Конспект по непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы
«Магнит и его свойства»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
1. Расширять знания детей о магните, опытным путем выявить его свойства (притяжение металлических предметов, притяжение металлических предметов через преграду).
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3.Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий.
4. Воспитывать устойчивый интерес к исследовательской деятельности, умение детей работать сообща, обсуждать, договариваться.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, рассказ воспитателя, беседа, практическая исследовательская деятельность, вопрос-ответ, логическая задача, художественное слово.
Материалы и оборудование: проекционный экран; ноутбук; деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные тарелочки; стаканчики, магниты, монеты, металлические предметы: скребки, болты, булавки, ключи; пуговицы, ластики, деревянные кубики, воздушные шарики, листы бумаги; карточки с дорожками, рабочие листы, картинки-выводы.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель:
Соберемся дети в круг –
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Раздается звонок входящего сообщения.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло видеописьмо от Незнайки. Давайте послушаем.
«Здравствуйте, ребята! Я гулял в Солнечном городе я нашел интересный камень. Он лежит в посылке. Я не знаю, что это за камень, как называется, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом. Исследуйте ее свойства и пришлите мне ответ. Желаю вам удачи!».
Воспитатель: А вот и посылка Незнайки. Рассмотрим ее.
Воспитатель достает из посылки магнит, и показывает его детям, дает потрогать.
- Что вы можете сказать об этом предмете?
Дети: Это камень. Гладкий, холодный, тяжелый.
Воспитатель подносит магнит к украшению и акцентирует внимание детей на то, что камень притягивает предмет.
Воспитатель: Вы догадались, что это за камень?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Правильно, ребята, это магнит. Давайте познакомимся поближе с этим камнем, который хранит много секретов.
Посмотрите на экран. Показ презентации.
1слайд: Много-много лет назад люди нашли в горах минерал – камень черного цвета, с металлическим блеском и назвали его магнетит, сейчас современное название магнит.
2 слайд: Ученые считают, что название камня «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – это город Магнезия.
3 слайд: Кусочки магнита называют естественными магнитами, но люди научились изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Ребята, а как вы думаете, где используют магнит?
4 слайд: Люди используют магниты на заводе для подъема железных предметов.
5 слайд: В порту
6слайд: В медицине – в магнитотерапии.
7 слайд: Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Считается, что магнит обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.
8 слайд: В домашней технике – в различных бытовых приборах.
9 слайд: В компасах. Мы знаем, что компас применяют для ориентирования на местности, чтобы знать, где север, где юг, запад и восток.
10 слайд: Используя магнит производят различные игрушки.
Воспитатель: Мы с вами определили, что это магнит, поближе с ним познакомились. А теперь нам нужно исследовать его свойства. А где мы можем это сделать?
Ответы детей: В лаборатории.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде вспомним правила поведения в ней.
Дети надевают специальную одежду и проходят в лабораторию.
Практическая исследовательская деятельность
Воспитатель: Предлагаю подойти к первой экспериментальной площадке.
Проверим, только лишь железные предметы притягивает магнит?
На столе лежат предметы: воздушные шарики, скребки, пуговицы, ластики, деревянные кубики, листы бумаги, болты, ключи, булавки. Воспитатель: Ребята, рассмотрите предметы, которые перед вами. Определим, из чего они сделаны. Воздушный шарик из чего сделан?
Дети: Из резины.
Воспитатель: Значит шарик какой?
Дети: Резиновый.
Воспитатель: Кубик из чего сделан?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Деревянный.
Воспитатель: Болты, булавки, скребки, ключи из чего сделаны?
Дети: Из железа. Железные предметы.
Воспитатель: Еще у нас еще есть кусочки бумаги и кусочки ткани. Возьмите в руки магнит и поднесите к каждому предмету.
Дети подносят магнит к предметам и определяют, какие предметы притягиваются к магниту. Результаты вносят в таблицу.
Воспитатель: Какой сделаем вывод? Какие предметы притягивает магнит?
Ответы детей: Магнит притягивает только железные предметы.
На доску прикрепляю картинку-вывод.
Воспитатель: Делать научное открытие – дело не из легких, поэтому даже в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы отдохнуть и нам. Подойдите ко мне, покажите ладошки, повторяйте за мной.
Мы магниты, мы магниты
Мы друг к другу не пришиты.
Просто тянемся друг к другу
И идем, идем по кругу.
Вместе сели, вместе встали,
Головою покачали,
И попрыгали немножко,
И похлопали в ладошки.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево-вправо повернулись,
Наклонились, потянулись!
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю к следующей экспериментальной площадке.
Воспитатель: Здесь мы будем изучать следующее свойство магнита: притягивает ли магнит железные предметы через преграду.
Возьмем магнит, приблизим его к скрепке, которая лежит на стеклянной тарелочке через дно и попробуем ее передвинуть к краю тарелочки.
Проводится такой же опыт с, пластмассовой, деревянной, бумажной тарелочками.
Воспитатель: Какой вывод можем сделать?
Ответы детей: магнит притягивает железные предметы через преграду.
На доску прикрепляю 2 картинку-вывод.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Лабиринт». Нужно помочь Незнайке дойти до горки. Для этого монетку положите сверху картона на начало дорожки, а снизу, магнитом ее поймайте. Нужно двигать монетку с помощью другого магнита аккуратно, не сходить с намеченного пути.
Во время игры звучит музыка.
Воспитатель: через какую преграду действует магнит на монетку?
Ответы детей: Через картон.
Воспитатель: Молодцы! У всех получилось! Теперь продолжим наше исследование.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Мы сейчас узнаем, может ли магнит притягивать железные предметы через водную преграду. Вот вам задача: как достать скребку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита.
Ответы детей. Для этого возьмем магнит, приблизим его к скребке через стекло и попробуем передвинуть его к краю стакана.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: Магнит воздействует через водную преграду.
На доску прикрепляю 3 картинку-вывод.
Воспитатель: Мы исследовали магнит и многое узнали о нем. Запишем с вами видеописьмо для Незнайки, расскажем ему, какой камень он нам прислал и какими свойствами он обладает.
Дети: Здравствуй, Незнайка! Ты нашел камень магнит. Мы исследовали его в лаборатории и выяснили:
Магнит притягивает только металлические предметы.
Магнит притягивает железные предметы сквозь стеклянную, деревянную, пластмассовую, водную преграды.
Воспитатель: Отправим наши полученные знания (указываю на картинки-выводы) в Солнечный город.
Воспитатель: Ребята, мы хорошо поработали, пришла пора покинуть нашу лабораторию. Встаньте в круг.
Что вы нового узнали о магните?
Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Что запомнилось?
Воспитатель: Вы все молодцы, хорошо поработали. Незнайка получил наше письмо, он вас благодарит за помощь. Он теперь узнал о магните. Он прислал вам игры - магнитные наборы. Предлагаю вам поиграть и вы еще раз сможете увидеть свойства магнита.