Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экспериментирование с растениями как средство формирования эстетической культуры младших школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экспериментирование с растениями как средство формирования эстетической культуры младших школьников

Природа является не только великим учителем, но и великим воспитателем. Эстетическое воспитание детей сложно представить себе без привлечения природы в помощники воспитателю, которая является самым естественным источником красоты. Все восприятия реальной действительности природа окрашивает в эмоциональные тона. Природа – это важный фактор, сказывающийся на развитии и формировании эстетических чувств. Природа является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, а также эмоционального воздействия на личность. Главное условие воспитания мироощущения единства с природой – это умение видеть природу. Это главное условие воспитания человека через нее. Таким образом, основная задача в эстетическом развитии младших школьников средствами природы состоит в пробуждении у младших школьников эмоционального отношения к природе.

Природа сама может выступать в качестве воспитателя и прежде всего эстетических характеристик личности. Недаром природу до сих пор называют источником творческого вдохновения; в ней видят неиссякаемый источник для поддержания духовных сил людей самого разного возраста. Основная задача эстетического развития младших школьников средствами природы - это зарождение у младших школьников эмоционально правильного отношения к ней. Эмоциональное отношение к миру природы делает человека духовно богаче. Необходимо обращать внимание младших школьников на красоту окружающей природы, даже в самых «простых», обыденных ее проявлениях. Ребенок должен замечать и эмоционально реагировать на первые появившиеся весенние цветы, или первый выпавший снег, красивые облака. Если взрослый акцентирует внимание ребенка на подобных проявлениях природы и их красоте, то ребенок скоро сам станет замечать прекрасное в отдельных явлениях: замечательные рыбки, снежинки, необычные цветы. Кроме того, дети учатся отличать и сопоставлять формы, величину и окраску; к примеру, в сопоставлении размеров деревьев, форм листьев, окраски цветов и тех же листьев. Не менее важным аспектом выступает и восприятие красоты звуков в природе. К ним конечно можно отнести пение птиц, шум ветра, журчание ручьев, шелест листьев и пр. Звуки природы, также как особенности отдельных ее объектов, дают знания о специфических сезонных изменениях в природе, а также умение их различать и сопоставлять. Ребенку важно замечать, как преображается природа в результате деятельности человека, поэтому так необходимо привлекать его с раннего детства к такой деятельности как посадка цветов, прополка и т.п. Данная деятельность позволяет приобщать ребенку к «прекрасному» наравне с ценностью труда в преобразовании природы и ее сохранении.

Эксперимент, по мнению автора А. И. Ивановой, «может применяться педагогическим работником на различных этапах занятия. Эксперимент является главным источником знаний младших школьников в процессе изучения ими какого-то нового учебного материала. Эксперимент в процессе закрепления учебного материала демонстрируют очень тесную связь теории и практики. Иногда опыт применяется в целях перехода от опроса к теме занятия, в тех целях, чтобы выяснить представления детей младшего школьного возраста по исследуемому вопросу. Необходимо отметить, что эксперимент организуется в том случае, если вследствие беседы об известных школьникам фактах реального мира появляется необходимость выявить скрытые причины того или иного явления. Основное внимание младших школьников в процессе проведения опыта концентрируется на самых основных моментах явлений за счет формулирования соответствующих вопросов в конкретной последовательности»

Есть опыты демонстрационные, которые проводит учитель и лабораторные, когда опыт проводят сами учащиеся под непосредственным руководством педагогического работника.

Применение опытов является целесообразным для создания на школьном занятии тех или иных проблемных ситуаций.

Следует избегать таких ошибок, как приглашение «посмотреть опыт». Надо стараться строить опыт так, чтобы дети видели в нем само явление и не отвлекались на лабораторные аксессуары, иначе опыт теряет познавательный смысл и становится «самодовлеющим фокусом». Важными видами деятельности при проведении опытов, кроме составления обобщений и выводов, являются связный рассказ о проделанном опыте и фиксация полученных результатов. Логический рассказ об опыте - одно из совершенных средств развития речи учащихся начальной школы.

Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки - это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.

Экспериментирование с растениями можно проводить в классном уголке природы и на пришкольном участке. Эксперимент наряду с другими практическими методами в процессе обучения обеспечивает эмпирический уровень познания и вызывает более активную мыслительную деятельность учащихся, позволяет приобщать к красоте природы, замечать прекрасное в отдельных явлениях.

ЛИТЕРАТУРА

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области