Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование критического мышления на основе применения метода «Шести шляп».

Актуальность исследования заключается в том, что в условиях модернизации образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Одной из основных целей образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиями принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 37.013.46

Формирование критического мышления на основе применения метода «Шести шляп».Formation of critical thinking based on the application of the "Six Hats" method.

Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению особенностей формирования критического мышления на основе применения метода шести шляп. использование приемов технологии критического мышления. Данная технология – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения.

Abstract: This article is devoted to the study of the features of the formation of critical thinking based on the application of the six hats method. using techniques of critical thinking technology. This technology is an attempt to overcome a formal approach to learning, an authoritarian style, a turn to the personality of the student, an invitation to the student to creativity, an attempt to humanize learning.

Ключевые слова: критическое мышление, модуль, процесс, метод.

Key words: critical thinking, module, process, method.

Актуальность исследования: заключается в том, что в условиях модернизации образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Одной из основных целей образования является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиями принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Практическая значимость работы состоит в том, что изучение метода «Шесть шляп» в рамках технологии развития критического мышления на уроках литературы и выявлении особенностей преподавания литературных произведений на основе использования данного метода.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».[12]

Д.Клустер предлагает пять пунктов, определяющих понятие критического мышления:

Из этого следует, что критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.[5] Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

•        Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

•        Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

•        Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

•        Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

•        Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

•        Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. По ходу освоения той или иной технологии, когда она, обретая личностные характеристики, превращается в методику, учитель находит свои дидактические приёмы, которые позволяют превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс. Проанализировав свою работу по данной технологии, можно сказать, что действительно данная технология позволяет умственно и эмоционально активизировать деятельность учащихся на уроках, что несомненно сказывается на рабочем в процессе в целом в плане достижения поставленных целей. Более того, на практике у нас сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов. Используя на уроках приемы ТРКМ, можно убедиться, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. На таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.[7]

Типы использования шляп: Э. де Боно показывает 4 основных способа использования шляп: Надеть шляпу, Снять шляпу, Сменить шляпу, Обозначить свое мышление (распознать шляпу). Все эти способы дети стали использовать при решении проблемных вопросов и задач, некоторые отмечали, что нечто подобное они делали раньше интуитивно. Нужно отметить, что из всех приведенных выше способов использования наибольшие затруднения вызывало распознавание собственной «шляпы», своего текущего режима мышления

В групповой работе к обозначенным способам добавляются следующие: использование шляп для организации межгрупповой работы (как в приведенном выше примере), использование шляп для работы в группе (распределение ролей - режимов мышления между участниками внутри группы или планирование мыслительного процесса группы в целом) и использование шляп при индивидуальной работе.

Во время внутригрупповой работы способ использования метода шести шляп зависел во многом от настроения учащихся. Если кто-то выказывал нежелание работать, ему предлагали выбрать шляпу первому, после чего ему просто было некуда отступать. Часто такие ученики выбирали черную шляпу, и роль критика им удавалась блестяще. При высокой активности всех членов группы обычно выбиралась последовательность шляп, «надеваемая» всей группой, в ходе чего все могли высказываться, исходя из одних и тех же режимов мышления.

Но впоследствии в групповой работе этот метод применялся все реже из-за несколько больших временных затрат. Чаще стал использоваться метод «распределения шляп» между участниками. Однако это очень быстро привело к закреплению ролей, «шляпы приклеились» и появились «записные критики в черных шляпах», «мечтатели в зеленых» и т.д. Конечно, это произошло в результате естественных склонностей детей, но могло мешать их дальнейшему развитию. Э. де Боно отмечает, что каждый мыслитель должен научиться с легкостью менять шляпы. Чтобы добиться этого, мы стали использовать не только групповые, но и индивидуальные способы работы, и общую работу с классом, в ходе которой сразу всем учащимся предлагалось высказаться в определенном режиме мышления.

Таким образом, выявилась еще одна важная роль учителя: удерживать баланс в применении детьми режимов мышления. Эта роль характерна только для определенной стадии работы: приблизительно через два месяца многие учащиеся стали с удовольствием выбирать разные режимы мышления и получать удовольствие уже от смены режимов.

Нужно отметить, что насчет оптимального порядка шляп единого мнения не возникло, но многие склонялись к тому, что начинать лучше с красной. Высказать, как это трудно, какой «дурацкий» (противный и т.д.) вопрос, легко. После чего приходит понимание, что «все равно надо что-то делать». Учащиеся из математического склада ума предпочитают сбор и анализ информации (белый), но многим, чтобы «раскачаться» приносит пользу «желтая» (почему это хорошо бы решить) для создания дополнительной мотивации.

Применение этой технологии учит использовать более широкий спектр мышления, чем тот, которым мы обычно пользуемся. Это вызывает у детей чувство успешности и гордости за свои способности справляться с разными ролями. Это должно привести к тому, что впоследствии они будут более полно обдумывать новые задачи и обоснованно оценивать объективность полученных ответов.

Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Приоритетом современного общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще не известные задачи. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, коммуникабельность, способность к рефлексии, разработке и проверке гипотез,  инициативность в принятии решений т.е. из школы должен выйти человек мобильный.

В ходе  проведенной работы по исследованию использования технологии развития критического мышления сделаны следующие выводы:

Во-первых, педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими.   Во-вторых, при активной реализации метода «Шесть шляп» мы смогли убедиться в результативности использования данного метода, и в том числе на позитивном влиянии работы на развитие обучаемых, так как на уроках оказываются задействованы все ученики.

Применяемый  метод, повышает активность  обучаемых на уроке, познавательную  деятельность, развивается вариативное мышление, стремление к самостоятельности. В процессе работы в группах  ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.  На уроке царит спокойная,  доброжелательная атмосфера. «Цветные шляпы» — это хорошо запоминающийся образ, который легко запомнить и использовать при аналитической деятельности. Такой подход к теме  на уроках литературы помогает понять обучаемым, что проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько  возможностей выбора; это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того,  что любая проблема решаема.  Данная методика развивает   творческую, инициативную   личность, уверенную в своих силах.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области