Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Инклюзивное образование особенности организации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Инклюзивное образование: особенности организации.

В Конвенции по правам ребенка центральными являются принципы развития каждого ребенка, где в основном рассматриваются отсутствие дискриминации, участие и наибольшие его интересы.

Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому ребенку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и т.д. (википедия)

Грамотная организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для любого учителя, даже опытного. К тому же количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается год от года, требует поиска новых методов и подходов в учебно-воспитательном процессе, расширения сферы инклюзивного образования.

Распространение в России процесса внедрения инклюзивного образования в образовательные учреждения является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

-с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

В 6-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. Происходит становление осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение) В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. То есть его поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в организации дополнительного образования должны быть учтены следующие условия:

- наличие семей с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или с детьми-инвалидами, готовых прийти в организацию дополнительного образования;

- психологическая готовность руководителя и коллектива организации дополнительного образования (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

- наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации дополнительного образования специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров, общеобразовательных организаций;

- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;

- повышение квалификации или переподготовка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (именно младшего школьного возраста!);

- наличие качественных адаптированных дополнительных общеразвивающих программ для детей младшего школьного возраста;

- согласование действий по развитию ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ или ребенка-инвалида с его родителями, а также с общеобразовательными организациями посредством разработки и реализации индивидуальных программ.

В заключение хочу отметить, что к инклюзивному образованию нужно отнестись со всей ответственностью, и полноценное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ может быть осуществлено при наличии всех необходимых (вышеперечисленных) условий.

Понятно, что эти условия создаются постепенно, поэтому полезно разработать управленческий проект, направленный на создание всех условий, необходимых для подготовки и реализации инклюзивного образовательного процесса в организации дополнительного образования.

При подготовке проекта рекомендуется организовать повышение квалификации всех задействованных в этом процессе специалистов, т.к. только подготовленные педагоги и другие необходимые специалисты смогут качественно разработать и реализовать проект по вопросу инклюзивного дополнительного образования детей младшего школьного возраста.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области