Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка "Технология проблемного обучения"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технология проблемного обучения в ДОУ

Инновационная деятельность в ДОУ направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, а для нас, педагогов, это открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Поэтому их изучение на сегодняшний день является очень актуальным. Наряду с технологией исследовательской деятельности в образовательный процесс мы широко внедряем технологию проблемного обучения.

Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог. Он считал, что ребёнок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяет свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные психологи – Лернер, Матюшкин, Скаткин. Они утверждали, что суть проблемного обучения — это постановка перед ребёнком проблемы, познавательной задачи, а также создание условий исследования путей и способов её решения для того, чтобы ребёнок сам добывал знания.

Существует 6 дидактических способов организации процесса проблемного обучения. При монологическом методе педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов и сам решает проблему при активном слушании детьми. Метод рассуждающего изложения – создав проблемную ситуацию педагог сам анализирует материал, делает выводы и обобщение. Эти два метода можно использовать для детей 4 -5лет. В старшей группе добавляем метод диалогического изложения, который подразумевает диалог педагога с детьми: педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но дети активно участвуют в постановке проблемы и доказательстве гипотез. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового материала совершается самими детьми с помощью педагога. То есть, ребёнок ставит проблему – воспитатель помогает её решить. Метод исследовательских заданий подразумевает, что ребёнок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового материала и нового способа действия. В подготовительной к школе группе целесообразно применять метод программированных заданий. Это вершина проблемного обучения. Здесь ребёнок самостоятельно ставит проблему и сам её решает. Ребёнок должен увидеть её самостоятельно, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

Реализуя национальный проект «Образование» мы обнаружили, что при хорошо развитых интеллектуальных и эмоциональных показателях значительной части детей, у них наблюдались затруднения в предложении вариантов, комбинации решений предлагаемых нами исследовательских задач. Выдвинув одно предположение, один способ решения, дети не стремились к поиску других. Для большинства детей было характерно доминирование наглядности (что вижу, как это выглядит) над рассуждением (что мыслю, какие делаю выводы). Причиной этого в большинстве случаев являлось ориентированность образовательного процесса детского сада и усилий родителей на формирование знаний, а не на активный процесс их усвоения. Именно в этом состояла проблема.

Так как технология проблемного обучения подразумевает организацию взаимодействия педагога с воспитанниками и предполагает создание воспитателем проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, то такое обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Предпочтение было отдано, групповым формам работы, потому что способность ребёнка сомневаться, критически мыслить легче проявляется по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Обобщение и совместная деятельность со взрослыми развивает у ребёнка умение ставить цель и действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: он оценивает, не соглашается, спорит. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями других детей, принимать их точку зрения.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения:

- Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

То есть вопрос «когда опадают листья) предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. А вот вопрос «Почему осенью опадают листья? – является проблемным так как требует от детей рассуждений. (почему, зачем)

- Проблемная задача: в ней всегда есть условия условие(описание) и есть вопрос.

Например, на участке для прогулок после дождя образовались 2 лужи. Одна высохла сразу, другая через неделю. Почему?

- Проблемная ситуация: наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванная недостаточностью раннее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации

И так, обучение будет проблемным, когда будет озвучена проблема. Воспитатель увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Необходимы такие вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем, путём рассуждений приходить к выводам. Желательно, чтобы дети свободно высказывали свои мысли, сомнения, следили за ответами товарищей, соглашались или спорили. При организации познавательной деятельности отношения ребёнок-взрослый должны строится на соучастии в деятельности. Ввести к такому соучастию необходимо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослого к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и наконец к сотрудничеству.

Существуют определённые требования к решению проблем:

- решение должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребёнка;

- проблема должна соответствовать познавательной информации;

- формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

- она должна создавать достаточную трудность в её решении и в тоже время быть посильной для ребёнка. Это будет формировать потребность в её решении.

- проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

- в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассматривании новых ситуаций, связанных с ней;

- проблемная ситуация должна строится с учётом основных дидактических приёмов обучения;

- в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Методические приёмы проблемной технологии:

- подведение детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ пути разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение детей делать сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

- определение проблемных, практических и теоретических заданий.

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в чётком следовании определённым её этапам. Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. В её основу заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой чётко определены деятельность воспитателя и деятельность ребёнка на каждом из пяти этапов:

- на первом этапе – основная цель воспитателя помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию.

- на втором этапе - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

- На третьем этапе целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирования.

- На четвёртом этапе основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществлять через различные виды деятельности. Например, сегодня на открытом показе наиболее эффективным способом проверки будет экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.

-Пятый этап направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике.

И так, применение в учебном процессе технологии проблемного обучения помогает нам, педагогам, выполнять одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, - формировать у детей самостоятельное, активное творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности детей, специально организуемой педагогом в процессе обучения. Данная технология позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области