Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»

Цель Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Задачи • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. • Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями. • Развивать связную речь • Развивать творческие способности детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 28 г. Челябинска".

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»

Разработала

воспитатель первой

квалификационной категории

Соболева Светлана Александровна

Челябинск 2022

Содержание.

1Аннотация. 
2. Введение. 
3. Практическая значимость

4. Заключение
5. Список использованной литературы.

6. Приложение1

Картотека игр по развитию мелкой моторики

7.Приложение 2

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики

Аннотация. 
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования. Она содержит игры на развитие мелкой моторики. Данная методическая тема разработана с учетом федеральных государственных требований и требований Основной общеобразовательной Программы детского сада. 
Введение. 
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. 
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».
Цель:

Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Задачи:

Практическая значимость. В основе моей работы лежит игра. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром. Я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей: 1) составление фигур из счетных палочек; 2) использование прищепок;
3) пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры; 6) шнуровка; 7) использование мозаики;8)самомассаж; 9) рисование и лепка. 10) Су-Джок.

При проведении данной работы очень важно соблюдать технику безопасности. 
По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. 
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. 

Заключение
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности. 
Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;
- пополнять копилку пальчиковых игр. 
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей. 

Список использованной литературы.

Приложение3

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели:

•стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

•развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

•подготовка кисти руки к письму;

•развитиепространственногоориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

•развитие внимания, восприятия, мышления;

•развитие творческих способностей.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка1. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

2.Прокатить шарик по столу:подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

3.Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

4.«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

1.«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2.Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3.Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Игры со шнурками.

1.Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

•перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

•«прошагать» по лесенке из шнурка;

2.«Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3.Различные шнуровки.

4.Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1.Выкладывание геометрических фигур.

2.Составление узоров.

3.Выкладывание предметов.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель: 1.Развитие мелкой моторики.

2.формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

3.развитие конструктивного мышления;

4.формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы

выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

1.«Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2.«Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

3.Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

•Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

•Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

4.Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

"Мытье головы" "Веселые носики" "Теплые ручки" "Расслабленное лицо" "Домик" "Глазки отдыхают" "Обезьяна расчесывается

Приложение 4

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
• Пальчиковый театр.

Для развития ручной умелости дети должны:
• махать в воздухе только пальцами;
• собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

Желаем успехов!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области