Занятие по ФЭМП.
Тема: « Белоснежка и семь гномов».
Цель: Разобрать состав числа 7 из двух меньших чисел.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать умение детей составлять данное число из двух меньших чисел;
- закреплять знания о названиях и последовательности дней недели;
- закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение воспринимать задание на слух, видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
- закреплять соседей чисел;
- продолжать учить решать простые задачи на сложение и вычитание, при решении задач продолжать пользоваться знаками действий и цифрами.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, внимания, сообразительности.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, умение слушать.
- Воспитывать интерес к математическим знаниям
- Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.
Ребята сегодня я пригласила к нам гостей, чтобы показать им как вы дружно умеете играть. Поздоровайтесь, пожалуйста с гостями.
Дети: Здравствуй правая рука -протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг- берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг- берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть- приседаем,
Можем мы большими быть -встаём,
Но один никто не будет
Воспитатель: На занятии будьте старательными,
Будьте спокойными и внимательными.
Слушайте, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
чтобы было всё понятно
Если хочешь отвечать-
Надо руку поднимать.
А ещё я пригласила к нам в гости сказочных героев, которые очень хотят с вами поиграть. А из какой сказки они пришли, вы узнаете , отгадав загадку
Кожа белая как снег,
Губки как кораллы.
Что она красивей всех,
Зеркальце сказало.
Гномам в доме помогала,
Но колдунья разузнала,
С ядом яблоко дала,
И принцесса умерла.
Только принца поцелуй
К жизни вновь её вернул.
Правильно, это Белоснежка и семь гномов.
Давайте с вами вспомним кто написал эту сказку ?
Молодцы, правильно. Наши сказочные герои приготовили вам подарок, а какой, вы узнаете, выполнив их задания. За каждое правильное задание вы будете получать подсказку и когда соберете все подсказки, узнаете, какой подарок вас ждёт. Вы согласны?
Первое задание.
Итак первое задание нам необходимо разобрать состав числа 7 из двух меньших чисел. Но сначала скажите чем число 7 отличается от цифры 7?
Цифра обозначает числа на письме. А числа являются обозначением количества предметов.
Обратите внимание на числовой домик на крыше которого живёт число 7 на каждом этаже по две квартиры в которых проживают жильцы. Чтобы разобраться с составом числа 7 я расположила 7 разноцветных квадратов справой стороны перегородки. Посмотрите на цвета квадрата вы что нибудь заметил?
Правильно, они расположены по цветам радуги. Давайте назовем цвета радуги по порядку ( красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиоолетовый). Какое выражение помогает нам запомнить последовательность расположения цветов радуги. Конечно же каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Один красный квадрат я перекладываю слева от перегородки . Считаем один красный квадрат с левой стороны и сколько квадратов с правой стороны, правильно 6. Получается что число 7 состоит из двух чисел 1 и 6. Какое выражение мы можем записать? Правильно 1 +6=7 и если к 6+1=7. Вот сколько информации спрятано в двух квартирах.
Теперь На левую сторону переношу оранжевый квадрат.Сколько стало квадратов с левой стороны? Сколько осталось квадратов с правой стороны. Значит число 7 состоит из двух чисел 2 и 5 . Какое выражение мы можем записать 2+5=7 и наоборот если к 5 прибавить 2 то получаем 7 квадратов.
Теперь На левую сторону переношу желтый квадрат.Сколько стало квадратов с левой стороны? Сколько осталось квадратов с правой стороны. Значит число 7 состоит из двух чисел 3 и 4 . Какое выражение мы можем записать 3+4=7 и наоборот если к 4 прибавить 3 то получаем 7 квадратов.
На левую сторону переносим зеленый квадрат.Сколько стало квадратов с левой стороны?4 Сколько осталось квадратов с правой стороны.3 Значит число 7 состоит из двух чисел 4 и 3 . Какое выражение мы можем записать 4+3=7 и наоборот если к 3 прибавить 4 то получаем 7 квадратов.
Теперь На левую сторону переношу голубой квадрат.Сколько стало квадратов с левой стороны?5 Сколько осталось квадратов с правой стороны.2 Значит число 7 состоит из двух чисел 5и 2 . Какое выражение мы можем записать 5+2=7 и наоборот если к 2 прибавить 5 то получаем 7 квадратов. Состав числа 7 5 и 2.
Теперь На левую сторону переношу синий квадрат.Сколько стало квадратов с левой стороны? 6 Сколько осталось квадратов с правой стороны.1 Значит число 7 состоит из двух чисел 6 и 1 . Какое выражение мы можем записать 6+1=7 и наоборот если к 1 прибавить 6 то получаем 7 квадратов.
Ребята вы обратили внимание что числа входящие в состав числа 7 повторяются
1и6 6и2; 2и5 5и2; 3и4 4и3.
А теперь с левой стороны у нас стало 7 квадратов. Сколько квадратов осталось справой стороны. Нисколько не осталось. Пустое множество, мы обозночам числом 0 и записываем цифрой 0 7+ 0= 7.
Ну молодцы, справились на отлично.
Давайте сосчитаем, сколько гномов ?
Ответы детей
Теперь в обратном порядке
Ответы детей
Один гном убежал, сколько гномов осталось?
Ответы детей 6
6 это больше или меньше 7, на сколько?
Ответы детей
А теперь гном вернулся, сколько гномов стало?
Второе задание.
Белоснежка и гномы просят вас научить их делать физкультминутку.
Второе задание.
Физкультминутка.
Молодцы ребята, и сами немного размялись и наших героев научили. Наша физкультминутка героям очень понравилась, и они вам дают очередную подсказку.
Третье задание.
Белоснежка и гномы хотят, чтобы вы назвали соседей чисел (карточки).
Ответы детей
Назовите число на 1 единицу меньше чем 7?
Ответы детей
Больше чем 6?
Ответы детей
Молодцы ребята, и вы получаете подсказку.
Четвертое задание.
Герои хотят послушать ка вы знаете дни недели. С мячом
1 Сколько всего дней в неделе?
2 Назовите их по порядку?
3 В обратном порядке?
4 Который по счету день недели- пятница?
5 Какой день недели перед вторником?
6 Какой день после среды?
7 Перед субботой?
8 Воскресенье который по счёту день?
9 Какой день между пятницей и воскресеньем?
10 Называется первый день недели?
11 Как называется пятый день недели?
12 В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?
13 День который наступил называется?
14 День, который уже закончился?
15 А день, который ещё только будет?
Пятое задание.
Наши герои просят помочь украсить их лоскутное покрывало. Перед каждым лежит часть покрывала и геометрические фигуры. Найдите среди фигур треугольник и положите в правый верхний угол. Прямоугольник в левый нижний угол. Трапецию в правый нижний угол. Квадрат в левый верхний угол. А круг разместите в центре. А теперь соедините все части, чтобы получилось целое покрывало.
Молодцы ребята, все были внимательными, помогли Белоснежке.
А теперь давайте сложим все части подсказок и узнаем, какой сказочные герои приготовили вам подарок. (заранее сфотографированный подарок, фото разрезано на части, собрать в конце, как пазл)
Заключительная часть.
С кем вы сегодня играли?
Ответы детей
Вам понравилось сегодня играть?
Ответы детей
Какое задание было самым трудным?
Ответы детей
А какое самым легким?
Ответы детей
Нашим сказочным героям пора возвращаться в свою сказку, им тоже очень понравилось с вами играть и они вам дарят игру чтобы вы так же дружно и весело проводили своё время в детском саду.