Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", - был уверен Александр Сергеевич Пушкин, и современные психологи охотно с ним соглашаются, активно применяя сказки в психологии и психотерапии. Обращаются к сказкам и педагоги, работающие с дошкольниками.

Сказкотерапия - направление практической психологии, которое использует ресурсы сказок для развития личности ребенка и коррекции детского поведения. Сказкотерапия переносит книжные смыслы в реальную жизнь, помогает ребенку сосредоточиться на проблеме, показывает возможные пути решения, но при этом не дает жестких рекомендаций.

При помощи сказки ребенок духовно развивается, получает возможность встретится с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя, учится у себя сказочного хорошим поступкам.

В сказкотерапии существует несколько разновидностей сказок, для решения воспитательно-образовательных задач удобно использовать сказки дидактические, которые педагог может составлять самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. С помощью грамотно составленной дидактической сказки можно легко и ненавязчиво преподносить детям любые знания.

Более эффектной и эффективной работа со сказками становится благодаря использованию иллюстративного материала. Дети и взрослые, взяв в руки яркие картины со сказочными героями, сами того не замечая, все глубже и глубже погружаются в сказку, приобщаясь к ее скрытым смыслам и мощным ресурсам.

Если Вы решили использовать в работе метод сказкотерапии, то помните, что сказку должен читать взрослый, которому ребенок доверяет. При рассказывании следует избегать слишком долгих пауз, держать зрительный контакт с ребенком и эмоционально передавать содержание сказки.

При составлении сказки обязательно учитывайте возрастные особенности детей. Воспитанников младших и средних групп заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Примерно с четырехлетнего возраста, при составлении сказки необходимо ориентироваться на половую принадлежность ребенка. Девочке необходимы сюжеты, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей. Воспитанники старших и подготовительных групп с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы.

Главным героем сказки может быть очень большой спектр персонажей: предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления. Отталкиваться нужно от того, что нравится ребенку, что вызывает у него положительные эмоции, важно, чтобы главный герой был близок ребенку, и, возможно, чем-то был на него похож, отражал некоторые черты характера, и включал те особенности поведения, которые вы хотели бы проработать (не ест мясное, обманывает, шумит на занятиях и т. д.). Выдуманное имя также может отражать характер персонажа. Например, застенчивого лисенка можно назвать Леденец, отразив его любовь в сладкому.

Выбрав главного героя сказки, необходимо поместить его в сказочный мир, в котором царит покой и благоденствие. Главный герой живет там, не зная забот, но, внезапно, случается что-то нарушающее благополучие. Говоря простым языком, на данном этапе главный герой помещается автором сказки в конфликтную или проблемную ситуацию (болит живот, заболел зубик, перестал расти, обиделась молочная кашка и ушла, великан пришел и похитил весь урожай овощей).

На этом этапе составления сказки, автор вводит в сюжет друзей и помощников, которые при неправильном поведении главного героя демонстрируют рациональную модель поведения и дают совет, а также врагов и препятствия, мешающие восстановлению благополучия в сказочной стране. Необходимо помнить, что между положительными и отрицательными героями должно существовать четкое разграничение.

Друзьями главного героя могут быть и Волшебная Фея здоровья, которая расскажет герою, что он будет сильным и здоровым, если будет кушать творожную запеканку, мясную подливку или овсяную кашу, и доктор Айболит.

Побеждать пришедшее в сказку зло главный герой может разными путями. Например, это может быть прямая агрессия: сразить Колдунью Газировку мечом. Другой вариант - использование хитрости (обхитрить Злючку-Конфету, заманив ее на горячую печку, где она растает). Победить зло герой может с помощью волшебного предмета (волшебная палочка, драгоценная шкатулка и т. д.).

После того как главный герой самостоятельно преодолел все препятствия и получил новый опыт, он нуждается в подбадривании и похвале от друзей, которые придают ему уверенности в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление своих внутренних барьеров и страхов или изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок. Герой осознает себя самого себя в новом качестве в результате одержанных побед, становиться уверенным, что делает все правильно, понимает, что справился со всеми сложностями и стал другим.

В дидактической сказке обязателен позитивный финал. Главный герой становится обладателем новых способностей в результате победы над собой (например, стал быстрее бегать после того, как стал кушать мясные блюда).

После рассказывания сказки, если маленький слушатель не утомлен, возможно ее обсуждение. Вопросы можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на возраст ребенка и содержание сказки. Вопросы могут быть примерно такими:

О чем эта сказка, чему она нас учит?

Почему герой поступает именно так?

Чего он хотел на самом деле?

Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой?

Сказкотерапия, как показывает практика, является весьма эффективным методом, который помогает педагогу-дошкольнику мягко и безболезненно преодолевать трудности, возникающие в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Источники:

https://rosuchebnik.ru/material/skazkoterapiya-teoriya-i-prakticheskoe-primenenie/

Статья из личной монографии: Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 160 с. - Сказкотерапия: теория и практика" с.12-20.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области