Детский фольклор — это термин, который вошел вупотребление в последние годы и применяется для обозначения всех произведений устной народной словесности, предназначаемых для детей.Носителями детского фольклора являются дети и взрослые — матери, бабушки, няни и все те лица, на попечении которых находятся дети.
Таким образом по д детски м фольклором мыпонимае м ка к творчеств о взрослых
дл я детей, та к и детско е традиционно е творчество
Народное творчество
Песни.
Раньше всего на утеху и радость человеку является музыка, сопровождающая его и дальше на всем жизненном пути, успокаивающая его в минуты печали, облагораживающая все его существо. Русская народная песня существует с неза. памятных времен, в ней наблюдается необычайное богатство и самобытность мелодии и затейливость ритма.На Руси всегда любили песни. Маленьким пели колыбельные:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Таню схватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
А там пташки поют,
Тане спать не дают.
Взрослые пели хороводные песни: «На зеленом лугу» и др. Обрядовые. И все эти песни тоже придумал русский народ.
Частушка. Принято считать, что частушка возникла всередина 19 века. А ее предшественниками были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми». В частушках говорится буквально обо всем, что как-то взволновало или удивило исполнителя.
1.Петушок, петушок, запевай частушки.
Ты горланишь хорошо, подпоют несушки.
Несушки-несушки, курицы-подружки.
2.Наш баран богатый барин
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам.
3.Как по саду-огороду любит козочка гулять.
После этого похода урожая не собрать.
4.Я гусыня бедная, как копейка медная.
По селу хожу босая, пух на зиму запасаю.
5.- Га-га-га, – распелся гусь,
Я лисичек не боюсь.
Всех лисичек на весу
Я в корзине унесу.
6.Я корова хоть куда,
Как венец мои рога.
Кто меня проведает,
Молочка отведает.
7.Ай-да серенький коток
Пошел к речке под мосток,
В воду хвостик опустил,
Кошкам рыбки наловил.
8.Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
9.У меня на сарафане
Петушки, да петушки.
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки.
10.А еще ребята есть
Книжки не читают,
И поэтому они
Ничего не знают.
Потешки – небольшие стихи, которые народ придумывал сам для того, чтобы потешать и развлекать детей.
Вышла кисонька на мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
Бархатная спинка,
В лапке хворостинка.
- Кисонька-мурысенька,
Откуда ты пришла?
-Целый день я, кисонька.
Гусят пасла.
Небылицы. На Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, что на самом деле не бывает.
1.Рано утром вечерком.
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
2.Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет, мужика кнутом.
Считалки. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. Например: «Меня тятенька увидал, за волосы оттрепал…» Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:
Раз, и два, и три, четыре,
Меня грамоте учили –
Не читать, не писать –
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала,
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу,
Доктор любит колбасу.
Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. Пословицы и поговорки помогают людям сделать правильный выбор и просто учат жить.
1.В чужом глазу сучок видим, а в своем сучка не замечаем.
2.Ноги носят, а руки кормят.
3.Птице – крылья, а человеку – разум.
4.Умный себя винит, глупый – своего товарища.
5.На смелого собака лает, а трусливого кусает.
6.Не играй, кошка, углем, лапу обожжешь.
7.Всякому терпенью бывает конец.
8.От умного научишься, от глупого отучишься.
9.Видом сокол, а голосом ворона.
Сказки. От бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и до сих пор их слушать любят.
Игры
Детские игры отражают национальные особенности культуры и быта, отражают среду. В то время как у нас, взрослых, игра в общем представляет собой только побочное явление, у ребенка она составляет главное содержание его жизни.
Игры с „грушками: волчками, куклами, мячиком, дети играют в разбойников, скотников солдат, игры, которые ведутся по известным правилам и вылились в определенные формы. Игра „Короли", — дети делятся на две партии:
1-я партия: „Что нейдешь? Что нейдешь?"
2-я партия : — Боимся, боимся.
1-я: „Кого вы боитесь?"
2-я: — Короля, короля.
1-я: „Дома нет, дома нет..." и т. д.
Затем двое детей устраивают, взявшись за руки, ворота, остальные дети проходят под этими воротами, последнего задерживают. Игра продолжается, пока не задержат всех. Во время прохождения ворот дети поют :
У нашего короля
Дома нету никого,
Ни сына, ни его... и т. д.
Игра "Злой волк"
Между пастухом и овцами ведется следующий
диалог:
Пастух: „Овечки, овечки, домой!"
Овцы: — Мы не смеем.
Пастух: „Почему?"
Овцы: — Здесь волк.
Пастух: „А что он хочет есть?"
Овцы: —Мясо.
Пастух: „А что он хочет пить?"
Овцы : — Кровь. uи
Пастух: „Овечки, овечки, бегите в дом.
Детский фольклор один из путей, который подводит нас к познанию ребенка,
его творчества, быта, интересов, запросов. Многое из детского фольклора отжило и не отвечаетсовременным педагогическим и социальным устремлениям, но в большей своей части он долго будет неиссякаемым
источником для детских книг и для работы с детьми в разных направлениях.