Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Психолого-педагогическая сущность формирования эмоциональной сферы младшего школьника

выявить психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы младшего школьника.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Особенности эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста

Рассмотрим возрастные особенности младшего школьника и его эмоциональную сферу, обусловленные социально-значимой учебной деятельностью.

Младший школьный возраст изучали ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Л.С. Рубинштейн, Л.Ф. Фридман и Ю. Кулагина, Д.Б. Эльконин и др.

По мнению Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной [8; 11; 15; 30] и др. в процессе учебной деятельности у младших школьников появляются личностные свойства: способность к саморегуляции, новые отношения к себе и окружающим, социальные новые ролевые установки, (внутренняя позиция ученика), изменение характера самооценки, познавательный интерес.

Ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский утверждают, данном возрасте появляются зачатки самосознания и саморегуляции, которые связанны с содержанием и результатами социально-значимой учебной деятельностью (новой социальной ситуацией развития).

В исследованиях Л.И. Божович [8].изучается «внутренняя позиция ученика», которая обусловлена новыми отношениями, притязаниями, статусом ученика, необходимостью выполнять правила и нормы школьной жизни.

Согласно взглядам Л.И. Божович, самооценка младшего школьника формируется под влиянием взаимоотношений с учителем, одноклассниками, родителями, оценивающими результаты (успешность, или неуспешность) его учебной деятельности.

Л.И. Божович считает, что в начале обучения в младших классах самооценка школьника формируется учителем на основании результатов учебы.

В младшем школьном возрасте отношения регламентируются нормами «взрослой» морали, успешностью в учебе, проявлением социал

ряемого поведения.

В этой связи, эмоциональное состояние младшего школьника зависит от удовлетворенности процесса учения.

По мнению Л.И. Божович, М. В. Гамезо, М. В. Матюхина у младшего школьника самооценка завышена, однако, к концу начальной школы меняется отношение к оценкам других людей, возрастает количество негативных самооценок. Что сказывается на результатах учебной деятельности.

С появлением белее критичного отношения к себе у младшего школьника актуализируется потребность в положительной оценке своей личности.

Вышеизложенные изменения самооценки влияют на формирование эмоциональной сферы младшего школьника и обуславливают появление личностных свойств: неуверенности, тревоги, страхе, избегании неудач, зависти, агрессии и др.

Ученые А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев выявили запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию у учащихся младшего школьного возраста, проявляющиеся в недостаточной эмпатии (низкой способности сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека), слабой способности регулировать свое поведение, эмоции и др.

Однако, по мнению Л.И. Божович, к 10-11 годам у школьников появляется способность волевым усилием подавлять негативные эмоциональные реакции (импульсивность, склонность незамедлительно действовать, капризность и упрямство и др.).

Также, И.В. Дубровина отмечает снижение эмоциональной возбудимости учащихся к 9-11 годам.

Ученые Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин отмечают, что окончанию начальной школы у детей формируются качества личности: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, терпение, способность преодолевать трудности, произвольная регуляция поведения, познавательный интерес.

Схожие взгляды на обусловленность эмоциональной сферы младшего

школьника процессом обучения высказывают психологи Л.Ф. Фридман и Ю. Кулагина

Авторы утверждают, что успешность учебной деятельности сопровождается положительными эмоциями, вызывает удовлетворение, и наоборот, неуспешная деятельность вызывает неудовольствие (раздражение, озлобление, тревогу или отказ от учения).

В этой связи, учены Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.С. Славина, подтверждая регулирующую роль эмоций на когнитивные процессы младшего школьника, определяют сформированность его эмоциональной сферы - как показатель психологическую готовность к школе.

Дети, имеющие недостатки в эмоциональной сфере, проявляющиеся в гиперактивности, капризности, застенчивости, тревожности, агрессивности и др., считаются не готовыми к освоению учебной деятельности.

Принято считать, что у данной группы детей неадекватные, аффективные реакции носят защитный, компенсаторный характер.

По мнению В.К. Вилюнаса если процесс и результат учебной деятельности младшего школьника связан с негативными эмоциями (оценка учителем, окружающими, родителями успехов и неудач), то ответные, неадекватные, аффективные реакции носят защитный, компенсаторный характер.

Д.Б. Эльконин, Л.В. Куликова, отмечают, что игры продолжают доставлять удовольствие младшему школьнику. Положительные чувства возникают и от решения интеллектуальной игровой задачи, упражнения..

Итак, в процессе учебной деятельности младшие школьники способны принимать школьные обязанности, правила, требованиям учителя, проявлять сдержанность в чувствах, поведении, в общении с учителем, сверстниками.

В этой связи, для нашего исследования важно мнение Л.С. Рубинштейна, о необходимости воспитания эмоций, их преобразования через изменение установок личности младшего школьника, отношения школе, к учебному

труду, к оценкам окружающих и др.

Также А.Н. Леонтьев связывает эмоциональную сферу личности младшего школьника с мотивами его поведения, ученый предлагает следующие взаимосвязи мотива, поведения, эмоций.

Мотив → поведение → эмоции

Эмоции → мотив → поведение

По мнению ученого, осознание мотивов учения обуславливает успешную адаптацию в учебной деятельности (прилежное поведение, положительные эмоциональное состояние).

Соответственно, согласно, заявленной цепочке взаимосвязей - положительные эмоции, подкрепляемые результатами учения, регулируют мотивы учения и поведение младшего школьника.

Рассмотрим содержательную сторону эмоций и чувств учащихся младшего школьного возраста.

Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина указывают на развитие содержательной стороны эмоций и чувств (в процессе освоения учебной деятельностью), которые проявляются в следующем: любознательности, удивлении, сомнении, интеллектуальном удовольствии, чувстве товарищества, долга, сочувствия, стыда и др..

Л.С. Славина характеризует младший школьный возраст преимущественно жизнерадостным настроением.

Однако у некоторых учащихся этот период связан с неудовлетворенной потребностью в оценках окружающих, что проявляется в предрасположенности к острым аффективным состояниям на фоне неуверенности в себе (нарушения поведения, конфликты, агрессия, страхи и др.)

Эта группа школьников нуждается в специальной работе по коррекции их эмоциональной сферы, межличностных отношений, коммуникативных умений, самооценки.

В этой связи, для нашего исследования представляет интерес изученные В.С. Мухиной чувства ответственности и чувства сопереживания другому

у младших школьников. По мнению автора, эти чувства находят свое развивитие в условиях учебной деятельности.

Так, ученый определяет чувство ответственности ребенка младшего школьного возраста как способность понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам.

В нашем исследовании, в контексте развития личности, будем выделять, и ссылаться на эмоционально – чувственный мир младшего школьника, как общую характеристику.

В этой связи, понятие «чувства» будем рассматривать как – форму переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Понятие «эмоция» будем определять как - непосредственное временное переживание какого-либо постоянного чувства.

Таким образом, младший школьный возраст изучали И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Л.С. Рубинштейн, Л.Ф. Фридман и Ю. Кулагина, Д.Б. Эльконин и др.. Ученые выявили, что данном возрасте появляются зачатки самосознания и саморегуляции, которые связанны с содержанием и результатами социально-значимой учебной деятельностью (новой социальной ситуацией развития).

Успешность учебной деятельности сопровождается положительными эмоциями, вызывает удовлетворение, и наоборот, неуспешная деятельность вызывает неудовольствие (раздражение, озлобление, тревогу или отказ от учения).

У младшего школьника самооценка завышена, однако, к концу начальной школы меняется отношение к оценкам других людей, возрастает количество негативных самооценок. Что сказывается на результатах учебной деятельности.

Содержательная сторона эмоций (в процессе освоения учебной деятельностью), проявляется в любознательности, удивлении, сомнении, интеллектуальном удовольствии, в чувстве товарищества, долга, сопереживания, стыда и др.).

Эмоции имеют регулирующую и побуждающую функцию познавательных процессов младшего школьника. Сформированность его эмоциональной сферы является показателем психологической готовности ребенка к школе.

Игры продолжают доставлять удовольствие младшему школьнику. Положительные чувства возникают и от решения интеллектуальной игровой задачи, упражнения.

Эмоциональную сферу будем рассматривать как переживания младшего школьника, проявляющиеся в осознания своего опыта проявления эмоций, самовыражении и регулировании эмоций в процессе обучения.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области