Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»

Цель создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов- участников мастер- класса в процессе педагогического общения освоить опыт работы по экспериментированию. Задачи -Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность. -Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. -Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников. -Развивать творческие способности участников мастер-класса. -Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер-класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов- участников мастер- класса в процессе педагогического общения освоить опыт работы по экспериментированию. 

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на моём мастер-классе! Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «Да-нет»:

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да!)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Я приглашаю для участия в моём мастер классе 4 человека, по 2 человека в группе.

(Воспитатель пускает мыльные пузыри.)

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам…. (эксперимент).

Слайд 2.

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать» Вот так и мы с вами, уважаемые педагоги, не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, и именно поэтому в процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам.

Слайд 3

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное развитие; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Именно экспериментирование дает толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется

Как вы думаете участники мастер – класса 1 группы, что в процессе экспериментальной деятельности развивается у детей? Выберите нужные варианты ответа (задание 1 группе).

Слайд 4

Изучив программу Ольги Витальевны Дыбиной «Ребёнок в мире поиска» использую её в организации детского экспериментирования. Хотела у вас спросить участники мастер – класса 2 группы какова же структура организации проведения экспериментальной деятельности. Расставьте цифровые обозначения.

Как вы считаете 1 группа так, что развивается у детей в процессе экспериментирования? (ответы 1 группы)

Слайд 5.

Правильно опыты и эксперименты способствуют:

Какова же структура организации проведения экспериментов? (ответ 2 группы).

Слайд 6.

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.

Уважаемая аудитория, ответьте, пожалуйста, на вопрос с помощью хлопков: «В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование?» Если можно использовать похлопайте в ладоши

Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная, музыкальная, конструирование, художественная.

По вашим аплодисментам можно сделать вывод: экспериментирование можно применять во всех видах детской деятельности.

И сегодня в моей организованной образовательной деятельности вы увидели некоторые виды экспериментирования, и я хочу показать вам еще несколько экспериментов с другими материалами, которые можно использовать в работе с детьми в разных видах деятельности.

Слайд 7.

И приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.

-А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Девочка смешная, шкода

Спокойства мишке не даёт,

А он ей всё прощает,

От досады чуть ли не ревёт.

-Вы узнали героя этой сказки?

Слайд 8.

-Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь» 

Слайд 9.

-Жила-была девочка Маша.

Слайд 10.

Была она очень любопытной. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там, в лесу и отправилась в путешествие в поисках приключений.

Слайд 11.

Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течет река.

Слайд 12.

Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть цветы поближе.

Слайд 13.

Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошёл дождь.

Слайд 14.

Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!

-Участники первой группы давайте поможем Маше понять - как идет дождь?

И проведём эксперимент - (тучка с дождём) 

Цель: эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Ход:

1. В стаканах налита вода.

2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился!

Прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты), посмотрите, у вас в банках тоже есть облака – это пена. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

3. Краску с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)

Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

Слайд 15.

- Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой.

Слайд 16.

-Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше разноцветные конфеты «Скитлс» (отдаёт 2 группе) и мыльные пузыри (жюри). Маша открыла эти конфеты и очень обрадовалась, увидев такое разнообразие цветов.

Слайд 17.

И решила узнать, почему они такие яркие. Участники мастер – класса 2 группы давайте поможем Маше в этом разобраться. И проведём эксперемент - (Конфеты «Скитлс») 

Цель эксперимента: исследовать вредное влияние красителей, входящих в состав конфет «Скитлс», на организм человека.

Ход:

1. Раложите конфеты «Скитлс» на плоской тарелке по кругу.

2. Налейте на середину тарелки обычную воду, осторожно, пока вода не коснется всех конфет. Не добавляйте много воды, иначе конфеты смогут «выйти» из круга.

И понаблюдайте.

Слайд 18

А ещё Маша надувала мыльные пузыри. Уважаемые члены жюри попробуйте надуть мыльный пузырь. И задала Мишке вопрос: «А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри? И почему они лопаются?

-Давайте Маше дадим ответ.

Вывод: Мыльный раствор состоит из мыльного средства. В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Давайте посмотрим, что получилось у второй группы и сделаем вывод. Постепенно леденцы отдавали в воду свой цвет и окрасили её, а через некоторое время можно будет наблюдать яркую радугу. Красивую радугу стоит оставить на чуть-чуть, и мы понаблюдаем за тем, как от конфет отклеивается и всплывает пленка с буквой. Ну и напоследок, оставляем конфетки еще на час. И можем увидеть, что они превратятся в бурую мерзкую жижу. Увидев это, Маша решила, что есть эти конфеты она не будет и Мише тоже запретит.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: пищевая краска, растворяясь, окрашивает воду, тоже самое происходит с нашим желудком.

Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Я думаю, что экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций! А сейчас мы подведём итог. Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн.

Слайд 19

Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна

1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна: экспериментирование

2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие: интересное, увлекательное, познавательное

3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами: (что делают эксперементы для детей?) развивает, формирует, учит, расширяет

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора: экспериментирование – это способ узнать мир.

5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, суть темы: волшебство, опыт

Слайд 20

Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!

Как вы думаете участники мастер – класса 1 группы, что в процессе экспериментальной деятельности развивается у детей? Выберите нужные варианты ответа

Хотела у вас спросить участники мастер – класса 2 группы какова же структура организации проведения экспериментальной деятельности. Расставьте цифровые обозначения.

Выбор оборудования

Проблема

Эксперимент

Постановка задачи

Варианты решения

Правила безопасности

Вывод

Связь с жизнью

Обобщения

План эксперимента

Эксперимент - (тучка с дождём) 

Цель: эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь.

Ход:

1. В стаканах налита вода.

2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья или мус (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился!

3. Краску с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)

Эксперимент - (Конфеты «Скитлс») 

Цель эксперимента: исследовать вредное влияние красителей, входящих в состав конфет «Скитлс», на организм человека.

Ход:

1. Раложите конфеты «Скитлс» на плоской тарелке по кругу.

2. Налейте на середину тарелки обычную воду, осторожно, пока вода не коснется всех конфет. Не добавляйте много воды, иначе конфеты смогут «выйти» из круга..

И понаблюдайте.

Постепенно леденцы отдавали в воду свой цвет и окрасили её, а через некоторое время можно будет наблюдать яркую радугу. Красивую радугу стоит оставить на чуть-чуть, и мы понаблюдаем за тем, как от конфет отклеивается и всплывает пленка с буквой.

Вывод: пищевая краска, растворяясь, окрашивает воду, тоже самое происходит с нашим желудком.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области