Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование бесконфликтного общения среди подростков 14-15 лет.

• познакомить с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов • рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны • познакомить с методами выхода из конфликтной ситуации • вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу • побуждать к сотрудничеству, взаимопониманию • развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование бесконфликтного общения у старшеклассников.

Пояснительная записка

«Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее инте-

ресы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн).

Цель данной темы – это прежде всего формирование  навыков бесконфликтного общения с одноклассниками и окружающими людьми.
Задачи, которые мне необходимо выполнить:
• познакомить  с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов;
• рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;
• познакомить  с методами выхода из конфликтной ситуации;
• вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу;
• побуждать  к сотрудничеству, взаимопониманию;
• развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

  Данная тема актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. По мнению социолога В.А.Ядова: "Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации". Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. 

Ещё большая значимость этой темы среди подростков в школьной среде, т.к. подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка. 

Разрешение конфликта среди подростков является непростым и требующим усилий действием. От педагога требуется достаточный профессионализм, чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и без риска подорвать веру в себя со стороны учащихся этого трудного и интересного возраста. Учет индивидуальных особенностей детей воспитателем делает отношения в классе более продуктивными и более эмоциональными.

Основной принцип бесконфликтного общения – утверждение значимости подростка в его и своих глазах (особенности подросткового возраста).

Поскольку значимыми люди хотят быть всегда, в любых ситуациях, то с этого момента мы берем себе на вооружение этот принцип и в каждой напряженной или конфликтной ситуации с ребенком мы используем его и строим беседу в соответствии с ним, а именно подчеркиваем значимость нашего собеседника.

-Что происходит со значимостью ребенка, когда он вступил в подростковый возраст? (ответы родителей)

Он везде и всюду ищет подкрепление своей значимости. Дает вам понять, что не вы главный в семье, повышает тон, позволяет себе спорить с вами, пропускает учебу и дает вам понять, что он сам в состоянии себя контролировать, заводит вредные привычки, которые как он считает подкрепляют его значимость в кругу сверстников и т.д.

Специфика подросткового и юношеского возраста по сравнению с детством заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно. (6).

Маргинальность положения подростка характеризуется прежде всего неопределенностью – одним из самых тяжких переживаний человека. Этот период можно назвать как «попасть в непонятное». «Попасть в непонятное» - значит, оставаясь в той же самой социальной среде, оказаться в сфере крайне неопределенных отношений – «вроде все как всегда» и в тоже время все иначе.

Что есть бесконфликтное общение и существует ли оно как таковое?

Бесконфликтное общение - буквально это общение без конфликтов. По определению, конфликт  - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия. При этом не забываем, что конфликт имеет не только деструктивное, но и конструктивное значение для взаимодействия.

Отсюда получаем следующее краткое определение бесконфликтного общения - это процесс социального взаимодействия без разрешения возникающих противоречий. Напрашивается мысль о том, что такой характер общения вряд ли будет сколь угодно долго эффективен в обычной жизни. Вспомните ситуацию, когда Вы долго не выносили мусор из ведра. Какие эмоции и чувства Вы затем испытали??? Да-да, если мы что-то долго не решаем, и не важно, по каким это причинам происходит, то это само никуда не рассасывается и не исчезает. Напротив, в дальнейшем от нас требуется больше сложных способов разрешения и задействования иных ресурсов, и качественно, и количественно. А возможна ли жизнь без мусора (в нашем рассмотрении - без противоречий)? Сомнительно, ведь это естественный спутник живого.

Бесконфликтное общение - это процесс эффективного социального взаимодействия, обеспечивающий разрешение имеющихся противоречий и тем самым качественно изменяющий само это взаимодействие. Приведём несколько советов, которые помогут минимизировать конфликты в будущем. 

✅ Совет 1. Осознавайте, что подростку трудно. Он уже не ребёнок, но ещё и не совсем взрослый. Хочет сепарироваться, самостоятельно принимать решения и идти наперекор — но по-прежнему нуждается в сильной родительской поддержке. Это противоречие провоцирует на конфликты. Но взрослым, уже давно пережившим переходный возраст, не нужно вестись на бурлящие гормоны подростка. Погасите в себе недовольство и раздражение, чтобы не плодить конфликты подростка в семье.

✅ Совет 2. Не вторгайтесь в территорию подростка. У тинейджера должно быть личное пространство — во всех смыслах. По возможности выделите подростку отдельную комнату или отгороженное пространство. Никогда не заходите без стука, не проводите ревизию вещей ребёнка, оставьте ему право выбора друзей и круга общения. 

✅ Совет 3. Сохраняйте долю контроля. Важен баланс — не стоит оставлять ребёнка совсем без ориентиров и структуры. Элементарные моральные, нравственные, внутрисемейные правила должны быть по-прежнему актуальны.

✅ Совет 4. Избегайте попыток казаться чересчур понимающим родителем. Слова «я понимаю, каково тебе» могут только раззадорить подростка. В этот период ребёнку кажется, что он неповторим и уникален, а его проблемы родителям не под силу понять по-настоящему.

✅ Совет 5. Не изображайте из себя равного подростку. Часто родители, пытаясь найти общий язык с тинейджером, подражают молодёжи: щеголяют сленговыми словечками или пытаются следить за модой зумеров. Как правило, это не помогает найти взаимопонимание: попытки лишь выглядят комично. Оставайтесь взрослым и разговаривайте с подростком с этой позиции.

Конфликт «подросток — преподаватель»

Суть. Здесь всегда неравные силы — учитель обладает властью, опытом и знаниями, а подросток находится в подчинённом положении и только формирует своё мнение.

Такие конфликты могут возникнуть по разным причинам: иногда играет роль человеческий фактор, и преподаватель просто не находит общий язык с ребёнком. Иногда преподаватель необъективен: выдвигает размытые или нереалистичные требования, «валит» и придирается.

Отсутствие единства требований учителя или несоблюдение его требований — частая проблема. Но и подросток должен учиться уточнять задание, задавать вопросы и принимать условия.

‍Как решить. Решение конфликта подростка и взрослого в школе ложится на плечи педагога — он должен разъяснить ребёнку причины и последствия. Если этого не происходит, а подросток не может смириться и чувствует себя плохо, родителю необходимо поговорить с учителем, уточнить все нюансы, а потом объяснить ситуацию ребёнку.

‍Как предотвратить. Подросток должен чувствовать себя в безопасности в школе. Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне и способны организовать безопасность. Выбирайте учебные заведения с квалифицированными и проверенными педагогами.  

Конфликт «подросток — подросток»

Суть. Популярная причина таких стычек — борьба за статус в группе. В конфликтах между подростками часто фигурирует жестокость, психология толпы, высмеивание или оскорбление других в попытке добиться чего-либо.

Ребёнок может занимать как «доминантную» позицию в конфликте (например, быть буллером), так и являться жертвой. Иногда в конфликт подростков в школе вступают сильные личности с лидерскими качествами, и каждая из них конкурирует за положение в коллективе.

‍Как решить. Психологи не рекомендуют родителям слишком часто вмешиваться в подростковые конфликты. Так дети учатся отстаивать интересы, заявлять о себе, взаимодействовать с коллективом, формировать взгляды и понимать свои личные границы.

Но если вы понимаете, что ситуация заходит слишком далеко — например, ребёнок становится объектом травли, — необходимо вмешаться. В первую очередь предложите ребёнку выговориться и дайте понять, что защитите его. Если понадобится — организуйте беседу с учителем.

‍Как предотвратить. Сделайте упор на формирование адекватной самооценки у подростка. Ребёнок с соответствующим чувством самодостоинства легче решает конфликты в подростковой среде и не склонен становиться жертвой.

Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общение с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. ... Вывод: в результате исследования было выяснено, что склонность или несклонность к конфликтам влияет на выбор формы общения, а именно склонные к конфликтам выбирают соперничество, а несклонные – приспособление и избежание. 

Конфликт «подросток — родитель»

Суть. Конфликты подростков с родителями — одни из самых частых в этот период. Не потому, что родители плохие. Просто это самые близкие люди, которым можно излить раздражение, гнев, бессилие и усталость в надежде на понимание и принятие.

Но часто родители не знают, как помочь ребёнку, и вступают в противостояние с ним. Большинство конфликтов «подросток — родитель» происходят от непонимания, что ребёнок становится взрослым и с ним нужно обращаться иначе, чем раньше. Иногда не получается выслушивать друг друга и вникнуть, как выглядит ситуация с разных сторон. 

‍Как решить. Для решения конфликта между родителем и подростком всем сторонам нужно дать выход чувствам — например, если хочется побыть одному и поплакать. Не стоит обсуждать конфликтные вопросы на эмоциях: так дискуссия превратится в крики и скандал.

Сбивайте агрессию ребёнка неожиданными приёмами: например, задайте успокаивающий и вразумительный вопрос о чём-то существенном. Попросите сформулировать конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Подходите к конфликту с практической точки зрения.

Отражайте претензии подростка «эхом»: «Правильно ли я поняла, что...», «Ты имеешь в виду, что...», «Ты хотел бы, чтобы...». Но не просто повторяйте, а переформулируйте. Это устраняет недоразумения и демонстрирует ваше желание вникнуть в ситуацию. Важный момент — не стоит таким образом выдавать свои мысли за мысли ребёнка.

Соблюдайте свои же правила. Если вы хотите, чтобы подросток перестал орать, не кричите ему об этом, а скажите вполголоса.

Поэтому важным условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать учеников подобно рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области