«Музыкальные профессии» в подготовительной группе.
Тема: Музыкальные профессии
Задачи:
1. Формирование у детей системы опорных знаний, умений и
способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для
последующего знакомства с музыкой.
2. Развивать навыки свободной импровизации в голосе, танцевальных
движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Развивать кругозор,
словарный запас, память, мышление.
3. Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в
процессе разных видов музыкальной деятельности: пение, танцевальные
движения, игра на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Марш деревянных солдатиков» музыка П.И. Чайковского. Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки.
1.1Приветсвие. Попевка «Здравствуйте!»
-Ребята, вы узнали, под какую музыку вы вошли в зал? (ответы: правильно под марш). А что такое марш? Это движение вперед, шаг, ритмичная музыка, обычно исполняемая на духовых и ударных инструментах.
-Скажите, а кто такой композитор? ( это человек, который сочиняет, пишет музыку)
-Кто композитор этой музыки? (ответы: П.И.Чайковский). Русский композитор написал очень много музыки, в том числе и для детей, он объединил произведения в специальный «Детский альбом», композитор очень любил путешествовать: он бывал во Франции, Италии, Германии. Слушал там народные песни, запоминал, а затем записывал в свой альбом.)
-Какая эта музыка по характеру? (ответы: маршевая, веселая, шуточная, легкая, игрушечная, ритмичная, четкая)
Марш деревянных солдатиков представляет собой забавный марш, под звуки игрушечного оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков.
Ребята, а скажите какие марши вы еще знаете или слышали?( торжественный, военный, спортивный, сказочный)
-Ребята, скажите, пожалуйста, кем по профессии мечтаете стать, когда
вырастите? (ответы)
-А какие профессии вы ещё знаете? (ответы)
-Люди каких профессий работают в детском саду?( воспитатель, помощник воспитателя, медицинская сестра, логопед, инструктор по плаванию, старший воспитатель, психолог, заведующая, сторож, повар, прачка,завхоз)
-Как вы думаете, как называется моя профессия? (ответы)
-Почему она называется «музыкальный руководитель»? (ответы)
-А для чего нужна профессия музыкальный руководитель? (ответы: Муз. Руководитель организует и проводит музыкальные занятия, различные праздники, развивает у ребят муз.слух, голос, учит танцевать, играть на музыкальных инструментах)
-Хотите узнать, какие ещё бывают музыкальные профессии? (ответы)
-Узнать много нового и интересного поможет нам волшебная палочка. Вы
готовы узнать много нового и интересного?
-Давайте скажем волшебные слова «Раз, два, три, нам картинку покажи!»
-Как вы думаете, как называется эта профессия? ( правильно, учитель музыки)
-Учителя музыки работают в школе, они учат детей красиво петь, играть на разных музыкальных инструментах, слушать музыку, рассуждать о музыке.
-Как вы думаете, как называется эта профессия? ( слайд певца)
-Что вы знаете о профессии певца? (ответы, объяснение
слов «певец», «певица»; Певец, певица- тот кто поет, исполнитель романсов, эстрадных песен; музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос). Ребята, а скажите пожалуйста, что означает хор? Хор- это певческий коллектив, то есть много певцов, которые поют все вместе, хор включает в себя четыре партии сопрано, альт, тенор и бас. Сопрано и альт- это женские голоса, а тенор и бас- это мужские голоса. Соответственно женские голоса высокие, а мужские низкие. Ребята скажите,а что необходимо певцу перед исполнением песни.( распеться, правильно, чтобы голос зазвучал)Сейчас мы с вами исполним распевку, проговорим слова: Солнце засияет, всем теплее станет.
Исполняют распевку
-Давайте мы превратимся в певцов и певиц. Волшебная палочка нам
поможет, но прежде чем мы с вами станем настоящими певцами, послушайте строчки:
Войны мы не видели, но знаем
Как трудно народу пришлось
И голод и холод,и ужас-
Все им испытать довелось.
Скажите ребята о чем мы будем исполнять песню? ( Правильно,о великой отечественной войне)
Раз, два покружись и в певцов превратись! (дети закрывают глаза и
кружатся на месте, проговаривая волшебные слова)
Исполняют песню: « Кино идет» или « А закаты алые»
Следующую нашу песню мы попробуем исполнить с солистами.
Скажите, а кто такой солист? Это исполнитель сольной партии в музыкальном произведении.
Исполняют песню: « Великаны»
-Ребята, вы хотите увидеть новое изображение на экране? Тогда, надо
закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Раз, два, три, нам картинку
покажи!» (слайд музыкантов)
-Кто угадает, как называется эта профессия?
4. Игра «Доскажи слово»
-музыкант, который играет на пианино -…. пианист
-музыкант, который играет на скрипке -…скрипач
--музыкант, который играет на баяне -…. баянист
-музыкант, который играет на барабане -…барабанщик
-Скажите, пожалуйста, если все эти музыканты будут играть вместе, как
будет назваться такая группа музыкантов? (правильно, оркестр),(слайд оркестра)
-Как вы думаете, кто в оркестре самый главный?
-Слово «дирижёр» означает «управлять». Значит, дирижер-это человек
который управляет оркестром, хором. Давайте вспомним, что такое
хор? (ответы детей: Хор это коллектив, состоящий из певцов, которые вместе исполняют ту или иную песню, произведение, чаще всего хор включает четыре партии: сопрано, альт, тенор, бас)
-Как стать дирижёром? Чего нам не хватает? (Оркестра и дирижерской
палочки)
-Поиграем в игру «Дирижёр и
оркестр» (выбирается «дирижёр», «музыкантам» раздаются музыкальные
инструменты)
5. Игра на детских музыкальных инструментах «Во саду ли, в огороде»
(после игры на ДМИ дети закрывают глаза и произносят волшебные слова,
на экране слайд. Дети угадывают имена композиторов)
-Что объединяет этих людей? Кто они по профессии? (композиторы)
-Что вы знаете о профессии «композитор»?
-Давайте мы с вами превратимся в композиторов.
Дети закрывают глаза и произносят слова: «Раз, два, покружись, в
композиторов превратись!»
6. Игра «Придумай мелодию»
Дети поют имена на придуманные мелодии. Например, «Меня зовут
Наташа»
-Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «ди-джей»? Что означает это
слово?
-Ди-джей- это человек, который включает танцевальную музыку на
дискотеке. Ну что, потанцуем?
7. Парный танец.
8. Итог занятия. Игра «Волшебная палочка»
(Музыкальный руководитель передает волшебную палочку детям. У кого в
руках палочка, тот рассказывает, что нового узнал на занятии, впечатления, что
понравилось. В конце музыкальный руководитель берет палочку в руки и
отмечает самых старательных, внимательных детей)
Попевка «До свидания!» Выход под музыку.