Тематический план гимнастик
для детей старшего дошкольного возраста
тема | Виды гимнастик | стихи | движения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
сентябрь | |||||
осень | зрительная | Зонтик у меня цветной Яркий – красный, голубой Ветер осенний засвистел Зонтик в небо улетел. Выше-выше-высоко… Дальше-дальше-далеко… Кружит-кружит зонт цветной Яркий – красный, голубой. | -прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз - движения глазами вверх – вниз -движения глазами вправо – влево - движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4раза | ||
пальчиковая | Снова осень наступает И до следующей весны, В птичьих стаях улетают Ласточки, скворцы, грачи. | -касаются стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого -тоже левой рукой - касаются стола подушечками пальцев правой руки, начиная с мизинца -тоже левой рукой | |||
двигательная | Под ногами шелестят желтые листочки. Отцвели и засыхают поздние цветочки. Улетают птичьи стаи, Дальняя дорога. В разноцветном сарафане осень у порога. | - идут, имитируя движения разбрасывания листьев ногами - приседают и хлопают ладонями по полу - машут руками «крылья» - тянутся вверх на носочках - кружатся | |||
Грибы. Ягоды | зрительная | Справа зреет земляника, Слева – сладкая черника, А брусника – впереди, Ежевика – позади. Ягоды все соберем И потом домой пойдем. | -движения глазами вправо -движения глазами влево -дети смотрят вдаль -часто моргают глазами -закрывают глаза | ||
пальчиковая | На поляне толстячок, Белый гриб – боровичок. А под ним, дрожа немножко, Подняла улитка рожки. Пальчик, пальчик, непоседа, Где ты бегал, где обедал? Я с мизинцем ел калинку, С безымянным ел малинку, Ел со средним землянику, С указательным – клубнику! | -правая рука перед собой, сжата в кулак -ладонь правой руки накрывает кулак правой -левая рука остается, правую убирают -указательный и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные. -большой палец поднять вверх и пошевелить им -соединяют большой с мизинцем -соединяют большой с безымянным -соединяют большой со средним -соединяют большой с указательным | |||
двигательная | Мы идем дорожками, Мы идем тропинками. Сразу за опушкою Вдруг нашли волнушки мы. Вот пенек с опятами Под рябиной тонкою. Крепкий подберезовик Вырос под березою. | - шагают на месте - наклоняются и выпрямляются, имитируя «сбор грибов» | |||
октябрь | |||||
Овощи | зрительная | Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | -обводят глазами круг -смотрят вверх -смотрят вниз -смотрят влево – вправо -смотрят вниз -смотрят вверх -зажмуривают глаза -моргают (повторить 2 раза) | ||
пальчиковая | Тук, тук, тук – Раздается в доме стук. Мы капусту порубили, Перетерли, посолили И сложили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке! | -кулачками стучат по столу - стучат ребром ладоней по столу -трут руку об руку – «солят капусту» -стучат ладонями об стол -потирают ладоши | |||
двигательная | Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи сажать. Дружно приседаем - Грядку мы вскопаем. Наклонились низко – Сеяли редиску. Лейки в руки взяли Грядки поливали. Хорошо мы потрудились, Потому что не ленились! | -ходят по кругу, делают подскоки -приседают повторить 2 раза | |||
Фрукты | зрительная | Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты мы считать. Перед нами груша, детки, Мы сорвали ее с ветки. Слева на столе – лимон – Желтый господин – барон. Справа – яблоко в корзине. Его купили в магазине. Ну а снизу - апельсин, На полу лежит один. Сколько фруктов, посчитали? Четыре фрукта мы назвали! | -круговые движения глазами - смотрят перед собой - смотрят влево - смотрят вправо - смотрят вниз -моргание глазами -широко раскрывают глаза | ||
пальчиковая | Мы делили апельсин, Много нас, а он – один: Эта долька – для ежа, эта долька - для стрижа, Эта долька – для котят, эта долька – для утят, Эта долька – для бобра, а для волка – кожура. Он сердит на нас, беда – разбегайся кто куда! | - сжимают — разжимают кулачки - попеременно, начиная с мизинца, загибают пальцы обеих рук | |||
двигательная | Раз, два, три, четыре, Апельсин дадим мы Ире. Пять, шесть, семь, восемь, Ананас у Сени спросим Девять, десять - завернём, Фрукты маме принесем. | -маршируют на месте -руки вперёд, ладонями вверх - маршируют на месте -руки вперёд, ладонями вверх -«моталочка» руками - наклон вперёд, руки тоже вперёд, ладонями вверх | |||
семья | зрительная | Мячик мой прыгучий очень, Скачет, скачет, как захочет, Вправо-влево, вот беда! Не догонишь никогда! | -движения глазами по кругу по часовой стрелке -движения глазами по кругу против часовой стрелки - движения глазами вправо-влево. -широко открывают глаза -закрывают глаза | ||
пальчиковая | Надуваем быстро шарик; Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел- Стал он тонкий и худой. | - пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками, постепенно принимая форму шара - пальчики принимают исходное положение | |||
двигательная | Устала наша бабушка, Присела на порог: «Куда пропал, Куда пропал, Куда пропал внучок?» Подумала, поохала, Потом тихонько встала, Пошла вокруг да около Искать внучка сначала. | -ходьба на месте -присесть на корточки -повороты корпусом вправо-влево -встают -ходьба на месте | |||
деревья | зрительная | «Слева – сосны, справа – дуб. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой. | -движения глазами влево – вправо -движения глазами вверх – вниз - закрывают, затем широко открывают глаза - движение глазами по кругу в одну и другую стороны | ||
пальчиковая | Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, листья рябины Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. | -сжимают и разжимают кулачки -поочередно сгибают пальцы -«шагают» по столу средним и указательным пальцами | |||
двигательная | Разбежались по лужайке Беззаботной, легкой стайкой, Словно девочки-подростки, Белоствольные березки. За руки взялись, и вот Закружился хоровод. | -бег врассыпную Берутся за руки. идут по кругу . | |||
ноябрь | |||||
одежда | зрительная | Если дождик – мы не тужим, Бойко шлепаем по лужам. Вправо-влево мы пойдем, Снова лужицу найдем. Ведь в резиновых сапожках Не намокнут наши ножки. | -моргание глазами -круговые движения глазами в правую сторону -движения глазами вправо – влево -круговые движения глазами в левую сторону -закрывают глаза - открывают глаза, опускают взор вниз | ||
пальчиковая | Жили-были в домике Маленькие гномики: Раз, два, три, четыре, пять, Стали гномики стирать: один – рубашки, второй – платочки, третий – штанишки, четвертый – носочки. Пятый умницею был, Всем водичку носил. | -складывают ладони виде крыши - сжимают кулачки -хлопают -трут кулачки друг о друга -загибают пальчики, начиная с больших | |||
двигательная | Я по травке на лугу В красных тапочках бегу. А трава хорошая, Ну-ка, тапки сброшу я! Ой, трава щекочется, Мне смеяться хочется! | - бег на месте -наклон туловища вперед, руками коснуться пола - махи ногами -прыжки на месте | |||
мебель | зрительная | В нашем доме интересно! На полу стол, стулья, кресло – Видишь, вешалка висит, У стены диван стоит Смотри прямо - там буфет, Много сладких, в нем конфет. | -круговые движения глазами по часовой стрелке -круговые движения глазами против часовой стрелки -движения глазами вверх-вниз - движения глазами вправо – влево -смотрят на кончик носа -закрывают глаза, расслабляются в течение 2-3 секунд | ||
пальчиковая | Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | -хлопают в ладоши - сжимают и разжимают кулачки -поочередно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, потом на другой | |||
двигательная | Стоит стол на тонких ножках, Рядом стул, на нем спит кошка. Кошке я сказала: «Брысь! На мой стул ты не ложись!» Кошка спрыгнула со стула, Стала бегать и играть, А когда она устала, Прыгнула ко мне в кровать. | -стоят прямо -приседают, кладут сложенные ладони под щеку -встают, топают ногами -прыгают -бег на месте -приседают, кладут сложенные ладони под щеку | |||
Инструменты | зрительная | Тишина стоит вокруг Вышли косари на луг Взмах косой туда – сюда Делай раз и делай два! | - закрыть глаза -широко открывают глаза -движения глазами вправо – влево -моргание глазами | ||
пальчиковая | Вышивает, шьет иголка… Пальцу больно, пальцу колко А наперсток в тот же миг к девочке (мальчику) на пальчик прыг, Говорит иголке: «Шей! А колоться ты не смей!» | -имитируют движения шитья иглой -щиплют указательные пальцы -поглаживают каждый палец по очереди -хлопки - грозят указательным пальчиком | |||
двигательная | Запилила пила, зажужжала, как пчела: ж-ж-ж-ж Отпилила кусок, наскочила на сучок, Лопнула и встала - Начинай сначала! | -имитация движений работы с пилой -прыжки -приседают, встают -хлопки руками | |||
Посуда | зрительная | Сковородка, просто чудо, Это славная посуда! Рыба жарится, котлеты, Белоснежные омлеты. Приготовит быстро, ловко Вот такая сковородка. | -широко открывают глаза -зажмуриваются -перемещают взор по квадрату - перемещают взор по диагонали - закрыть глаза на 5-10 сек. | ||
пальчиковая | Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила Положила Маша каши кошке – в чашку, Жучке - в плошку, а коту – в большую ложку. В миску – курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. | - указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке -загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды -разжимают пальцы -сдувают воображаемые крошки с ладони | |||
двигательная | Вот большой стеклянный чайник – очень важный, как начальник, Вот фарфоровая чашка – очень хрупкая бедняжка. Вот фарфоровые блюдца, только стукнешь – разобьются. Вот серебряная ложка – голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес! | -одна рука на поясе, другая изогнута как носик чайника -приседают, одна рука на поясе -кружатся, рисуя руками круг -тянутся вверх, руки сомкнуты над головой -руки в стороны, тянуться вперед | |||
декабрь | |||||
зима | зрительная | В руки вы снежки возьмите, И на них вы посмотрите. А теперь их поднимите Вверх, на них вы посмотрите. Вниз снежки вы опустите, И опять на них взгляните. Снежок вправо, Снежок влево. «Нарисуйте» круг умело. Снежок близко, вот вдали, Ты внимательно смотри. Вот такой у нас снежок, Улыбнись ему, дружок. | - переводят взор вниз -поднять руки вверх и посмотреть на них -медленно опустить руки и проследить за снежком -перемещают снежок вправо и смотрят на него -перемещают снежок влево и смотрят на него -движения глазами по кругу -приближают и отдалят снежок, прослеживая глазами -моргают -закрывают глаза | ||
пальчиковая | Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. | -хлопают -соединяют поочередно пальцы обеих рук, начиная с большого | |||
двигательная | На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают, Ручки, ручки согревают. Не замерзнут ручки-крошки – Мы похлопаем в ладошки. Вот как хлопать мы умеем, Вот как ручки мы согреем! | -маршируют -потирают одну ладонь о другую -хлопают в ладоши -подымают руки вверх | |||
птицы | зрительная | Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай Ты нам больше не мешай. | -проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз; -движение глаз вправо-влево 6-8 раз; -движение глазами вверх вниз 6-8 раз -проследить глазами по кругу в одну и другую сторону; - поморгать и зажмурить глаза. | ||
пальчиковая | Сколько птиц к кормушке нашей прилетело – мы расскажем: 2 синицы, воробей, 6 щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках – всем хватило зернышек | -ритмично сжимают и разжимают кулачки - на каждое название птицы загибают по одному пальчику -хлопают в ладоши | |||
двигательная | Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек-пташка, Серая рубашка. Пташка, пташка, воробей, Вылетай-ка поскорей. | -идут по кругу, изображая голубей в центре один ребёнок скачет как воробей -дети встают лицом в круг, идут приставным шагом -«голуби» берутся за руки, не пускают «воробья» - «воробей» пытается «вылететь» из круга | |||
зимние развлечения | зрительная | Снег-снежок, снег-снежок По дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, Белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, Замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, Тает на ладошке. | -моргают глазами -движение глазами вправо- влево -круговые движения глазами -смотрят вдаль -моргают глазами -перемещают взор на ладошку | ||
пальчиковая | Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. | - разгибают пальчики по одному - «идут» по ладошке правой руки указательным и средним пальчиками левой руки - «лепят» комочек двумя ладонями -«крошат хлебушек» всеми пальчиками -плавно гладят пальцами левой ладони по правой ладони -переворачивают ладошки то одной, то другой стороной -отряхивают ладошки -движения воображаемой ложкой -положить левую руку на правую ладонь | |||
двигательная | «Здравствуй Зимушка-зима! Что в подарок принесла? Белый снег пушистый, Иней серебристый Лыжи, санки и коньки, И на ёлке огоньки! | - кланяются, разводят руки в стороны -приседают, проводят руками по воображаемому снегу -встают, поднимают руки вверх -имитируют движения лыжников и конькобежцев -поднимают руки вверх, крутят «фонарики» | |||
Новогодний праздник | зрительная | Нарядим нашу елку - Вот шишки, вот иголки. Шар на елочке хорош Елки лучше не найдешь. | -тест—объект елочку передвигают вправо-влево - движения глазами вверх-вниз -движения глазами по кругу -рисуют в воздухе елочку | ||
пальчиковая | Этот пальчик – Дед Мороз. У него есть красный нос, Есть седая борода. Очень ждём его всегда. Со Снегуркой он придёт И подарки принесёт. | -сжимают руки в кулачки, выставив вперёд большие пальцы - отгибают из кулачков указательные пальцы - отгибают средние пальцы -имитация движений «подзывают» к себе Деда Мороза -«идут» по ладошке правой руки указательным и средним пальчиками левой руки -хлопают в ладоши | |||
двигательная | Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз – подбросим, Два — поймаем. Три — уроним И... сломаем. | -хлопают в ладоши -«лепят», меняя положение ладоней -показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую -грозят пальчиком -смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок -приседают, ловят воображаемый снежок -встают, роняют воображаемый снежок -топают | |||
Продукты питания | зрительная | Вот тарелка для Валерки, Красные колечки. Для котлеты, для пюре, Для блинов и гречки. | -круговые движения глазами по часовой стрелке -круговые движения глазами против часовой стрелки -переводят взор снизу-вверх -движения глазами вправо-влево -закрывают глаза | ||
пальчиковая | Мне в стакан налили чай И сказали: «Размешай!» Ложку пальчиками взял, Сахар быстро размешал». | -берут карандаш большим и средним пальцами, располагают его перпендикулярно левой ладони - имитируют помешивание | |||
двигательная | Каша-малаша, ты так хороша, Если добавить стакан молока. Масло и сахар мы в кашу кладем И эту кашу деткам даем. Каша-малаша, ты так хороша, Если добавить кувшин молока. Масло и сахар мы в кашу кладем Мамам и папам кашу даем. Каша-малаша, ты так хороша, Если добавить ведро молока. Масло и сахар мы в кашу кладем И эту кашу великанам даем. | -правую руку сжимают в кулак, выполняя перед собой небольшие помешивающие движения -правой рукой положить «масло», затем левой рукой - «сахар» -протягивают ладошку -движения повторяются двумя руками -показывают ладошками размер кувшина правой рукой положить «масло», затем левой рукой - «сахар» -протягивают две ладошки - размашистые помешивающие движения двумя руками -показывают ладошками размер ведра -правой рукой положить «масло», затем левой рукой - «сахар» - тянуться обеими руками вверх и показывая «великана» | |||
Домашние животные | зрительная | Вот окошко распахнулось, Посмотрела кошка вверх Посмотрела кошка вниз. Вот налево повернулась. Проводила взглядом мух. Потянулась, улыбнулась Растопырила глаза, Посмотрела, посмотрела И зажмурила глаза. | -разводят руки в стороны -имитируютмягкую, грациозную походку кошки -смотрят вверх -смотрят вниз -смотрят влево -смотрят вправо -рисуют восьмерку -широко раскрывают глаза -моргают -закрывают глаза ладошками | ||
пальчиковая | У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. | - ладошки прижаты друг к дружке, локти опираются о стол -покачивают руками, не разъединяя их - постукивают соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу | |||
двигательная | Мягко ставит лапки кошка Тихо ходит по дорожке. Сядет кошка, посидит, Спинку выгнет, поглядит. А когда увидит мышку Побежит скорей вприпрыжку. | - ходят, мягко переступая ногами - наклоны в сторону -приседают -выгибают спинку, смотрят по сторонам -встают -бег на месте | |||
Дикие животные | зрительная | Сел медведь на брёвнышко, Стал глядеть на солнышко. - Не гляди на свет, медведь! Глазки могут заболеть! | - движения глазами вниз -движение глазами вверх - прикрывают глаза ладонями | ||
пальчиковая | Я сейчас вам назову, Кто живет в глухом лесу. Зайцы, белки, барсуки, Волки, лисы и ежи… | -руки лежат на столе ладонями вниз -разводят и соединяют пальцы правой руки - разводят и соединяют пальцы левой руки -поднимают и удерживают на весу каждый палец, начиная с большого сначала правой, затем левой руки | |||
двигательная | Рано утром на полянке Так резвятся обезьянки: Правой ножкой топ, топ! Левой ножкой топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? | -прыгают на месте -топают правой ногой -топают левой ногой -тянут руки вверх - встают на носочки и тянутся вверх | |||
Комнатные растения | февраль | ||||
зрительная | Каждый бутончик Склониться бы рад Влево и вправо, Вперёд и назад. | -моргают глазами - движения глазами влево-вправо - движения глазами вверх-вниз | |||
пальчиковая | Раз, два, три, четыре, пять, Буду я цветы считать: Бегония, фикус, цикламен, кактус, бальзамин. | -сжимают и разжимают кулачки -загибают поочередно каждый палец сначала левой, затем правой руки | |||
двигательная | На солнечном окошке Фиалка расцвела — Лиловые цветочки Тихонько подняла. Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперед, Но всякий к ней наклонится И бережно возьмет. | -приседают - медленно подымаются, тянутся, руки вверх -прикрывают лицо ладонями -руки вперед -наклоняются вперед -руки разводят в стороны | |||
транспорт | зрительная | По городу мчатся с утра и до ночи | - круговые движения глазами - движения глазами влево-вправо | ||
пальчиковая | Вот на небе самолет. Он отправился в полет. Вот кораблик плывет, Носом волны разведет. А от самого порога Для машин идет дорога. | - прямая кисть ( ладонь вниз) - перевернуть кисть (ладонь вверх) -руки в кулаки, «крутят руль» | |||
двигательная | На лошадке ехали, До угла доехали. Сели в машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. Стоп! Машина, разворот. На реке - пароход. Пароходом ехали, До горы доехали. Пароход не везет, Надо сесть на самолет. Самолет летит, В нем мотор гудит: «У-у-У». | - подскоки -имитация езды на автомобиле -поворот кругом - хлопают в ладоши -шагают на месте -«заводят мотор» отводят руки в стороны | |||
День защитника Отечества | зрительная | Встанем дружно по порядку, Сделаем для глаз зарядку. Глазки крепко закрываем, Широко их открываем. Все умеем мы моргать Метко глазками стрелять. | -круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки -закрывают глаза -широко раскрывают глаза -частое моргание -поочередное закрывание глаз | ||
пальчиковая | Вышли танки на парад, Встали танки ровно в ряд. Раз, 2,3,4,5 – нас не трудно сосчитать! | -сжимают руки в кулаки, выставляя указательные пальцы -разгибают поочередно каждый палец | |||
двигательная | На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да сотри – не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, 2 – дружно в ногу, 3,4 – тверже шаг. | - стоят на одной ноге - сгибают левую ногу -сгибают правую ногу - маршируют | |||
профессии | зрительная | Нет забавнее игры: Наши глазки – маляры. Мы заборы красим Вверх – вниз – раз, Вверх – вниз – два (и так до 3 раз). Наши глазки молодцы, Работают, стараются, Делом занимаются. | -движения глазами вправо-влево -движения глазами вверх – вниз - моргают -закрывают глаза | ||
пальчиковая | Вот строителей отряд С инструментами стоят. Стройте мостик вы скорей Для машин и для людей. | -одновременно сгибают и разгибают пальцы рук -выпрямляют пальцы -соединяют пальцы, ладони параллельно полу -рулят, идут пальчиками | |||
двигательная | Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше, Я бы в летчики пошел, пусть меня научат. Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер. «В небеса мотор вези, чтобы птицы пели». | -имитация действия согласно тексту | |||
Мамин праздник | зрительная | Ты глаза свои закрой И погладь руками Помечтаем мы с тобой О любимой маме. | - закрывают глаза -нежно проводят руками по лицу (глаза закрыты) | ||
пальчиковая | Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. | - ударяем кулачками друг о друга - потираем ладони, словно моем посуду -загибаем пальчики, начиная с большого пальца правой руки
-загибаем пальчики, начиная с большого пальца левой руки
| |||
двигательная | Маму я свою люблю, Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету и дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, и ни разу, и ни разу ни словечка не скажу: «Т-сссс» | -кулачок-ладошка поочерёдно -кулачок-ладошка поочерёдно -имитация движений стирки, полоскания -трясут кистями рук -имитация движений -складывают ладошки под щечку, закрывают глаза -ходьба на "цыпочках" -движения указательным пальцем вправо-влево -грозят пальчиком, прижимают палец к губам | |||
весна | зрительная | От полуденных лучей Побежал с горы ручей, И подснежник маленький Вырос на проталинке. Возвращаются скворцы – Работяги и певцы. Носят, носят в домики Птицы по соломинке. | -зажмуривают глаза -движения глазами вправо-влево -движения глазами вниз-вверх - закрывают глаза -частое моргание глазами - закрывают глаза | ||
пальчиковая | Стучат все громче дятлы, Синички стали петь. Встает пораньше солнце, И землю стало греть. Бегут ручьи под горкой, Растаял весь снежок, А из-под старой травки Уже глядит цветок. Раскрылся колокольчик в тени, там, где сосна Динь-динь – звенит тихонько, Динь-динь – пришла весна. | - сложить пальцы щепотью, покачать пальчиками -раскрыть ладошки, растопырив пальцы -соединяют ладони, имитируя солнце -волнообразные движения кистями рук -соединяют ладони, имитируя бутон -имитируют раскрытие бутона -покачивают кистями рук вправо-влево | |||
двигательная | От сосулек – звон, звон! Распускайся – клен, клен! Растопился – снег, снег! Ручейки-то - в бег, в бег! Гром шагает – топ, топ! Почки слышно – хлоп, хлоп! | - хлопки справа и слева - руки вверх - пошевелить пальчиками | |||
Труд весной | зрительная | Весной солнышко встаёт, Выше, выше, выше. А сугробы во дворе Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо всем весной живется, Потому, что с небес солнышко смеется. | -движения глазами вверх -движения глазами вниз - моргают -закрывают глаза | ||
пальчиковая | Две сестры – две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг друга моют. | -выполняют движения в соответствии с текстом | |||
двигательная | Мы лопатки взяли, грядки раскопали: Раз-два, раз-два! Грабли в руки взяли, грядки причесали: Раз-два, раз-два! Семена рядами в землю мы бросали: Раз-два, раз-два! | - имитирует действия лопатой - имитирует действия граблями - имитирует разбрасывание семян | |||
перелетные птицы | зрительная | От полуденных лучей Побежал с горы ручей, И подснежник маленький Вырос на проталинке. Возвращаются скворцы – Работяги и певцы. Носят, носят в домики Птицы по соломинке. | -зажмуривают глаза -движения глазами вправо-влево -движения глазами вниз-вверх - закрывают глаза -частое моргание глазами - закрывают глаза | ||
пальчиковая | Мы пойдем по лесам Весной птичек много там. Все летают и поют, Себе гнездышки вьют. | -«шагают» по столу средним и указательным пальцами -машут ладошками, изображая крылья птиц -складывают ладони в виде чаши | |||
двигательная | Как-то раннею весной На опушке на лесной Появились чудо-птицы: Не скворцы и не синицы; А большущие грачи Цвета черного как ночь Разбежались по опушке Прыг-скок, прыг-скок! Где жучек, где червячок! | -маршируют на месте -имитируют полет птицы -руки вверх, через стороны вниз -присаживаются на корточки -бег врассыпную -прыжки -наклоны туловища вперед | |||
человек | зрительная | В жмурки глазками играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Снова в жмурки поиграем. Жмуримся и открываем | -плотно закрывают глаза -досчитать да пяти -широко открыть глазки -смотрят взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый -плотно закрывают глаза -широко открыть глазки | ||
пальчиковая | - Братец, принеси дрова! – заболела голова - Средний, ты наколешь дров? – я сегодня не здоров. - Ну, а ты, натопишь печку? – ой, болит мое сердечко! - Ты, меньшой, свари обед! – у меня силенок нет. - Что же сделаю все сам, но обеда вам не дам! - Голодать готовы? – мы уже здоровы. | Пальцами правой руки поочередно гладят пальцы левой, начиная с указательного - указательный палец сгибают и разгибают - гладят средний палец - средний палец сгибают и разгибают - далее, тоже самое - с безымянным пальцем - с мизинцем - сгибают-разгибают большой палец - сгибают разгибают все пальцы одновременно | |||
двигательная | Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы — посмотри! Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой! | -касаются той части тела, которая произносится в тексте | |||
космос | зрительная | Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты Еще никто, никто на свете такой не видел красоты! Ах, какая красота там внизу ему видна! | -движения глазами снизу-вверх -движения глазами по кругу по часовой стрелке -движения глазами по кругу против часовой стрелки -движения глазами сверху-вниз | ||
пальчиковая | Верный спутник, ночей украшенье, Дополнительное освещенье. Мы, конечно, признаться должны Было б скучно Земле без Луны! | -загибают пальчики -пальцами левой руки касаются пальцев правой руки -хлопают | |||
двигательная | Раз-два стоит ракета. Три-четыре – скоро взлет! Чтобы долететь до солнца Космонавтам нужен год. А в полете нам не страшно Каждый ведь из нас атлет Пролетая над Землею Ей передадим привет. | - руки вместе вверх -разводят руки в стороны - круг руками -ладошки на щеках, покачать головой - руки на поясе, повороты вправо-влево -сгибают руки в локтях -разводят руки в стороны -машут руками | |||
рыбы | зрительная | В прятки с рыбкой поиграем Свои глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Рыбку мы идём искать. Рыбка хвостиком виляет, Вправо-влево уплывает, Вверх-вниз, вверх-вниз. Рыбка, рыбка, берегись! | -закрывают глаза -досчитать да пяти -широко открыть глазки -прослеживают глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз); -прослеживают глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.) -закрывают глаза | ||
пальчиковая | Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать | -движения ладошками слева-направо - делают махи кистями, имитируя «ударяя по воде» -хлопают в ладоши | |||
двигательная | На рыбалку мы пойдем Друга за руку возьмем. Накапаем мы червей, Побежим к реке скорей Рыбка, рыбка, не шали! К нам скорее приплыви! | -маршируют - имитируют копание лопатой - бег на месте -грозят указательным пальцем ладони соединены, волнообразные движение кистями влево-вправо | |||
насекомые | зрительная | «Муха» (по методу йогов). Громко муха зажужжала, Над слоненком виться стала Муха, муха полетела И на нос слоненку села. Снова муха полетела, И на ухо она села. Муха вверх, и муха вниз. Ну, Слоненок, берегись! | -вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами -дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. -дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы то же выполняют со вторым ухом -резко перемещают палец и взгляд вверх, вниз -закрывают глаза | ||
пальчиковая | Летит муха вокруг уха - «жжж», Летят осы вокруг носа – «сссс», Летит комар, на лоб- «оп»! А мы его – «хлоп»! И к уху, «зззз» Отпустим комара? Отпустим, да! | -круговые движения пальцем вокруг уха - водим пальцем вокруг носа. - пальцем дотрагиваемся до лба. - ладошкой до лба. -зажимаем кулачок, подносим его к уху. - подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая | |||
двигательная | Чок- чок, каблучок! В танце кружится сверчок. А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. Крылья бабочки мелькают. С муравьём она порхает. Приседает в реверансе И опять кружится в танце. | -топают ногами -кружатся - движения руками, как при игре на скрипке - машут руками как крыльями -кружатся на носочках -делают реверанс -кружатся | |||
ПДД | зрительная | У дороги, словно в сказке, На столбе живёт трёхглазка. Всё мигает и мигает, Ни на миг не засыпает. | -переводят взор вверх, вниз -взор переводят вправо, влево -моргают глазами -глаза закрывают | ||
двигательная | Дети едут на машине, Смотрят на дорогу – Слева – постовой стоит, Справа светофор горит. Эй, машины, полный ход, Я – примерный пешеход: Торопиться не люблю, Вам дорогу уступлю. | -«крутят рули» - имитация движений -поворот туловища влево -поворот туловища вправо -наклоны вперед -шагают на месте -грозят пальчиком -разводят руки в стороны | |||
цветы | зрительная | по схеме Базарного Вот ромашка, василек, Как красив из них венок! Погулять ты выйдешь в поле, Их сорвать ты не спеши – Полюбуйся от души! | -выполняют горизонтали -восьмерка -движения по периметру вправо -движения по периметру влево -расслабление (представляют букет цветов) | ||
пальчиковая | Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, А из под старой травки Уже глядит цветок... Раскрылся колокольчик Очнулся ото сна. Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. | - волнообразные движения руками (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз -ладони прижаты друг к дружке - руки стоят на столе, опираясь на локти, имитация движений -качают кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь" | |||
двигательная | 1, 2, 3, 4, 5, Надо нам букет собрать, Раз присели, два присели В руках ландыши запели, Вправо звон: «Динь-дон»! Влево звон: «Динь-дон»! | -маршируют на месте -приседают -руки вперед, трясут кистями рук -наклон туловища вправо, руки вверх над головой -то же в левую сторону | |||
Лето | зрительная | В группу к нам жук влетел Зажужжал и запел: «ж-ж-ж!» Вот он вправо полетел Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел. Каждый влево посмотрел. Жук на нос мне хочет сесть. Не дадим ему присесть. | -грозят пальцем -выставляют правую руку в сторону -смотрят на кончики пальцев правой руки -выставляют левую руку в сторону -смотрят на кончики пальцев левой руки -вытянуть правую руку вперёд, пальцы согнуты, кроме указательного, смотреть на него, приближая его к носу | ||
пальчиковая | Прояснилось небо, Засинела даль. Дождик словно не был, Речка как хрусталь. Над рекою быстрой, Озарив луга, На небе повисла Радуга-дуга. | ||||
двигательная | Чок - чок, каблучок! В танце кружится сверчок. А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. Крылья бабочки мелькают. С муравьём она порхает. Приседает в реверансе И опять кружится в танце Под весёлый гопачок Лихо пляшет паучок. Звонко хлопают ладошки! Всё! Устали наши ножки! | - топают ногами - покружиться - прыжки на месте -имитация движений, как при игре на скрипке - машем руками, как крыльями - покружиться на подскоках - приседают в реверансе - кружатся -выполняют танцевальные движения -хлопают в ладоши -сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз |