Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мотивирующая сказка

1. Развивать мотивации к занятиям 2. Развивать детскую инициативу и способности постановки целей деятельности 3. Развивать умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями 4. Развивать социального интеллекта у детей 5. Выявить и поддержать творческие способности детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мотивирующая сказка

педагог-психолог МДОАУ № 3 г. Новокубанска Гришина В.А.

Старший дошкольный возраст сенситивен для развития мотивационной сферы. Мотивация определяет направление личности и побуждения к деятельности. Среди мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив. Его развитие является спецификой мотивационной сферы личности старшего дошкольника. Умственная и физическая активность приобретает более самостоятельный характер. Но уровень её развития не является следствием возраста. По результатам наблюдения и диагностического исследования видно, что не все дети обладают этими качествами в достаточной равной мере.

Одной из успешных технологий коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста является сказкатерапия.

Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) [2, С.6]

Основные задачи сказкотерапии:

- расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка;

-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы;

- отработка саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;

- устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе, чрезмерных сомнений в правильности своих действий;

- повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя;

- усвоение общепринятых норм общения с другими людьми;

- развитие фантазии и воображения, образного мышления.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. [3]

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я увидела, что формирование инициативности и мотивации к деятельности имеет большое значение.

Таким образом, возникла идея сочинения психокоррекционных сказок, основной идеей которых является формирование мотивации и детской инициативы к предстоящей деятельности.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Представляю сказку «Журавушка и Илья». Сказка позволяет педагогу достигать целей:

Суть сказки заключается в следующем:

Проблема оформляется в виде сказки понятной и близкой данному возрасту. Рассказ сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует плоскостными фигурками главных героев, от их имени представляет проблемные ситуации. Дети активно участвуют в рассказе сказки: придумывают ее продолжение, пробуют разрешить проблемную ситуацию, подсказывают героям сказки, как надо поступить. История рассказывается детям и вместе с ними обсуждается.

Последним этапом занятия является рефлексия. Дети выделяют главную мысль сказки, отзываются чувствами и желаниями вызванные сказкой. Вывод фиксируется в виде решения к деятельности или принятия правила. Цель работы на этом этапе - вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию.

Занятие включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.

Сказка является началом коррекционно - развивающего блока и преследует разные цели: формирование детской инициативы и мотивации к занятиям, развитие эмоционального и социального интеллекта, нравственности, семейных и социокультурных традиций, сплачивание детского коллектива. Это является одним из ключевых целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного возраста.

Сказку можно использовать как отдельные занятия, так и как вводную часть коррекционно-развивающего блока, постановки проблемной ситуации и принятия целей на занятиях.

Сказка « Журавушка и Илья»

Цель:

-формирование детской инициативы к деятельности;

-развитие мотивации к занятию;

-развитие эмоционального и социального интеллекта;

-развитие внимания, памяти;

Оборудование: лист, мольберт, картинки «богатырь Илья», «Алёнушка»

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! (улыбается)

Дети: Здравствуйте.

Педагог-психолог: Как вы думаете? Какое у меня настроение?

Дети: Весёлое, радостное.

Педагог-психолог: А как вы догадались?

Дети: Вы улыбаетесь.

Педагог-психолог: Правильно ребята! У меня радостное настроение. Я улыбаюсь. А какое настроение у вас? Покажете всем? Поиграем в игру «Я такой»

Педагог-психолог: Встанем в круг. По очереди делаете шаг вперёд, говорите слова «Я такой..» и изобразите своё настроение. А все остальные отгадывают.

(Игра)

Педагог-психолог: Как у вас хорошо получается. Молодцы.

(на мольберте появляются фигурки Богатыря)

Ребята, смотрите. К нам на занятие сегодня пришёл русский Богатырь. Вы знаете кто это?

Дети: Воин.

Педагог-психолог: Правильно. У этого Богатыря жена есть. А у неё был дар редкий. Хотите послушать сказку?

Дети: Да!

Тогда садитесь удобнее и слушайте.

Давным- давно на Руси жил Богатырь. Звали его Илья. Он был сильным, смелым, ловким, умелым. Одним словом - Славный воин. Была у него жена (фигурка жены Богатыря) Журавушка. Красивая, добрая, нежная, верная, щедрая. Все любили её и уважали. Самое главное и ценное у Журавушки - дар редкий. Была она внимательна и умна. Посмотрит, услышит разок и запомнит тот час всё что видела и слышала. От того знала она много сказок, песен и много интересного что бывает на свете.

Жили Илья и Журавушка счастливо и дружно. Илья с трудными делами справляется, а Журавушка помогает ему и подсказывает. И так славно у них дело спорилось! Всем в пример и на удивление.

Но не долго счастье их длилось. Напали на родную землю враги. Стали отбирать земли и богатства. Собрались все богатыри на сражение. День бились - не победили. Второй бились - не победили. Третий день бились – не победили. Много богатырей было, а врагов ещё больше. Сильными богатыри были, а враги ещё сильнее и хитрее. То с одной стороны нападут, то с другой. Что делать?

Ребята, что же придумать?

(Ответы детей)

Очень интересные предложения. Журавушка тоже задумалась, как врага одолеть и придумала. Переоделась в одежду вражескую, отправилась в их стан. Никто не признал в ней неприятеля. Разведала Журавушка посмотрела, послушала все планы коварные и обратно в дорогу пустилась. Пришла к богатырям и рассказала о том, что выведала. Вот богатыри и узнали как им действовать. Откуда ждать набега. Предугадали планы врагов и прогнали их с земли родной. Бежало иго и не оборачивалось. Все богатства побросало. Еле ноги унесло!

С тех пор зажили Илюша с Журавушкой ещё лучше прежнего. Родились у них детки, а потом внуки появились. А дар Журавушки и сила Илюшина передавалась деткам и внукам из поколения в поколения. Может и среди вас есть праправнуки и праправнучки Журавушки и Ильи? Вдруг у вас есть такой дар? Хотите проверить?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Тогда объявляю Эксперимент! Попробуем свои возможности.

Первый эксперимент.

Педагог-психолог: объявляю правила эксперимента:

-никто не подсказывает:

-слушают внимательно;

Посмотрите друг на друга. Всё внимательно рассмотрите.
Делимся на две команды. И встаём друг к другу спиной по линии.

Дети выстраиваются в два ряда спиной друг к другу.

Педагог-психолог спрашивает каждого ребёнка по очереди:

-Назови имя того, кто стоит за спиной? Какая причёска? Во что он одет?

(Три вопроса)

Второй эксперимент.

Дети отворачиваются. Ведущий раскладывает камушки по кабинету. По команде «Старт» дети ищут клад и возвращают педагогу. У кого больше камней, тот победил. (три повторения).

Третий эксперимент.

Перед детьми выкладываются 10 предметов. Закрывают глаза. Педагог убирает три предмета. Дети называют недостающие предметы (два повтора).

Дети закрывают глаза, педагог меняет два-четыре предмета местами. Задача вернуть предметы на место (два повтора).

Педагог-психолог: Эксперимент завершен.

Вывод: (Перечислить успехи каждого ребёнка). У каждого из вас есть дар Журавушки. И этот дар можно развивать. Предлагаю на следующем занятии в игры играть и дар развивать. Согласны?

Дети: Да.

Педагог-психолог: Тогда в следующий раз вы покажите свою силу и

внимание. А я вам помогу.

На этом сказка заканчивается, и наше занятие подходит к завершению.

Рефлексия:

И мне понравилось вам сказку рассказывать и эксперимент проводить. Оказывается все вы талантливые и интересные. До новых встреч! До свидания.

Литература

Картинки

Журавушка: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0e56/000244bd-3e6e691a/hello_html_7bd336e8.jpg (свободный доступ 25.01.2022 г.)

Богатырь: http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/28/E0/2678932.jpg (свободный доступ 25.01.2022 г.)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области