Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Долгосрочный проект. Развитие мелкой моторики, как способ стимуляции мозговой деятельности и развития интеллектуальных способностей.

Цель долгосрочного проекта Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников, всестороннее интеллектуальное развитие по средствам развития мелкой моторики. Задачи 1. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. 2.Способствовать объединению детей, умению сотрудничать, взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их. 3.Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности пальчиковых играх с предметами. 4.Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Долгосрочный проект.

Развитие мелкой моторики, как способ стимуляции мозговой деятельности и развития интеллектуальных способностей.

"Пальчик, ручка, язычок".

(1-я младшая группа)

Руководитель проекта: Красносельская Т.С.

Магнитогорск 2021

Долгосрочный проект.

Развитие мелкой моторики как способ стимуляции мозговой деятельности и развития интеллектуальных способностей.

"Пальчик, ручка, язычок".

(1-я младшая группа)

Руководитель проекта: Красносельская Т.С.

Цель  долгосрочного проекта «Пальчик, ручка, язычок»:

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников, всестороннее интеллектуальное развитие по средствам развития мелкой моторики.

Задачи:

1. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

2.Способствовать объединению детей, умению сотрудничать, взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.

3.Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами.

4.Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Пояснительная записка.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.

Я выбрала тему долгосрочного проекта «Пальчик, ручка, язычок» в связи с тем, что эта тема наиболее актуальна для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.

Программа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

• связь теории с практикой;

• единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;

• дифференцированный подход;

• системность и непрерывность работы;

• сотрудничество педагога и воспитанника;

• многообразие видов и форм деятельности;

• принцип свободы выбора.

Перспективное планирование

№ занятия

Содержание

Примечания

Задачи

НОЯБРЬ

1) Массаж пальчиков карандашами.

2) Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Зайка – ушки на макушке –

(Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.

(Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,

(Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –

(Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

3) «Помоги зайчику добраться до домика».

4) Артикуляционное упражнение «Улыбка» Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков.

Пальчиком провести дорожку к домику зайчика.

Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза 

Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

1) Массаж пальчиков грецким орехом.

2) Пальчиковая гимнастика «Друзья»

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» на встречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они.

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди, догони!

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

3) «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке».

4) Артикуляционная гимнастика «Хоботок». Катаем орех между ладошками по всей длине пальчиков.

Закручивать и откручивать пробочки на бутылочках.

Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек. Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках.

Учить вытягивать губы вперёд.

ДЕКАБРЬ

1) Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

2) Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!

(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.

(«Шагают» пальцами по столу.)

3) Разбери пуговицы по цвету.

4) Артикуляционное упражнение «Лопата»

Сжимаем пальчиками с силой резиновый мяч.

Широко открываем рот. Кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу на 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза.

 Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Продолжать знакомить с цветом. Выработка подвижности и точности языка.

1) Массаж пальчиков карандашами.

2) Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я надену сапоги,

(Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.

Смена рук.

3) Шнуровка «Пришей пуговицу»

4) Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. 

Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие, соотнесения действий с текстом.

ЯНВАРЬ

1) Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

2) Пальчиковая гимнастка

Снег ложится на дома,

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,

(Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

3) Игра «Застегни и расстегни».

4) Артикуляционное упражнение «Шарик».

Надуть щёки, сдуть щёки. 

Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

1) Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2) Пальчиковая гимнастика.

Что зимой мы любим делать?

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

3) Шнуровка «Яблоня».

4) Артикуляционное упражнение «Лошадка».

Перебираем пальчиками

фасоль.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз). 

Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию.

ФЕВРАЛЬ

1) Массаж пальчиков грецким орехом.

2) Пальчиковая гимнастика.

Это зайчонок, это бельчонок,

(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

(Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

3) MAXI – пазлы «Зоопарк»

4) Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку»

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

Активизировать движение пальцев рук,

Координацию движений. 

Развитие навыка игры с большими пазлами.

1) Массаж пальчиков карандашами.

2) Пальчиковая гимнастика «Зима»

Снег ложится на дома,

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,

(Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

3) Игры с пробками.

4) Артикуляционное упражнение «Качели»

Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом.

МАРТ

1) Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2) Пальчиковая гимнастика

Мамочка хорошая,

(Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!

(Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,

(Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!

(Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

3) Штриховка «Цветы для мамы».

4) Артикуляционное упражнение «Блинчик». Перебираем пальчиками фасоль.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу

Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию рук, умение действовать согласно тексту.

1) Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

2) Пальчиковая гимнастика

Вот уж две недели

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает

(Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

3) «Развесь бельё на верёвочку».

4) Артикуляционное упражнение «Маляр»

Поглаживание пальчиков в разных направлениях.

Закрепляем платочки прищепками на верёвке.

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

АПРЕЛЬ

1) Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.

2) Пальчиковая гимнастика

Дятел дерево долбит:

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё.

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит

Смена рук.

Стук-стук-стук.

3) Составление контуров предметов из счётных палочек.

4) Артикуляционное упражнение «Пароход гудит».

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы.

" Развиватьумение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления.

1) Массаж пальчиков карандашами.

2) Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю,

(Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.

(Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Я поем ещё чуть-чуть,

Лёгким будет к дому путь!

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

3) Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

4) Артикуляционное упражнение «Улыбка»

Катание ладошкой карандашей по столу.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10). 

Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность.

МАЙ

1) Массаж пальчиков карандашами.

2) Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Мы пошли гулять на луг,

(«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!

(Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

3) Игра «Найди, что спряталось в фасоли».

4) Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота».

Катание карандаша ладошками.

Поиск в фасоли мелких игрушек.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. Учить определять на ощупь предметы, 

развивать тактильные ощущения, речь.

Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.

ИЮНЬ

1) Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

2) Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Ромашки белые цветки –

(Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки

(Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

3) Игра «Самый ловкий».

4) Артикуляционное упражнение «Барабанщик». Перебираем пальчиками фасоль.

Доставание бусинок из стакана ложкой.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ.

" Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев.

Ожидаемые результаты:

- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

- К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

- Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;

- Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.;

- Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области