Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие творческих способностей школьников на уроках литературного чтения

Для развития творческих способностей школьников полезно включать ежедневные минутки поэзии в уроки литературного чтения. Для них дети учат стихи любимых поэтов по своему желанию, учатся анализировать стихотворения, что способствует совершенствованию их особенного поэтического творчества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие творческих способностей школьников

на уроках литературного чтения

В детстве каждый ребёнок поэт…Дать ребёнку радость поэтического вдохновения… такое же важное дело, как научить читать и писать, решать задачи…Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одарённых.

В.А. Сухомлинский

Творчество живёт в большей или меньшей степени в каждом ребёнке. Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеурочной работе – эти задачи должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов. Можно начинать эту работу уже в период обучения грамоте, при знакомстве с чистоговорками и скороговорками. Вот скороговорки первоклассников.

Ра- ра - ра- лето классная пора.

Ре-ре-ре -мы играли во дворе.

Ру-ру- ру – мы придумали игру.

Ра- ра- ра- вот глубокая нора.

Ре- ре- ре- живут звери в той норе.

Ру-ру-ру- оказалась кенгуру.

Игра «Собери слова в лукошко»

Учитель:

-Иду я по полю- по лесу и собираю грибы – ягоды. И выхожу на волшебную полянку, а на этой полянке растут грибы и ягоды- видимо- невидимо. У каждого грибка своё имя. Кто больше грибков окликнет, у того их будет больше в лукошке.

Подосиновик- сыроежка-опёнок-подберёзовик-боровик

-А теперь кто больше ягодок назовёт, тот их больше и соберёт.

Черника-голубика-малина-брусника

-А теперь войдём в волшебный лес, где не грибы, не ягоды растут на каждой поляне, а слова. Но каждая полянка по- своему называется. Вот выходим мы на полянку «Улица». Кто слова быстрей с этой полянки соберёт?

Магазин-почта-скамейка-пешеход-аптека-фонарь

-А вот полянка, которая называется «Кинотеатр». Соберём и здесь слова в лукошко:

Билет- буфет-автомат- контролёр- экран-фильм-ряд

Кто больше слов собрал, у того и лукошко полное.

У некоторых детей младшего школьного возраста словарный запас весьма ограничен. Такие дети нуждаются в специальных занятиях, чтобы преодолеть разрыв между уровнем их речевого развития и сообщаемым в школе материалом. Стихи способствуют развитию внимания, речи, памяти, мышления. Для развития способов запоминания можно использовать пиктограммы- особые опорные рисунки, с помощью которых запомнить и рассказать стихотворение будет легче и интереснее ребёнку.

Стихотворчество- одно из весёлых и интересных занятий, а постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, рождают творческую смелость, веру в свои силы. Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха – основу стихотворения, учатся подбирать рифму к словам. Для этого

Можно проводить следующие игры.

«Расскажи стихотворение»

Это ролевая гимнастика, дающая ребёнку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Но рассказать стишок нужно не просто, а

-шёпотом

-с максимальной громкостью

-с пулемётной скоростью

-со скоростью улитки

-как робот

-как иностранец

Игра буриме. На заданную рифму надо придумать двустишие:

Щель- метель

За окном метёт метель,

И воробушек лезет в щель.

Тепло- стекло

Есть у меня стекло.

Средь холодного дня за ним тепло.

Игра «Слоговой аукцион». Учитель даёт ключевое слово, дети подбирают слова, начинающиеся с той же буквы, что и слово, названное учителем.

Трава- тарелка- танец

Кошка- кровать-кинотеатр

Нос- небо- ночь

Учитель даёт ключевое слово, дети подыскивают слова, оканчивающиеся на ту же букву:

Мальчик - мячик- росток- лук

Дом –дым-ум –сом

Птица –река-вода-машина

Игра «Подбери рифму»

Учитель даёт детям слово, а они подбирают рифму:

Боль- соль-моль-толь

Пора –дыра-гора

Белка-тарелка-сиделка

Гараж-тираж-экипаж

Спорт-торт-порт

Возможен вариант соревнования: кто больше подберёт рифмующих слов.

Игра «Какая бывает мышь?»

Учитель:

-А сейчас давайте мы будем описывать предметы. Чтобы описать кого-нибудь, нужно ответить на вопрос «какой?». А теперь, ребята, давайте с вами подумаем, каким может быть, например, стол?

_Большой, красивый, огромный, старый…

Учитель:

-А какая бывает кошка?

-Пушистая, сибирская, белая, рыжая, злая, хитрая…

Если получается неожиданное словосочетание (зелёная кошка, гигантская мышь, ожившая кровать), учитель может попросить детей рассказать, что же это за мышь, кровать или кошка, где они живут или находятся, что с ними приключилось и т.д.

Игра «Собери пословицу»

Берётся достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Детям нужно восстановить исходный текст.

Например:

Не, пирогами, изба, а, красна, углами, красна.

В процессе составления пословицы, разбирается её смысл. Если стоят две одинаковые срубленные избы, то лучше та из них, где встретят тебя с лаской, добром, да с румяным пирогом.

Игра «Продолжи пословицу»

Произносится начало пословицы, а дети должны продолжить её.

Методика использования пословиц в образовательном процессе способствует индивидуально – творческому развитию детей, и особенно развитию речи, творческого воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств.

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребёнок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека. Детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатлённый в слове. Для развития словесного творчества детей можно использовать лимерик. Лимерик – это короткое стихотворение, состоящее из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвёртая строчки рифмуются между собой.

Пятая строчка содержит вывод и не рифмуется.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1строчка – Жил – был (объект)

2строчка – Сравнение или указание на свойство объекта.

3строчка – Действие или взаимодействие с другими объектами.

5 строчка – Вывод (утверждение или мораль)

Например:

Жил да был медведь болотный.

Был он добр, но очень мокрый.

По болоту он ходил,

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

Игра «Продолжение известных строк»

На заброшенной опушке,

В перекошенной избушке

Бабушка – Яга жила.

Пряжу целый день пряла .

(Евдокимов Андрей)

На заброшенной опушке,

В перекошенной избушке

Десять лет никто не жил.

Никто печку не топил.

Поселились в той избушке

Мышка серая с лягушкой.

Под поломанным крыльцом

Песни пели пред дождём.

(Мамеева Катя)

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили

Прекрасную фиалку

И рядом посадили.

От радости и счастья

Наш кактус озарился,

И на его макушке

Цветочек распустился. (Гасанова Аделина)

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили.

Подружку кактусиху

С ним рядом посадили. (Машкова Катя)

Убежало молоко,

Убежало далеко.

А сметана в миске

Убежала к киске (Русскова Настя)

Убежало молоко,

Убежало далеко.

Прибежало ко мне в кружку

Выпей – ка меня, подружка ! (Лукашик Катя )

Убежало молоко,

Убежало далеко.

Чтоб его не догонять,

Надо двери закрывать! (Журавлёва Лена)

Ночной порой в глуши лесной

Медведь в дупло пробрался.

А там сидел енот большой

И хитро улыбался . (Лисничий Женя )

Ночной порой в глуши лесной

Медведь в дупло пробрался.

Пчелиный рой устроил бой,

И вор ни с чем остался. (Кобзарев Дима )

Ещё ребятам очень нравится изменять концовку стихотворения по- своему. Вот, что получилось у моих учеников после прочтения стихотворения Александра Щибаева « Без ужина».

Проснулся мальчик Петя,

Щенка услышав зов.

Ведь он один на свете,

Я взять его готов.

Щенка назвали Бобик,

Забыл он про беду

Имеет он свой коврик

И вкусную еду. (Чулкова Арина)

Мальчишке стало жалко

Несчастного щенка.

Домой его забрал он,

Конечно , навсегда. (Грекова Кристина )

Но вот один мальчишка,

Вдруг вспомнил про щенка.

Он выбежал в пальтишке

С котлетой для Дружка. (Сиглаев Филипп)

На уроках литературного чтения решила спросить детей, что такое счастье в их понимании? Дети коротко, буквально в двух- трёх предложениях должны были раскрыть своё понимание этого трудного вопроса. Вот некоторые из этих ответов:

« Счастье – это когда у тебя много друзей и они помогут тебе всегда в трудную минуту» (Ершова Юля)

«Счастье – это когда есть мама (Хазов Влад)

«Счастье заключается не в игрушках и блузках, счастье, когда ты помог другому человеку и он тебе благодарен» (Романова Оля)

А вот другие темы:

«Если бы я была волшебницей, я бы сделала так, чтобы мама никогда не болела, чтобы дети из детских домов обрели семьи» (Зиновьева Маша)

«Если бы я был волшебником, то сделал бы всех счастливыми…» (Кобзарев Дима)

«А я бы сделала всех людей здоровыми» (Тиняева Полина)

«Что такое доброта- это когда думаешь о других, а не только о себе» (Романова Оля)

«Если вы хотите стать добрыми, не надо учиться, надо захотеть» (Бобренков Виталий)

Пусть эти детские высказывания ещё не совершенны, но они очень искренни. Каждый по- своему воспринимает и постигает мир, пытаясь увидеть что-то новое.

Для развития творческих способностей школьников полезно включать ежедневные минутки поэзии в уроки литературного чтения. Для них дети учат стихи любимых поэтов по своему желанию, учатся анализировать стихотворения, что способствует совершенствованию их особенного поэтического творчества.

Детское творчество неисчерпаемо, оно самостоятельно, ново, необычно. Но его нужно стимулировать и направлять. Учитель должен постараться создать «такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином»(Ш.А. Амонашвили).

Надеюсь, что такая работа поможет не только развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, но и развитию сердечной чуткости ко всему живому на нашей земле, поможет детям прийти к ощущению ценности жизни.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области