся из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

В исследованиях Алехиной С.В, отмечено, что в настоящее время в России одновременно применяются три подхода к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья такие как:

1. Дифференцированное образование организуется для образования и воспитания обучающихся с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в отдельных образовательных организациях для образования обучающихся с ОВЗ.

2. Интегрированное образование представляет собой организацию образования и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах (группах) общеобразовательных организаций.

3. Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в классе (группе) общеобразовательной организации, совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Инклюзивное образование осуществляется посредством совместного образования и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в инклюзивной группе образовательной организации. В диссертационном исследовании Н.В. Борисовой анализируются понятия «инклюзия» и «интеграция», которые можно использовать при организации интегрированного и инклюзивного образования. Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Итак, инклюзивное образование – это признание ценности различий всех обучающихся и их способности к образованию. Это гибкая система, где учитывают потребности всех, а не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от ситуации и контингента обучающихся. Инклюзивное образование ведет к развитию методологии, направленной на обучающихся и признающую, что все получающие образование – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование способствует разработкам подходов к преподаванию и обучению, которые будут более гибкими для удовлетворения различных потребностей в обучении.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию обучающихся с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Как уже было упомянуто в данной работе, это связано со спецификой методик и неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для обучающихся, но и для взрослых.

Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования показал, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики.

Основными мероприятия в каждом образовательном учреждении направленными на организацию инклюзивного образования должны вестись по следующим направлениям: повышение квалификации педагогов; материально – техническое и организационное обеспечение;создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся – инвалидов; создание толерантной среды (включение всех обучающихся с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий); целенаправленно поддерживать социализацию обучающихся с ОВЗ, что способствует улучшению социальной компетенции и навыков коммуникации обучающихся с ОВЗ, более высокому уровню социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде.

В инклюзивной среде обучающиеся с ОВЗ получают возможность полноценного освоения учебных программ, что способствует улучшению социальных навыков и академических достижений. В инклюзивном классе обучающиеся учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости.

Ян Амос Коменский писал: «…можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого кроме нечеловека». Современная цивилизация позволяет нам сохранить практически каждого как личность способную к самореализации. Общество обязано протянуть руку поддержки таким людям, и создать условия, при которых большая часть этих людей (с особенностями) будут чувствовать себя нужными в нашем обществе. Сокращение маргинализации путем самореализации каждого из них, позволит не чувствовать особенным людям себя обузой для общества, а окружающим – не позволит видеть в них «лишних людей». Они смогут быть полноправными во всех смыслах членами нашего сообщества. Все это создает эффективное и безопасное развитие в целом всего человечества.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 11.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области