«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»
в подготовительной группе
Тема: «Шоу фокусников»
Зеленина Наталья Васильевна
Воспитатель
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Шоу фокусников»
Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская
Форма проведения: совместная деятельность
Место проведения: групповая комната
Направление: познавательно-речевое
Образовательная область: «Познание»
Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности
Программные задачи:
образовательные:
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;
-закреплять знания о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.
развивающие:
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
- умение использовать условную мерку.
воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
-проявлять внимание к малышам;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово
Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка « У жирафа пятнышки»
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, атрибуты, лоток, плоскость.
Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители; стаканчики, сироп, вода, масло растительное, воздушные шары, магнитофон
раздаточные: предметы для экспериментов, атрибуты фокусника.
Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физминутки под музыку.
Примерная структура занятия-экспериментирования:
1. Организационный момент (превращение в фокусников, деление на команды)
2. Психологический настрой (Игра «Зеваки»)
3. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
5. Процесс экспериментирования
6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
7. Творческая деятельность детей.
Организационный момент:
Дети у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня утром у дверей нашей группы я обнаружила вот такую красивую коробочку, а в ней конверт. Вы хотите узнать от кого?
Дети: да!
Воспитатель: «Дорогие ребята я приглашаю вас в «Страну фокусников». Здесь вы узнаете много нового и научитесь показывать разные интересные фокусы. А чтобы попасть в мою волшебную страну, я для вас приготовил волшебные колпачки, которыми вы должны воспользоваться. Желаю удачи!»
(Ваш друг – Фокусник)
Хотите научиться показывать фокусы?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я буду превращать вас в фокусников? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку со шляпами) – дети одевают, помогают друг другу завязывать.
Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
В фокусников превратитесь!
(Воспитатель одевает шляпу)
Воспитатель: Я тоже превратилась в фокусника и на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо
Воспитатель: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?
(Дети)
Воспитатель: Я расскажу вам условия деления на команды, у меня есть волшебный мешочек.
Воспитатель: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого одинаковые фигуры будут в одной команде.
Воспитатель: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.
(Дети называют фигуры: треугольник, круг, квадрат)
Воспитатель: Теперь каждая команда сделайте свой круг.
(Дети делают три круга)
Воспитатель: Илья, посчитай, сколько человек в твоей команде?
Илья, по сколько человек в командах?
( В командах по 5 человек)
Воспитатель: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.
Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».
( В центре экспериментальной деятельности 3 лотка, лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, круг, квадрат).
Воспитатель: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для работы.
(Дети расстилают клеёнки, несут лотки на столы)
Воспитатель: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру «Зеваки»
(Пока звучит бубен, дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)
Основная часть
Воспитатель: Вы молодцы, вижу, все сосредоточились. И я приглашаю команды у кого была геометрическая фигура треугольник, круг, квадрат, занять свои места. Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно.
Дети: 5,4, 3, 2, 1!
Что случиться, поглядим!
Воспитатель: Слушаем меня внимательно!!! Фокус мы будем проводить все вместе.
Сначала нужно налить молоко в стаканчик, потом пипеткой капнуть в молоко краску.
Воспитатель: Потом взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Что получилось?
Дети отвечают.
Воспитатель: как вы думаете, почему так получилось?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боиться, моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
Воспитатель: Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии. Что получается?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Дети: 5,4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
2.Воспитатель: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"
Воспитатель: Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём растительного масла.
Воспитатель: Как будем, наливать воду? (по стеночке стаканчика)
Воспитатель: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок.
Сироп отмерить до цифры 1,
воду до цифры 2,
а растительного масла столько сколько сиропа.
Это сколько, ребята? (До цифры 1)
Воспитатель: Приступаем, а вы гости внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.
Воспитатель контролирует, помогает.
Воспитатель: Что получилось, ребята?
Вывод: Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.
Воспитатель: Молодцы, поаплодируем фокусникам.
Ребята, а какие должны быть фокусники?
( Внимательные, ловкие, быстрые)
Воспитатель: Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.
Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки"
Воспитатель: Вы молодцы!
А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.(педагоги, дети)
"Фейерверк из шаров"
Воспитатель: Что будем делать сейчас?
Воспитатель: Надуем шары и закрепим прищепкой (дети берут шары и прищепки).
Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.
Дети надувают.
Воспитатель: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.
Дети отпускают.
Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?
Вывод: Потому что он был больше, а значит, в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.
Воспитатель: А если шар не большой? (дети отвечают)
Заключительная часть
Воспитатель: Ну что понравилось вам быть фокусниками.
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята!!! а теперь я вам предлагаю превратиться обратно в обычных детей.
Воспитатель: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно.
Дети: 5,4, 3, 2, 1!
Что случиться, поглядим!