ПРИНЯТО Протокол №1 | УТВЕРЖДЕНО Директор |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработчики:
РАССМОТРЕНО На Ученическом Совете Протокол № 1 от «29» августа 2021г. | РАСМОТРЕНО На Совете родителей Протокол № 1 от «29» августа 2021г. |
________________________________, 2021
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение _________________________________________________________ в значительной транспортной отдаленности от центра города, что делает его социум относительно замкнутым.
Численность обучающихся составляет ____ человек. На уровне начального общего образования ____ обучающихся.
Уровень образования | Кол-во классов-комплектов | Кол-во обучающихся |
НОО |
Из них: _ обучающиеся - воспитанники социально-реабилитационного центра «Полярная звезда», _ обучающиеся из опекаемых семей, _ обучающиеся с ОВЗ, _ - дети – инвалиды, _ обучающиеся из малообеспеченных и многодетных семей, _обучающиеся из неполных семей, _ детей, из семей СОП, _обучающиеся, состоящие на учете в ПДН и КДНиЗП.
Занятость жителей _____________определяется рабочими специальностями: шахтеры, работники заводов, продавцы, водители, разнорабочие. Большинство родителей имеют среднее специальное образование - ___%, ____% - основное, только ____% родителей имеют высшее образование.
Особенностью образовательной организации является сотрудничество с муниципальным казенным учреждением социально – реабилитационным центром для несовершеннолетних «Полярная звезда». Дети, находящиеся на реабилитации в данном центре, обучаются в _____________________
Положительным источником влияния на детей в первую очередь является педагогический коллектив __________________. Из них: 60% имеют высшую квалификационную категорию, 25% - первую. Численность педагогов 20 человек. К ведению классного руководства привлечены 18 педагогов в 18 классах-комплектах.
Одним из негативным фактором, отрицательно влияющим на детей является реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная звезда», воспитанники которого, приходя в школу, уже состоят на разных видах учета, имеют правонарушения и преступления, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга своего ребёнка.
Недостатком социального окружения _________________являются удалённость организаций направленных на дополнительное развитие обучающихся.
Значимыми партнерами школы являются______________________________».
Процесс воспитания в ____________основывается на следующих принципах:
-Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации;
Основными традициями воспитания в МАОУ «ООШ № 19»являются следующие:
воспитательных усилий педагогов: День знаний, День пожилого человека, День матери, День учителя, Дни здоровья, Новогодние праздники, посвящение в первоклассники, прощание с азбукой, Последний звонок, праздник «Прощай начальная школа», благотворительная ярмарка, Дни науки;
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст.9 «Образовательные программы»), современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в___________________» является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основныхзадач:
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующиецелевые приоритеты, соответствующие двум уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1)реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
2)использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
3)вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
4)организовывать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
5)инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – на уровне классных сообществ;
6)организовывать профориентационную работу со школьниками;
7)реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
8)поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Практическая реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной деятельности школы. Каждое направление представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули
Вариативные модули
Инвариантные модули
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
Работа с классным коллективом:
Индивидуальная работа с учащимися:
Работа с учителями, преподающими в классе:
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в _______________осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
На уровне класса:
На индивидуальном уровне:
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса;
Ученическое самоуправление в МАОУ «ООШ № 19» в начальных класса осуществляется следующим образом.
На уровне классов:
На индивидуальном уровне:
Вариативные модули
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемые педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
На школьном уровне:
На уровне классов:
На индивидуальном уровне:
Школьный музей им Н. Клименко
Формирование у школьников гражданско-патриотических качеств, расширении кругозора и воспитании познавательных интересов и способностей, овладении обучающихся практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности важную роль играет школьный музей «Жить и верить!» имени братьев Сизых.
Форма работы: уроки Мужества, классные часы, часы общения, экскурсии, поисковая работа.
Виды деятельности:
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МАОУ «ООШ № 19» при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свою фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса могут быть следующие:
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год,; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
план воспитательной работы НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2021-2022 учебный год 1-4 классы . | |||||||
Инвариантные модули | |||||||
1. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО | |||||||
Организация питания учащихся | 1-4 | ежедневно | Классные руководители | ||||
Организация дежурства в классном кабинете | 1-4 | ежедневно | Классные руководители | ||||
Индивидуальная работа с учащимися | 1-4 | ежедневно | Классные руководители | ||||
Ведение и учет пропусков в журнале | 1-4 | ежедневно | Классные руководители | ||||
Контроль за внешним видом учащихся класса | 1-4 | ежедневно | Классные руководители | ||||
Проверка дневников учащихся | 1-4 | еженедельно | Классные руководители | ||||
Проведение тематического классного часа (по плану воспитательной работы класса) | 1-4 | еженедельно | Классные руководители | ||||
Работа с родителями | 1-4 | еженедельно | Классные руководители | ||||
Работа с учителями – предметниками | 1-4 | еженедельно | Классные руководители | ||||
Встреча с психологом, социальным педагогом | 1-4 | еженедельно | Классные руководители | ||||
Посещение уроков в своем классе | 1-4 | Каждый месяц | Классные руководители | ||||
Встреча с родительским активом. | 1-4 | Каждый месяц | Классные руководители | ||||
Оформление классного журнала по итогам четверти. | 1-4 | Один раз в четверть | Классные руководители | ||||
Статистические данные класса за четверть (сдавать в учебную часть) | 1-4 | Один раз в четверть | Классные руководители | ||||
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция календарного плана воспитательной работы на новую четверть | 1-4 | Один раз в четверть | Классные руководители | ||||
Проведение родительского собрания (протоколы родительских собраний сдавать заместителю директора по ВР) | 1-4 | Один раз в четверть | Классные руководители | ||||
Проведение открытого мероприятия | 1-4 | Один раз в год | Классные руководители | ||||
Анализ и составление плана воспитательной работы | 1-4 | Один раз в год (до 10 сентября) | Классные руководители | ||||
Оформление социального паспорта класса | 1-4 | Один раз в год (до 10 сентября) | Классные руководители | ||||
Сдача статистических данных класса | 1-4 | Один раз в год (1-10 сентября) | Классные руководители | ||||
Изучение жилищно-бытовых условий учащихся своего класса. | 1-4 | Один раз в год | Классные руководители | ||||
Оформление личных дел учащихся | 1-4 | Один раз в год (конец учебного года) | Классные руководители | ||||
Посещение выездных представлений театров в школе | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Экскурсия в школьный музей | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Поездки в драматический театр, в кинотеатр | 1-4 | По плану клас.рук. | Классные руководители | ||||
Экскурсии в музеи, пожарную часть, предприятия | 1-4 | По плану клас.рук. | Классные руководители | ||||
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Оформление классных уголков | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Трудовые десанты по уборке территории школы | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Трудовой десант по озеленению школьных клумб | 1-4 | Сентябрь, апрель | Классные руководители | ||||
Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Корректировка социального паспорта в конце учебного года. | 1-4 | Сентябрь-май | Классные руководители | ||||
Составление индивидуально-профилактических программ сопровождения обучающихся, состоящих на ВШУ | 1-4 | В течение года | Социальный педагог, классные руководители | ||||
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Совет профилактики. | 1-4 | В течение года | Социальный педагог, классные руководители | ||||
Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятиям в кружках, секциях, к общественной работе. | 1-4 | В течение года | Социальный педагог, классные руководители | ||||
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Безопасность жизнедеятельности | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Профилактика злоупотребления алкоголя и наркотических средств | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Ежедневная проверка посещаемости обучающихся | 1-4 | В течение года | Социальный педагог, классные руководители | ||||
Мониторинг занятости обучающихся в каникулярное время | 1-4 | В течение года | Социальный педагог, классные руководители | ||||
Проведение профилактических пятимуток | 1-4 | В течение года (каждую пятницу) | Социальный педагог, классные руководители | ||||
2. ШКОЛЬНЫЙ УРОК (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) | |||||||
3. КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||
Название курса | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные | ||||
Азбука здоровья | 1-4 | 5 | Учителя начальных классов | ||||
Книголюбы | 4 | 1 | Учителя начальных классов | ||||
Умницы и умники | 2 | 5 | Учителя начальных классов | ||||
Бумагопластика | 1-4 | 1 | Учителя начальных классов | ||||
Спортиные игры | 2 | 1 | Учитель физкультуры | ||||
Секреты русского языка | 2 | 2 | Учителя начальных классов | ||||
4 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |||||||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий | 1-4 | В течение года | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
Родительские собрания | 1-4 | 1 раз/четверть | Классные руководители | ||||
Информационное оповещение родителей через Viber, школьный сайт | 1-4 | В течении года | Классные руководители Заместитель директора по ВР | ||||
Индивидуальные консультации | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||
Работа Совета профилактики с семьями по вопросам воспитания и обучения детей | 1-4 | По плану Совета | Председатель Совета | ||||
5 САМОУПРАВЛЕНИЕ | |||||||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||
Выборы органов самоуправления в классах | 1-4 | сентябрь | Классные руководители | ||||
Классные собрания «Планирование работы класса на 2021-2022 уч.год» | 1-4 | сентябрь | Классные руководители | ||||
Участие в социально значимых акциях – экологических, гражданско-патриотических, экологических, трудовых и т.д. | 1-4 | В течении года | Классные руководители Заместитель директора по ВР | ||||
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ | |||||||
1. КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА | |||||||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||
Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» «Урок успеха» | 1-9 | 1.09.20 | Заместитель директора по ВР | ||||
День солидарности в борьбе с терроризмом. Урок памяти | 1-4 | сентябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
Час памяти «Блокада Ленинграда» | 1-4 | сентябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
Мероприятия месячника безопасности и гражданской защиты детей | 1-4 | сентябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители, руководитель ДЮП, отряда ЮИД, учитель ОБЖ | ||||
День Здоровья | 1-4 | сентябрь | Учитель физкультуры | ||||
Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) | 1-4 | октябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог | ||||
День учителя «Мой любимый учитель»: - Торжественный концерт. | 1-4 | октябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
День народного единства | 1-4 | октябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
День матери: - Акция «Самые лучшие слова для моей любимой мамочки». - Торжественный концерт. | 1-4 | ноябрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
День здоровья | 1-4 | декабрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
День неизвестного солдата: | 1-4 | декабрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
День героя Отечества | 1-4 | декабрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
День Конституции РФ | 1-4 | декабрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
«Здравсвуй Новый год» украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа. Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. | 1-4 | декабрь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: смотр строя и песни, фестиваль патриотической песни, соревнование по пионерболу, волейболу, спортивная эстафета, акции «Письмо солдату», по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс плакатов и рисунков, Уроки мужества. | 1-4 | февраль | Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры | ||||
День здоровья | 1-4 | март | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
«8 марта – женский день»: конкурсная программа «Вперед, девчонки!», выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. | 1-4 | март | классные руководители | ||||
Весенняя неделя добра | 1-4 | апрель | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
День космонавтики | 1-4 | апрель | классные руководители | ||||
Дни защиты от экологической опасности | 1-4 | апрель -июнь | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
День здоровья | 1-4 | май | Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры | ||||
День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны», концерт, проект «Окна Победы» и др. | 1-4 | май | Заместитель директора по ВР | ||||
День здоровья | 1-4 | май | Заместитель директора по ВР, классные руководители | ||||
Торжественная линейка «Последний звонок» | 1-4 | май | Заместитель директора по ВР | ||||
Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||||
Трудовая акция «Школьный двор» | 1-4 | октябрь | Классные руководители | ||||
Акция «Дарите книги с любовью» | 1-4 | январь | Классные руководители | ||||
Благотворительная акция «Помоги другу» | 1-4 | октябрь - декабрь | Классные руководители | ||||
Весенняя Неделя Добра | 1-4 | февраль | Классные руководители | ||||
«Наш кабинет самый лучший» оформление классного уголка | 1-4 | сентябрь | Классные руководители | ||||
Наш школьный двор – высадка цветов | 1-4 | май | Классный руководитель Заместитель директора по ВР |