Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе « Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом «Новогодняя елка» по методике "Картинка без запинки"
Цель:
развитие связной речи у детей через рассказ-описание по картине- по методике Н.Мурашковска «Картинка без запинки».
Задачи:
Обучающие:
-учить детей устанавливать причинно-следственные связи; совершенствовать связное монологическое высказывание через рассказ-описание по картине-по методике "Картинка без запинки» Н.Мурашсковска
Развивающие:
- формировать грамматический строй речи, фонетический слух;
-обогащать и активизировать словарный запас детей с использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике;
-развивать творческое воображение и мышление, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные:
-воспитывать устойчивый интерес к изучению родного языка.
Методы и приёмы:
словесный — рассказ педагога, беседа;
наглядный — Методика «Картинка без запинки»;
практический — игровые упражнения: «Дели на части», «Ищу друзей», упражнение «Отставай-Забегай!» (выстраивание временной последовательности), « Составь предложения», игры: «Телепортация», «Эхо».
Формы организации детской деятельности:
групповая.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал – картина, конверт.
Раздаточный материал - картонная втулка-подзорная труба, отдельные картинки из картины,
Предварительная работа: беседы, рассматривание картин.отгадывание загадок, заучивание стихотворений и пословиц, словесные игры и упражнения, словарная работа – атрибуты, туалетный столик.
Ход:
1.Вводная часть.
Организационный момент.
Запоминает наша голова
Важные поступки и умные слова
Слушаем внимательно
Смотрим обязательно
Взрослых не перебиваем
Знаний много получаем.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какое время года сейчас?
Какой праздник с нетерпением ждут и взрослые и дети?
Ответы детей.
Игровая мотивация
Раздается стук в дверь. В гости к ребятам пришел снеговик.
-Здравствуйте, ребята! Я снеговик-почтовик, принес вам волшебный конверт.
-Здравствуй Снеговик, а кто отправил нам конверт.
-Я держу в руках конверт, В конверте может быть секрет Вы хотели бы узнать, кто мог письмо вам написать?
-Чтоб узнать от кого письмо, надо отгадать загадку:
Угадайте,что за гость:
В шубе серебристой,
Красный-красный
Нос его,
Борода пушистая,
Он волшебник детворы,
Отгадайте- раз, два, три!
(Дед Мороз).
Вот вам письмо, а мне пора к другим ребятишкам, до свиданья.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте.
«Дорогие ребята. Я знаю что вы все дружные, добрые и вы ждете нового года, подарков, волшебства. Я дарю вам эту картину чтобы вы рассказали всем детям что за праздник Новый год. Ваш Дедушка Мороз»
2. Основная часть. Рассматривание картины.
Ребята, внимательно посмотрите и скажите.Кто изображен на картине?А что они делают? (ответы детей). Какой то рассказ у нас с вами получается короткий.А как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).Молодцы, вы придумали названия, которые очень подходят к этой картине.Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину, а попробовать поделить картину на части.Поможет нам в этом подзорная труба. Возьмите каждый подзорную трубу, и по очереди называйте все то, что вы видите на картине. А я буду выставлять картинки с этими изображенными предметами.
Игровое упражнение «Дели на части»
Назовите что вы увидели ? (ответы детей).
Подзорная труба помогла нам рассмотреть картину и поделить на части.
3.Игровое упражнение « Ищу друзей»
А теперь ее нужно собрать, пора навести порядок, и соединить части друг с другом.Нужно найти друзей среди предметов и объединить их. Как вы думаете, какие предметы можно соединить между собой и почему?Например: елка-гирлянда.
(ответы детей).
Ребята вымолодцы, справились.
4. Игра «Телепортация»
А теперь попробуем оживить картину. Но для этого нам нужно попасть в нее. Давайте встанем в круг и скажем волшебные слова:
Покружились, покружились и в картине очутились!
-Ну вот, мы очутились в картине. Закройте глаза, прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами.(аудиозапись) А теперь глубокий вдох.1-2-3 откройте глаза.
Скажите, что вы слышите? (ответы детей)
Ребята, закройте глаза, вдохните запах того, что вас окружает.(аудиозапись).А теперь глубокий вдох.1-2-3 откройте глаза.Что вы почувствовали теперь?
(ответы детей).
Ребята, наша картина ожила, в ней появились звуки и запахи. Но картину можно не только услышать, но и потрогать.Закройте глаза ипритроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути (аудиозапись). А теперь глубокий вдох,1-2-3 откройте глаза.
Скажите, что вы ощущаете?
(ответы детей)
Молодцы, вы прекрасно оживили картинуи хорошо потрудились. А теперь предлагаю вам отдохнуть.
5.Физминутка «Елочка»
Ждут красавицу(рисуют руками елочку)
Колючую елочку
В каждом доме(ладошками дом)
В декабре.
На ветвях зажгут фонарики.(показывают фонарики)
Искры брызнут в(руки над головой, пальцы
серебре.(отопырены)
Сразу станет в доме(хоровод)
празднично,
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с (идут по кругу с мешком)
подарками.
Наступает Новый год.
6. Стихотворение.
Дети прочитают нам веселые стихотворения про Новый Год.
1.Наступает Новый год
У ребят полно хлопот:
Надо маски выбирать,
Надо ёлку наряжать,
В старую запрятать сумку
Всем знакомым по рисунку,
Чтоб остался в Новый год
Без подарка только кот!
2.Что такое Новый год?
Это все наоборот!
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой:
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
7. Пословицы.
А какие вы знаете пословицы о зиме и новом годе?
(ответы детей).
8.Упражнение «Отставай-Забегай!»
Мы с вами рассмотрели картину, оживили ее. А сейчас я предлагаю вам сесть в машину времени и отправиться в путешествие по картине.Скажите, а кто изображён на картине? А где папа и мама? Кто принёс в дом ёлку? Почему на ней оказались необычные игрушки? Ребята, подумайте, какое время суток изображено на картине?Давайте подумаем, а что было утром? А что было вечером? А как бы вы смогли закончить этот сюжет, изображенный на картине? (ответы детей)
Интересное путешествие по картине у нас получилось.
9.Расказ воспитателя.
А теперь послушайте мой рассказ о картине.Картина называется «Новогодняя елка».
До Нового года оставалось совсем немного времени. Сестрички Оля и Юля и их старший брат Кирилл с нетерпением ждали своего любимого праздника. В доме, посреди детской комнаты уже стояла живая, настоящая ёлка. Она пахла лесом, смолой, хвоей и этими волнующими запахами была наполнена вся городская квартира.Детям не терпелось нарядить ёлку, но игрушки остались на даче, а мама с папой не спешили привозить их в город. Вдруг Кирилл увидел на туалетном столике блестящие, красивые предметы: мамины часы, браслеты, серьги, клипсы, бусы. «Ура! — радостно закричал мальчик, — я знаю, чем мы украсим ёлку!» Кирюша встал на стул около ёлки и громким командным голосом воскликнул: «Оля, готовь нитки! Юля, подавай украшения!» Девочкам ничего не оставалось, как подчиниться старшему брату.Скоро новогодняя ёлка в детской комнате была украшена ярко, весело и, главное, необычно.
Вам понравился рассказ? А на следующем занятии я послушаю ваши рассказы.
10. Игра «Эхо» в кругу.
Я предлагаю поиграть в слова. Нужно подобрать к словам-рифму.
Елка-иголка, игрушка-ватрушка, бусы-укусы, девочка-припевочка, мальчик- с пальчик, мячик — зайчик, бантик — фантик; палочка -помогалочка,очки-носки, корона- ворона,часы-усы, расческа- прическа, столик-кролик, машинка- снежинка, меч- печь,
11. Упражнение « Составь предложения».
Ребята, я вам прочитаю слова, а вы из этих слов постарайтесь составить предложения. Послушайтеслова.
Дети - играть - комната.
Папа - принести - ёлка - дом.
Мальчик вешать - ёлка - шары.
Девочка - делать - бумага - гирлянда.
Мальчик - зажигать - бенгальский огонь.
Дети - готовить - подарки - родственники.
Мама - шить - костюмы карнавал.
Дети - любить - Новый год.
(ответы детей).
12.Заключительная часть.Рефлексия.
Ребята вот и закончилось наше интересное занятие. Вы все старались , молодцы. Скажите, а вам понравилось занятие? А что вам запомнилось?