УДК 37.036
Н.Н. Степанова, Е.В. Яковлева
Опыт использования иллюстрирования литературных произведений в развитии творческих способностей у младших школьников
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у младших школьников. Раскрыто понятие «творческие способности»,выявлены составляющие творческих способностей. Проанализирована роль использования иллюстрирования литературных произведений в развитии творческих способностей у учащихся начальной школы. Представлены результаты экспериментальной работы по использованию иллюстрирования литературных произведенийв развитии творческих способностей у младших школьников.
Ключевые слова: творческие способности, младший школьник,иллюстрирования литературных произведений.
В требованиях Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования сказано, что личностные результаты освоения должны отражать развитие у учащихся основ современного мышления, которое позволило бы им не только успешно использовать приобретённые знания, умения, навыки, но и самостоятельно добывать новые. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения.
Сущность понятия «творческие способности» и особенности процесса их развития рассматривали такие учёные, как Д.Б.Богоявленская, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Лук,Б.М.Теплов и др. [Богоявленская, 2012; Лук, 1978; Теплов, 2002].
Основным показателем развития творческих способностей Д.Б.Богоявленская выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему творческих мыслительных задач [Богоявленская, 2012,c.265].
Б.М. Теплов под творческими способностями понимает «определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся только к наличному, ужеимеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения»[Теплов, 2002,c.88].
Большинство исследователей характеризует творческие способности как совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности, но не сводящихся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам.
Основываясь на исследованиях ряда ученых (А.Н. Лука, В.Т. Кудрявцева и др.), можно выделить следующие наиболее значимые критерии развития творческих способностей:творческое воображение;способность применить приобретенные ранее навыки в новых условиях;гибкость мышления;способность к генерированию идей [Лук, 1978].
Таким образом, проанализировав научную литературу, мы определили творческие способности как индивидуальные психологические особенности ребёнка, связанные с его умственными способностями и проявляющиеся в детской фантазии, воображении, творческом мышлении, особом видении мира.
В младшем школьном возрасте на процесс выбора, восприятия и оценки учащимися литературного произведения уже активно влияет иллюстрация, обладающая самостоятельной художественной ценностью. Через творческую работу с иллюстрацией у младших школьников происходит увлечение искусством и формируется потребность общения с ним. Работая с иллюстрацией, учащиеся развивают наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, - всё то, что в совокупности составляет творческие способности.
Иллюстрации содержат большой познавательный материал, способствуют развитию речи младших школьников, расширяют их представления о жизни. Художники-иллюстраторы в своём творчестве ставят и решают задачи обучающего и воспитательного характера.
Иллюстрирование, как приём работы над текстом, является одним из самых доступных и широко используется в начальной школе на уроках литературного чтения. Данный вид творческой деятельности указывается в качестве одного из важнейших многими учеными (Абдуллиной А.А., Горецким В.Г., Кубасовой О.В., Мали Л.Д., и др.)
Развивая творческие способности младших школьников средствами иллюстрации детской книги важно побуждать их к самостоятельному творчеству.Благодаря этому обогащаются представления учащихся о добре и зле, о прекрасном и безобразном, глубже воспринимается образная характеристика персонажей и идея произведения. Решая сюжетные и композиционные задачи, учащиеся развивают творческие способности. Вначале младшие школьники копируют мастеров книжной иллюстрации, а впоследствии реализуют собственный замысел, своё видение литературного произведения.
Так, мы предлагаем следующую систему работы по обучению детей иллюстрированию:
1. Сообщение учителя о том, как иллюстрируются произведения.
2. Показ лучших иллюстраций к детским книгам.
3. Работа с готовой иллюстрацией.
4. Устное составление картин.
5. Рисование детьми иллюстраций.
Работу по иллюстрированию, как и проверку соответствия рисунка тексту, можно организовать, используя различные виды заданий:
1. Выделение основной мысли произведения: нарисовать то, что считаешь самым главным. При проверке выбираются несколько рисунков, которые затем обсуждаются. Сообща, дети приходят к главному выводу.
2. Выборочное чтение по рисунку: а) ученик зачитывает тот отрывок, который показал на рисунке; б) обменявшись рисунками, учащиеся находят отрывки в тексте и зачитывают их.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы явилось выявлениепедагогических условий развития творческих способностей у младших школьников посредством иллюстрирования литературных произведений на уроках литературного чтения и изобразительного искусства.
Программа опытно-экспериментальной работы была реализована на базе МАОУ «СОШ № 17» г. Череповца. В экспериментальной работе участвовало 27 человек 2-го класса, образовательная система «Гармония».В ходе констатирующего эксперимента мы выявили уровень развития творческих способностей у младших школьников.На основе анализа трудов Д.Б. Богоявленской[Богоявленская, 2012], А.Н. Лука[Лук, 1978], Б.М. Теплова [Теплов, 2002] были выделены критерии и показатели развитиятворческих способностей младших школьников: личностно-креативный, мотивационно-потребностный, деятельностный. Анализ результатов показал, что учащиеся, находящиеся на высоком уровне развития творческих способностей (22%), проявляюттворческое воображение, с лёгкостью создают что-то свое, новое, оригинальное, не похожее ни на что другое. Они активно участвуют в творческом процессе, получают удовлетворение от творческой деятельности. На среднем уровне развития творческих способностей находятся 41% учащихся.Младшие школьники для решения творческих заданий практически не задействуют креативное мышление и воображение, стараясь выбрать решение, которое лежит на поверхности. Тем не менее, дети проявляют интерес к выполнению творческих заданий. Они положительно относятся к творческому процессу, но не проявляют сильного стремления поучаствовать в нём, т.к. испытывают затруднения. У младших школьников проявляется оригинальность, нешаблонность при выполнении творческих заданий, но им часто требуется помощь учителя.Младшие школьники, находящиеся на низком уровне развития творческих способностей (37 %),не заинтересованы в предстоящей творческой работе, не проявляют инициативу, не стремятся проявить творческие способности.У детей возникают трудности с созданием оригинальных и креативных образов.
Для выявления уровня развития творческих способностей были выделены критерии и показатели данного качества. С учётом выделенных критериев и показателей были выделены уровни развития творческих способностей: высокий, средний и низкий. В результате констатирующего эксперимента по 41% учащихся показали средний и низкий уровень и 22% высокий.
В целях дальнейшего целенаправленного развития творческих способностей нами были разработаны и реализованы педагогические условия в соответствии с предложенной гипотезой исследования. Первое педагогическое условие осуществлялось путём использования алгоритма для создания иллюстрации. Второе условие заключалось в использовании на уроках разнообразных материалов и техник рисования.
Результатом реализации условий гипотезы исследования являются разработанные конспекты уроков. В составленных конспектах отражена реализация всех выделенных условий, которые, по нашему мнению, будут способствовать повышению уровня развития творческих способностей младших школьников.
По завершению исследования было проведено повторное наблюдение за учащимися и отмечен тот факт, что дети стали охотнее выполнять творческие задания, начали сами проявлять интерес к иллюстрациям и разным техникам рисования. Можно сделать вывод, что эффективность иллюстрирования литературных произведений доказана, но следует продолжать работу в этом направлении.
Библиографический список
Сведения об авторах
Яковлева Елена Викторовна - Череповецкий государственный университет, заведующий кафедрой начального образования, общей и социальной педагогики,доктор педагогических наук, профессор.
Степанова Наталия Николаевна -Череповецкий государственный университет, магистрант кафедры начального образования, общей и социальной педагогики.