Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Логопедический проект на развитие речевого дыхания дошкольников

Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, плохо говорят, дефекты их речи носят разноообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержки громкости голоса, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дыхательная гимнастика в детском саду.

Дыхательная гимнастика – здоровьезберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

В работе с детьми дошкольного возраста мы используем дыхательные гимнастики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Дыхательная гимнастика — это система упражнений, направленная на оздоровление организма, она способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы, нормализует и улучшает психоэмоциональное состояние организма.

Помимо ежедневных упражнений в декабре 2021 г. в старшей логопедической группе был проведен проект «Послушный ветерок».

Задачей проекта было познакомить ребят с дыхательными играми и упражнениями, обучить и закрепить умение правильного диафрагмального дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине слов, предложений.

Плюсы дыхательной гимнастики для всех детей:

+ способствуют выработке правильного дыхания;

+ предупреждению простудных заболеваний;

+ при помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме ребёнка;

+ правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

+ регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.

Материал, используемый для дыхательной гимнастики очень прост: ватка, пёрышко, тонкая бумага, воздушные шарики и т. д. Можно предложить ребёнку сдувать пёрышки с ладони или дуть на одуванчик. Очень полезен свисток. С ним ребёнок точно не заскучает. Увлечёт малыша и выдувание воздуха в ёмкость с водой через трубочку для коктейля. К тому же пузырьки принесут несомненную пользу и радость. Так же деткам можно предложить надувать воздушные шарики.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Но важно помнить, о том, что все упражнения очень утомительны, так что на их выполнение не стоит отводить более пяти - десяти минут (в зависимости от возраста). Упражнения выполняются ежедневно, в проветриваемом помещении, выполняется до еды.

Одними из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является то, что выполнение упражнений не требует экономических затрат и поэтому может применяться в любой ДОО, а доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики позволяет использовать ее воспитателям для оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. С помощью дыхательных упражнений воспитанник не только оздоровиться, но и будет пребывать в хорошем настроении, а при регулярном выполнении дыхательных упражнений простуды будут обходить детей стороной.

Логопедический проект на развитие речевого дыхания в старшей группе №1 «Звёздочки»

«Послушный ветер – ветерок».

Цель: ознакомление детей с дыхательными упражнениями и играми, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания и выработку умения управлять органами дыхания.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, игровой

Срок осуществления проекта: 4 недели октября.

Образовательная область –«Речевое развитие».

Участники проекта -

1. Дети.

2. Педагоги.

3. Родители.

Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания.

Задачи:

Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.

Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.

Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.

Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.

Повысить компетенцию воспитателей в данной области.

Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию«животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху.

-Будет разработан план – схема на 4 недели, собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания, оборудован«уголок дыхания»в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы, систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром,после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с детьми, изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей, оборудованы папки с консультациями для родителей, изготовлены специальные пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детского творчества.

-Создание игр и упражнений по развитию речевого дыхания детьми совместно с родителями («Кто загонит мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Волшебные бабочки», «Горячий чай», «Солнышко и тучки», «Обжорки», «Вертушки», «Дудочки» и другие).

Конечным продуктом проекта будет являться:

- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.

- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Практический результат проекта:

Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.

Актуальность:

Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, плохо говорят, дефекты их речи носят разноообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут(при одинаковой установке артикуляционного аппарата)звучать по-разному:«м, мь»,«н, нь»— при прохождении воздуха через носовую полость;«б, бь»,«д, дь»— при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков«с»,«ш»,«ж»и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков«р»,«рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Этапы реализации проекта

1. Консультация в родительский уголок«Научите ребёнка правильно дышать»1 неделя проекта

2. Распространение буклетов для родителей«Будем правильно дышать»2 неделя проекта

3. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики

Тематический план реализации проекта:

01.10.2021: Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха.

Упражнение:В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот (в области пупка, расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается вместе с правой рукой, опять непроизвольный выдох животом и т. д. Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 мин.

«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер«Деревце с листочками».

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Повторить 4-5 раз.

«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Дети приседают.

Надувайся, пузырь,

Расти большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

Повторить 4-5 раз.

«Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

С каждым новым днем –

Мы растем, мы растем.

Выше, выше тянемся!

Подрастем, подрастем,

Малышами не останемся!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

Повторить 3-4 раза.

Игра на задувание на дыхательном тренажере«Осенние листочки»

08.10.2021 Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

-«Наслаждаемся запахами духов».Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

-«Футбол».Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы«трубочкой»и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в«ворота»

-«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

-«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

-«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного«лопатой»и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

Игровое задание«Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.

-«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые».Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2, продолжительный выдох ртом.

-«Ныряльщики»

Цель: выработка дифференцированного дыхания.

Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду», делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука«ф»(длительный выдох, произнесение звука«т»(короткий выдох).

Игра«Капелька»- активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька«бежит»и оставляет след на бумаге

11.10.2021 Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

-«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук«у»на одном выдохе.

-«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук«ы»на одном выдохе.

-«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

-«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

Дутье на бумажный султанчик(воздушная струя должна идти косо вверх).

-«Самолет гудит». Произнесение звука«У»со сменой высоты и силы голоса.

-«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

-«Звуки вокруг нас»

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].

Взрослый. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки.Малыш плачет:«А-а-а!»Медвежонок вздыхает,когда у него зуб болит:«О-о-о!»Самолет в небе гудит:«У-у-у!»А пароход на реке гудит:«Ы-ы-ы!»Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе

12.10.2021 Беседа на тему«Хочешь быть здоров? Дыши правильно»

14.10.2021 Гимнастика оздоровления

Задувание на«султанчики», в«пузырьки», в дудочки.

18.10.2021 Игры с водой.

-«Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер.«П-п-п.»— губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту(городу).

Соревнование: чей кораблик дальше уплыл, для этих целей используем пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

-«Буль-бульки». Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налито много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду.

20.10.2021 формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

-«Произнеси чистоговорки»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать:«На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать:«Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».

22.10.2021 Памятки и буклеты для родителей.

Игры с детьми: Рисование на песке и крупе через соломинку.

25.10.2021 Использование изготовленного оборудования и дыхательных тренажеров самостоятельно детьми (по выбору)

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

Литература:

1. Леонова М. А., Крапивина Л. М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок»М.,«Школа – пресс», 1999.

2. Лукьянов Л. А., Ермолаев О. Ю., Сергиенко В. П. Тренируем дыхание. М. ,Знание 1987.

3. Симкина Л. П. ,.Титаровский Л. В. Азбука здоровья М. ,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области