Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа дистанционного обучения по виду спорта «ШАШКИ»

Обмен опытом работы дистанционного обучения по шашкам

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова»

Дом научной коллаборации Н.Г. Соломонова

Тема

Программа дистанционного обучения по виду спорта «ШАШКИ»

Допущен к защите:________

«___»_________20__ г.

Протокол №_______

Директор____________

Ф.И.О., должность

Выполнил: Соломонов Александр Степанович, слушатель курсов профессиональной переподготовки «Тренер-педагог интеллектуальных видов спорта»

Научный руководитель:

Гермогенов Н.Н., международный гроссмейстер

Секретарь ГАК:

______________________ Работа защищена:

«___»________ 20__ г.

Протокол №__________

С оценкой ___________

Рецензент:_______________________

Якутск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ВИДУ СПОРТА «ШАШКИ».

1.1 Пояснительная записка

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют наряду с шахматами шашки. Занятия шашками способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения решать задачи в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шашки как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в нашей республике, России и во многих странах мира.

Шашки, как и шахматы, сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли; доступны людям разного возраста, а единая шашечная и шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шашки и шахматы - часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шашек и шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шашечной и шахматной литературы.

Шашки и шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шашки и шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шашиста и шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шашек и шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными учащимися, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шашек через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шашечных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является индивидуальный подход к обучению учащегося.

Содержание программы может корректироваться в ходе деятельности самого обучающегося, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Обучающийся с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

1.2. Новизна программы

Новизна данной программы основана на самостоятельном получении учащимися новых знаний с использованием дистанционных образовательных технологий.

Использование дистанционных образовательных технологий в работе Хангаласской ДЮСШ даёт возможность пройти обучение по программе дистанционного обучения по виду спорта «Шашки».

Учебно-методические материалы для обучения учащихся размещены в канале Александра Соломонова в YouTube, на сайте школы xangdush.ru. В практической части используются платформа playok, приложение lidraughts. Материал размещен с использованием модульной системы, с указанием сроков реализации модулей.

Основа работы по освоению программы - это самостоятельная работа учащихся. Самостоятельность в учебе мотивирует, повышает внимание к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает серьезное и ответственное отношение к учебе.

Педагогическая целесообразность данной программы основана на том, что программа способствует формированию готовности учащихся к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания, уметь вести диалог.

1.3. Цель и задачи программы

Цель: Формирование творческих способностей учащихся посредством обучения игры в шашки с применением дистанционных образовательных технологий.

Задачи:

1.Образовательные:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Выполнение программы рассчитано для обучения учащихся 9-16 лет. Зачисление проводится на основе заявления от родителей (или законных представителей) ребенка и заявления-согласия на обработку персональных данных.

1.5. Формы и режим занятий:

Учебно-методический материал распределен на 4 модуля по срокам:

Форма проведения занятий – дистанционная, из расчета 6 часов в неделю, по 54 часа на модуль, 216 часов в год.

В основе работы – самостоятельная творческая деятельность учащихся. Общение с учащимися проходит в системе электронного и дистанционного обучения и с использованием приложений Skype, Zoom, мессенджера Whatsapp, платформ Playok и lidraughts.

Учебный материал предлагается в текстовом и видео формате. Видеоматериалы разрабатываются тренером

Взаимодействие с учащимися интерактивное, проходит в режиме off-line или on-line.

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

2.1. Ожидаемые предметные результаты

Знать:

Уметь:

2.2. Ожидаемые результаты

Ожидаемые личностные результаты

Ожидаемые метапредметные результаты

сформированность универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться:

Ожидаемые предметные результаты:

По окончании учебного курса дети приобретают следующие знания, умения и навыки:

Глава 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование модуля, название темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Модуль I. Основы теории в русских шашках. Тактика и техника игры

1.1

Основы шашечной теории

31

15

16

Практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts

1.2

Тактика и техника игры

32

12

20

Практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts

Модуль II. Стратегия игры в русских шашках

2.1

Этапы игры. Дебют, миттельшпиль, эндшпиль

33

16

17

Практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts

2.2

Стратегия игры

30

14

16

Практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts

Модуль III. Основы стоклеточных шашек. Тактика и техника игры

3.1

Основы шашечной теории

21

10

11

Практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts

3.2

Тактика и техника игры

42

18

24

Практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts

Модуль IV. Стратегия игры в стоклеточных шашках

4.1

С первых шагов играть грамотно. Начальные представления о стратегии игры

11

6

5

Практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts

4.2

Основы стратегии

52

26

26

Практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts

252

117

135

Содержание программы

Модуль I. Основы шашечной теории в русских шашках. Тактика и техника игры.

Тема 1.1. Основы шашечной теории.

Теория: Введение. Общие вопросы шашечной теории. Значение центральных полей доски. О сравнительной силе дамки. Связывание шашек.

Практика: Решение задач. Участие в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Тема 1.2. Тактика и техника игры.

Теория:Тактикаугрозы.Различныеспособывыигрыша шашек. Жертва шашки

Практика: Решение задач. Участие в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Форма контроля: практические задания, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Модуль II. Стратегия игры в русских шашках.

Тема 2.1. Этапы игры. Дебют, миттельшпиль, эндшпиль

Теория: Дебюты «Отыгрыш», «Городская партия», «Обратная городская партия», «Ленинградская защита», «Кол», «Тычок», «Жертва Кукуева», «Игра Бодянского». Игра в середине партии. Борьба за центр. Технические трудные окончания. Борьба одной шашки против двух и более шашек. Совместная борьба дамок и простых шашек.

Практика: Способы решения задач, комбинаций, участие в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Тема 2.2. Стратегия игры.

Теория: Расчет ходов в окончаниях. Атака и защита. Ловушки в начале игры. Концовки. Значение размена и понятие о темпе. Игра центром. Игра против центра. Коловые позиции. Самозажим. О позиционной игре.

Практика: Решение задач, участие в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Форма контроля: практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Модуль III. Основы стоклеточных шашек. Тактика и техника игры.

Тема 3.1. Основы шашечной теории.

Теория: Правила игры. Отличительные правила. Оппозиция. Столбняк. Отсталые шашки. Роздых. Распутье. Стеснение. Дамка против простых. Вилка. Цепочка. Самоограничение. Трамплин. Рельсы. Зажим. Застава. Переплет.

Практика: Решение задач, участие в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Тема 3.2. Тактика и техника игры.

Теория: Технические удары в комбинациях. Комбинации: правило большинства, решето, удар Филиппа, королевский удар, удар «бомба», мостик, рикошет, завлечение, ловушки. Тактические возможности в различных позициях.

Практика: Решение задач, участие в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Форма контроля: практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Модуль IV. Стоклеточные шашки. Стратегия игры. Дебют.

Тема 4.1. С первых шагов играть грамотно. Начальные представления о стратегии игры

Теория: Клещи. О захвате поля 29 (22): полурогатка, рогатка, закрытая рогатка. Кол. Центр и классика. Немного о теории темпов. О бортовых шашках. О сочетаниях шашек. Связки. Принцип плотности расположения шашек. Принцип равномерности распределения сил по флангам.

Практика: Решение задач, участие в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Тема 4.2. Основы стратегии.

Теория: Игра центром. Плавный нажим в центре. Вторжение на ключевые центральные поля. Захват центра при бортовых шашках противника. Классические позиции: переразвитие; отсталые и висячие шашки; роль олимпика; золотая шашка; вторжение по Гестему. Коловые позиции. Кол Роозенбурга. Схема Боннара. Двойной кол. Игра против центра. Полурогатка, рогатка, закрытая рогатка. Бортовые шашки. Связка. Различные стратегические приемы. Калейдоскоп приемов.

Практика: Решение задач, участие в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Форма контроля: практическое задание, результаты участия в турнирах на платформах playok и lidraughts.

Формы подведения итогов реализации программы:

3.3. Примеры занятий по теме «Стратегия игры в стоклеточные шашки», разработанных с использованием компьютерной программы Александра Свирина Aurora Borealis 3.7

1. Урок 1 - Клещи

диаграмма 1














1...20-24? белые незамедлительно берут черных в КЛЕЩИ! 2.32-27 короткий фланг черных недвижим, а длинном фланге осталось всего несколько ходов














04-10 3.45-40 15-20 4.38-32

[ 4.37-32?? 16-21! 5.27x16 19-23 6.28x19x30 22-27 7.31x22 17x28x37x46 ]

4...10-15 5.43-38 05-10 6.50-45 ходов не осталось - придется отдать шашку.

Рассмотрим другой пример, уже за черных

диаграмма 2














1.31-27?

[ 1.34-30! ]

1...19-23! и белым не вырваться из клещей.

диаграмма 3














Белые взяли в клещи черные шашки во главе с шашкой 28. Теперь на любой ход черных последует комбинация. Например, при ходе 1...20-24 2.31-27 22x31x42 3.33x22 17x28x37 4.40-34 42x33 5.39x28x19x08x17x06 x. Остальные варианты предлагаю на ваше рассмотрение.

диаграмма 4














На данном примере ход черных. Шашки черных взяты в клещи. У них нет ни одного удовлетворительного хода. Например, 1...07-11














[ 1...14-20














2.27-21 16x27 3.32x21 09-14 4.21-17 12x21 5.33-28 23x32x43 6.34x23x12x01 43x34 7.40x29 24x33 8.01-06].

Урок 2. О захвате поля 29 (22) - полурогатка

диаграмма 5














Одним из самых естественных методов борьбы за центр является захват поля 29 (22). На этом занятии попытаюсь разъяснить, когда это стратегически выгодно, а когда нет. Для этого познакомимся с тремя возникающими при шашке 29 (22) типами позиций: полурогатке, рогатке и закрытой рогатке. На данной диаграмме против шашки черных 22 белые применили своеобразную связку с помощью тройки шашек 36, 31, 27. Это построение носит название ПОЛУРОГАТКА. В данном случае на большой дороге у белых только одна шашка на поле 46. Это идеальная полурогатка.

3.4. Партии мастеров спорта СССР Никифорова И.А. и Аргуновой А.И., ярких представителей якутской шашечной школы

Александр Михайлович Балякин просмотрел около 150 партий Игоря Андреевича, какие смог найти. И провел примеры в своем воспоминании, вошедшем в книге А.И. Аргуновой «Первые ласточки».

1. Никифоров ИА - Криворук В

1978

1.32-28 18-22 2.37-32 12-18 3.41-37 7-12 4.46-41 1-7 5.31-26 20-25 6.36-31 14-20 7.32-27 10-14 8.38-32 5-10 9.43-38 19-23 10.28:19 13:24 11.48-43 9-13 12.34-29 13-19 Игорь Андреевич провел оригинальную комбинацию 13.29-23!














19:28

[ 13...18:29 14.27:18 12:23 15.26-21 16:36 16.35-30 24:35 17.33:13 8:19 18.37-31 36:27 19.32:1 ]

14.32:23 18:29 15.27:18 12:23 16.35-30 24:35

[ 16...25:34 17.39:28 ]

17.33:24 20:29 18.26-21 16:36 19.37-31 36:27 20.38-33 29:38 21.43:1, но к сожалению не выиграл. Ничья 1-1

2. Никифоров ИА - Федоров А

10.06.1973

1.32-28 16-21 2.31-26 18-22 3.38-32 11-16 4.42-38 7-11 5.37-31 1-7 6.31-27 22:31 7.36:27 13-18 8.47-42 9-13 9.34-30 4-9 10.40-34 18-22 11.27:18 13:22 12.45-40 20-25 13.30-24 19:30 14.35:24 21-27 15.32:21 16:27 16.28-23 14-20 17.33-29 11-16 18.40-35 Черные неосторожно сыграли 9-13? И нарвались на заготовленную Игорем Андреевичем комбинацию














19.23-18 12:23 20.29:9 20:40 21.42-37 3:14 22.39-34 40:29 23.38-33 29:38 24.43:1 2-0

3. Никифоров ИА - Хорин В

11.07.1984

1.31-27 19-23 2.33-28 17-21 3.28:19 14:23 4.39-33 21-26 5.33-28 9-14 6.28:19 14:23 7.44-39 10-14 8.39-33 11-17 9.33-28 5-10 10.28:19 14:23 11.38-33 10-14 12.33-28 4-10 13.28:19 14:23 14.50-44 10-14 15.44-39 13-19 16.42-38 8-13 17.47-42 6-11 18.39-33 1-6 19.43-39 2-8 20.49-43 3-9 21.34-29 23:34 22.39:30 18-23 23.30-25 13-18 24.40-34 20-24 25.34-30 9-13 26.45-40 23-29

[ 26...17-21 ]

27.27-21 16:27 28.32:21 17-22 29.21-16 18-23 30.37-31 26:37 31.41:32 12-17 32.42-37














[ 32.33-28 22:33 33.40-34 29:40 34.38:29 40-44 35.29-24 8-13 36.43-39 44:33 37.42-38 33:42 38.48:37 ]

32...22-28 33.33:22 17:28 34.48-42 11-17 35.36-31 15-20 36.46-41 6-11 37.41-36 17-22














38.43-39! 11-17

[ 38...13-18 39.40-34 29:40 40.35:44 24:35 41.44-40 35:33 42.38:29 23:34 43.32:1 34-39 44.16:7 39-44 45.7-2 8-13 46.1-23 19:28 47.2:49 ]

39.40-34 29:40 40.35:44 24:35 41.38-33 7-12 42.31-27 22:31 43.33:11 20-24 44.36:27 2-0

4. Никифоров ИА - Моисеев А

26.06.1987

1.32-28 18-23 2.34-29 23:34 3.40:29 12-18 4.44-40 20-24 5.29:20 15:24 6.50-44 7-12 7.37-32 2-7 8.41-37 18-23 9.31-27 17-21 10.40-34 12-18 11.44-40 10-15 12.34-30 7-12 13.39-34 1-7 14.43-39 12-17 15.37-31 7-12 16.31-26 17-22 17.28:17 11:31 18.26:17 12:21 19.36:27 8-12 20.33-28 12-17 21.30-25 14-20 22.25:14 9:20 23.34-30 20-25














24.39-34! Отлично сыграно! Игорь Андреевич добровольно связывает свой короткий фланг 4-10

[ нельзя 24...5-10














25.27-22 18:27 26.38-33 27:29 27.42-38 23:43 28.34:5 25:34 29.48:8 3:12 ]

25.46-41 15-20 26.41-37 10-14 27.38-33 5-10 28.42-38 10-15 29.37-31 3-8? 30.31-26 17-22 31.28:17 21:12 32.47-42

[ быстрее выигрыш шашки достигался так 32.49-43 23-29 33.34:23 19:37 34.30:10 15:4 35.26-21 ]

32...24-29 33.33:24 20:29 34.49-43 14-20 35.27-21 16:27 36.32:21 20-24 37.38-32 29-33

[ ходы тоже проигрывают, например 37...15-20














38.43-39 18-22 39.42-38 22-28 ( 39...13-18














40.39-33 8-13 41.48-43! 22-28 42.33:22 18:16 43.32-28 23:32 44.34:14 25:34 45.38:27 20:9 46.40:20) 40.38-33 29:16 41.39-33 28:39 42.34:43 25:34 43.40:7 ]

38.34-29 25:34 39.29:20 15:24 40.40:38 24-29 41.21-17 12:21 42.26:17 8-12 43.17:8 13:2 44.43-39 6-11 45.39-33 2-0

Международный гроссмейстер, Заслуженный мастер спорта СССР, 10-кратный чемпион мира Алексей Рудольфович Чижов познакомился с Игорем Андреевичем в 1984 году в г. Цимлянске, где проходило первенство РСФСР по международным шашкам. В официальных турнирах за шашечной доской они встречались три раза. И все три партии сыграли в ничью. В своих воспоминаниях в той же книге Альбины Иннокентьевны он привел анализ партии с Игорем Андреевичем.

Никифоров И.А. - Чижов А.Р. (МГР, десятикратный чемпион мира)

Чемпионат РСФСР, Ишимбай, 24.06.1987

1.32-28 16-21 2.31-26 18-22 3.37-32 11-16 4.41-37 7-11 5.34-30 начало типичного для Игоря Андреевича плана игры на охват.

[ Альтернативой служило острое вторжение 5.28-23!? 19:28 6.32:23 ]

5...1-7 6.30-25 13-18 7.40-34 19-23 8.28:19 14:23 9.25:14 10:19 10.35-30 15-20 11.30-25 8-13 12.25:14 9:20 13.34-29 23:34 14.39:30 19-23 15.30-25 4-10 16.25:14 10:19 темповой перевес черных стало +12 и центр стал разрастаться 17.44-39 2-8 18.50-44 3-9 19.46-41 21-27 20.32:21 16:27














21.33-29

[ Лучше 21.44-40 как считает А.Чижов 5-10 ( проигрывает 21...23-28 22.38-32 27:29 23.39-33 28:39 24.43:3 ) 22.40-34 сохраняя закрытый характе позиции и не давая черным вывести застрявшие шашки правого фланга ]

21...23:34 22.39:30 18-23 23.44-39 5-10 24.37-32 после этого хода черные полностью захватывают центр

[ Игру на охват можно было продолжать ходами 24.38-33 12-18 25.37-31 7-12 26.42-38 ]

24...11-16 25.32:21 16:27 26.38-32 27:38 27.43:32 22-28!














перевес черных в развитии сократился до 6 темпов, но белых шашек в центре мало и наступление черных продолжается 28.41-37 9-14 29.42-38 12-18 30.36-31

[ проигрывало 30.37-31 28:37 31.31:42 из-за 17-21 32.26:17 18-22 33.17:28 23:25 ]

30...7-12 31.31-27 6-11 32.38-33 14-20

[ на агрессивный ход 32...17-22 черные заготовили 33.27-21 11-16 34.32-27 22:42 35.47:38 16:27 36.33:31 и фланг черных под атакой ]

33.33:22 17:28 34.30-25 10-14 35.48-42 12-17 36.42-38 8-12














37.37-31

[ атака вторгнувшейся шашки не проходит 37.38-33 20-24 38.33:22 17:28 39.47-42 24-29 и белые должны уходить в глухую оборону ]

37...28:37 38.31:42 20-24. Найти правильный ответ в этой позиции очень нелегко. Игорь Никифоров находит. 39.49-44!

[ 39.38-32? 24-30 40.25:34 23-29 41.34:23 19:48 ]

[ 39.39-33? 17-22 40.45-40 22:31 41.26:37 24-30 42.25:34 23-29 43.34:23 19:39 44.40-35 18-23 с выигрышем ]

[ 39.47-41? 23-28! 40.38-33 17-22 и белые не могут меняться вперед 41.41-36 22:31 42.36:27? ( назад тоже плохо 42.26:37 28-32 43.37:28 14-20 44.25:23 18:47 ) 42...19-23 43.33:22 23-28 44.22:33 14-20 45.25:14 13-19 46.14:23 18:47 ]

39...17-22 40.44-40 22:31 41.26:37 11-17 42.40-35!














несмотря на грозный центр черных, белым удается контролировать позицию. Их оборона держится на колонне 47-42-38 и на тактической идее 23-28

[ колонна черных не дает возможность ходу 42...18-22? 43.35-30 24:35 44.45-40 35:33 45.38:20 ]

43.45-40 17-21

[ после 43...19-23 белые раскладывают комбинационную сеть 44.40-34! при 17-22?














[#] ( при 44...18-22 45.37-32 28:48 46.34-30 48:34 47.30:10 с ничьей ; 44...13-19 45.38-33 18-22 46.37-31 17-21 47.34-29 23:43 48.31-26 28:39 49.26:8 24-29 50.42-38 43:32 51.8-2 19-23 52.2-11 23-28 53.11-16 22-27 54.47-42 29-33 55.42-37 32:41 56.16:3 с ничьей ) 45.37-32 28:48 46.34-30 48:34 47.30:10 с выигрышем ]

44.40-34 21-27 45.34-30! 18-22 46.38-32 27:38 47.42:33 13-18

[ на 47...12-17 подготовлена эффектная ловушка! 48.37-32! 28:37 49.39-34 с ничьей ]

48.37-31 28-32 49.47-41! белые обходят последнюю ловушку

[ 49.39-34 14-20 50.25:23 18:38 51.30:19 38-43 52.19-14 32-37 53.31:42 43-48 ]

49...14-20 50.25:23 18:38 51.30:19 38-42 52.19-14 42-48 53.14-10 48:34 54.10-4 22-28 55.4-15 игра закончилась в ничью 1-1

Приведем партии, сыгранные Альбиной Иннокентьевной (анализ первого из народа Саха мастера спорта СССР по русским шашкам Николаева Семена Семеновича).

1. Л. Агафонова - А. Аргунова

(отказной косяк)

1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 dc5 4.b:d6 e:c5 5.cb4 cd4 6.e:c5 b:d4 7.fg3

[ Некоторые предпочитают ход 7.dc3 d:b2 8.a:c3 g:e3 9.f:d4 fg7?! из якутских мастеров любил так играть мастер спорта СССР Самойлов Петр Афанасьевич. 10.cd2 fe5 11.d:f6 g:e5 12.hg3 hg7 13.de3 gf6 14.ed4 cd6 15.ed2 bc7 16.de3 cb6 17.gf4 e:g3 18.gf2 g:e1 19.ba5 e:b4 20.a:g7 h:f8 21.a:c5 dc7 22.de5 fe7 23.ef4 cb6 24.ed6 b:d4 25.d:f8 dc3= ]

7...g:e3 8.d:f4 cb6 9.fe5 de3 10.e:g7 h:f6 11.ab2! bc7! 12.bc3 cd6











Для белых самый ответственный момент. Вроде другого хода кроме ef2 нет. Однако Агафонова, играющая белыми подсчитала, что черные все равно займут поле е3 и пошла 13.gh4?












[ Необходимо было 13.ef2! de7 14.f:d4 dc5 15.b:d6 e:e3 16.ab4 ba5 17.bc5 fe7 18.gh4 ed6 19.c:g5 h:f4 20.hg3 f:h2 21.cd4 e:c5 22.hg5 cd4 23.gf6= ]

13...ba5 14.ef2 ab6 15.f:d4 de7 16.bc5 d:d2 17.c:e3 ed6 18.gf2 bc5 19.d:b6 a:c7 20.fg3

[ 20.ab4?? fe5 21.ba5 fe7! 22.fg3 ef4 23.e:g5 h:f4 24.g:e5 d:f4 ]

20...dc5! 21.ef4 cb6 22.fg5 h:f4 23.g:g7 f:h6 24.hg3 ba5! 25.gf4 cd4 x все таки рассмотрим до конца 26.ab4 a:c3 27.hg5 cb2 28.gf6 de3 29.f:d2 hg5 30.f:h4 ba1 x 0-2

Блестящая партия!

1. Р. Федорова - А. Аргунова

1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 dc5 4.b:d6 e:c5 5.cb4 cd4 6.e:c5 b:d4 7.de3?? А.И. даже не рассчитывала на эту ошибку соперника. Просто выбрала известкую партию












cb6! 8.e:c5 g:e3 9.f:d4 ba5! x хорошая ловушка!

1. Т. Коркина - А. Аргунова












В этой непростой позиции А.И. сходила 1...ab6 и при ходе соперницы 2.ba5!? пошла на тактический размен и свела в ничью практически проигранную позицию!

( 2.cd4! ba5 3.bc5! d:b4 4.gf2 ba3 5.fe5 ab4 6.ed6 gf4 7.e:e7 gf6 8.e:g5 h:f4 9.dc7 fe3 10.cb8 x. Оказывается белые могли выиграть! А.И. при разборе партии сама нашла за белых выигрыш)












2...fe5 3.a:c7 e:g3 4.c:e5 gf4 5.e:g5 h:d6 1-1

Глава 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1. Формы контроля:

4.2. Основные принципы организации работы с учащимися:

Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программа представлена двумя разделами:

Теоретическая часть дается в форме видео-лекций, ссылок на учебно-методические материалы в облачной системе, файлов различных типов.

Практическая часть состоит из видов: тесты; практические задания; турниры.

4.3. Формирование «модели» выпускника

Формирование модели личности выпускника осуществляется по заданным качествам и направлениям развития личности:

развитие творческих способностей, представление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;

Достижению образовательных результатов способствуют следующие методы и формы работы:

4.4. Этапы педагогического контроля

Срок

Задачи

Содержание

Форма

1 модуль

Выявить знания и умения

при игре в шашки.

Тактику и технику игры в

шашки

Наглядно-действенное

мышление.

Знания и умения при

игре в шашки

Задание заключается

в том, чтобы при

заданной расстановке

шашек выбрать

правильное решение

Контрольные

вопросы

Выполнение

контрольных

упражнений

2 модуль

Выявить знания и умения

при изучении шашечной

композиции и стратегии

игры в шашки

Знания и умения по

разделу: «Шашечная

композиция.

Стратегия игры»

Выполнение

контрольных

упражнений

3 модуль

Выявить знания и умения

при игре в шашки.

Тактику и технику игры в

шашки

Наглядно-действенное

мышление.

Знания и умения при

игре в шашки

Задание заключается в

том, чтобы при

заданной расстановке

шашек выбрать

правильное решение

Выполнение

контрольных

упражнений

4 модуль

Выявить знания и умения

при изучении стратегии

игры и дебютах в

шашках

Знания и умения по

разделу: «Стратегия

игры. Дебют»

Выполнение

контрольных

упражнений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История шашек уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается полезность шашек для тех, кто увлечен ими и пытается понять премудрости этой игры. Шашки были по достоинству оценены и являлись увлечением всемирно известных и выдающихся личностей, среди которых были философы, полководцы, ученые, писатели.

То, что занятия шашками развивают мышление и память, помогают улучшить интеллектуальные способности, не вызывает сомнений. Помимо этого, серьезные занятия шашками способствуют развитию и совершенствованию других полезных для человека качеств. Словом, в пользе шашек вряд ли стоит сомневаться, а о том, в чем конкретно заключается эта польза для детей и взрослых – это отдельная большая тема.

Несколько слов о развитии детского шашечного спорта в улусах республики.

Занятия с детьми шашками у нас в республике проводят в основном тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ. Хотя почти в каждом улусе предусмотрены штаты тренеров, невозможно охватить многие школы, наслега посредством организации очного обучения шашкам.

Решение данной проблемы я вижу в организации дистанционного обучения детей дальних сел, школ. Приведенная в данной работе программа дистанционного обучения, на мой взгляд, является лишь начальным звеном для решения проблемы. В дальнейшем нужно установить и присоединиться к серверной платформу Moodle на уровне федерации шашек республики, таким образом объединить всех тренеров, юных шашистов в единую систему.

Приложение 1.

Статья в газете «Дьулурҕан»

Айсен Егоров. Новые вершины.

С 21 по 30 сентября этого года Айсен Егоров принял участие сразу в двух спортивных соревнованиях самого высокого ранга: в Чемпионате России по стоклеточным шашкам среди мужчин в двух программах (рапид и блиц) и в Первенстве России по стоклеточным шашкам среди молодежи до 17 лет.

Итак, всё по порядку.

Из-за пандемии весной были отменены все официальные шашечные турниры российского и международного уровней. Так были перенесены или отменены первенства России по русским и стоклеточным шашкам, чемпионаты среди мужчин и женщин и по русским, и по стоклеточным шашкам, первенства Европы и мира по стоклеточным шашкам. В начале сентября стало известно, что федерация шашек России планирует провести чемпионаты страны по стоклеточным и русским шашкам, молодежное первенство России в старших возрастных группах. И вот мы 21 сентября без 10 минут 10 в доме отдыха «Покровское», где вот-вот должны начаться шашечные баталии по стоклеточным шашкам – Чемпионат России среди мужчин, рапид.

После церемонии открытия чемпионата началась быстрая программа (рапид). Состав участников солидный: 9 гроссмейстеров, 15 мастеров спорта и 20 кандидатов в мастера спорта, всего 44 участника. Согласно положению турнир проводился по швейцарской системе в 9 туров. Настрой у Айсена хороший. В первом туре одолел мастера спорта из Бурятии Александра Халтагарова, второй тур – ничья с одним из сильнейших шашистов мира гроссмейстером Иваном Трофимовым, в третьем туре досадный проигрыш Максиму Павлову из Якутска, далее подряд три победы над кандидатами в мастера спорта Игорем Булининым из Санкт-Петербурга, Тамерланом Ахмеровым из Уфы и Никитой Раздобурдиным из Тверской области, тем самым вошел в пятерку лучших, в седьмом туре наши юные шашисты Большаков Алексей из Якутска и Айсен сидели в первой и второй досках соответственно, Алеша с гроссмейстером Андреем Калмаковым из Твери, а Айсен с экс-чемпионом мира по русским шашкам Сергеем Белошеевым из Республики Крым. Айсен проиграл, а Алеша в концовке без одной шашки сумел вырвать ничью у своего именитого соперника (кстати, Алексей в шестом туре выиграл у самого Алексея Чижова). В восьмом туре Айсен выиграл у опытного мастера ФМЖД из Красноярска Игоря Павлова. Остался последний тур. Жребий свел с десятикратным чемпионом мира по стоклеточным шашкам Алексеем Чижовым. В середине партии экс-чемпион мира старается давить в центре, Айсен успешно обороняется и в конце проводит позиционный удар и вышел в дамки первым. Оба в цейтноте. У Айсена позиция почти выигрышная, но может упасть флажок, в конце чемпион мира всё таки нашел спасительный ход и партия закончилась в ничью. Таким образом десятикратный чемпион мира оказался за чертой призеров, «помешали» ему наши юные таланты, друзья по жизни Айсен и Алеша! В итоге Айсен Егоров, воспитанник Хангаласской ДЮСШ, ученик 6 класса Покровской средней школы из Хангаласского улуса, с 12 очками занял 8 место в чемпионате России по стоклеточным шашкам среди мужчин. Алексей после ничьи с Калмаковым проиграл гроссам Белошееву и Айнуру Шайбакову и с 11 очками занял девятое место. 22 сентября проводился чемпионат России по молниеносной игре. Айсен выступил менее успешно. С 10 очками занял 23 место из 52 участников.

В этот же день началось молодежное Первенство России по стоклеточным шашкам в старших возрастных группах. Одиннадцатилетний Айсен участвовал в возрастной группе до 17 лет (2006 – 2004 г.р.). В блице после мастера ФМЖД Большакова Алексея, Ильи Дериглазова из Удмуртии и Заики Саввы из Челябинска занял 4 место. В рапиде занял второе место после Тамерлана Ахмерова из Башкортостана.

С 24 сентября началась классическая программа. В России среди молодых шашистов в стоклеточных шашках лидерами являются помимо наших якутских спортсменов шашисты из Башкортостана и Удмуртии. Это первенство не стало исключением. Айсен выиграл у четырех башкиров, в том числе у Тамерлана Ахмерова, победил своего земляка Ньургуна Куличкина из Чурапчи, сыграл в ничью с юным дарованием из Удмуртии Степаном Щеткиными и Романом Ермачевым. В итоге занял первое место и стал чемпионом Первенства России по стоклеточным шашкам в возрастной группе до 17 лет!

В группе, где играл Айсен, во всех трех программах был подведен командный зачет среди регионов страны. В зачет шли два лучших результата среди юношей, участвовавших из региона, и один лучший результат среди девушек. Команда нашей республики заняла первое место в рапиде, второе место в блице и третье место в классике. Таким образом, Айсен завоевал пять медалей. Пять медалей удостоилась также наша спортсменка Сандаара Апросимова из Якутска, её тренирует наш земляк старший тренер республики Иван Павлов.

В конце хочу выразить слова огромной благодарности депутату Государственного Собрания Ил Тумэн Алишу Забитовичу Мамедову за постоянную поддержку!

Приложение 2.

Инструкции по работе учащихся в платформах lidraughts, playok

В процессе обучения по дистанционным технологиям большое значение имеет использование обучающимися платформ lidraughts, playok, gambler.

Для работы на этих платформах мною разработаны инструкции по регистрации и работе на сайтах lidraughts.org, playok.com, так как я не нашел в интернете данную информацию.

Lidraughts.com

Заходим на сайт lidraughts.com. Нажимаем на кнопку ВОЙТИ

Нажимаем на кнопку РЕГИСТРАЦИЯ

Вводим имя пользователя, придумываем пароль и вводим электронную почту.

После этого нажимаем на кнопку РЕГИСТРАЦИЯ. На электронную почту придет ссылка на регистрацию.

Регистрируемся на сайт.

При входе на сайт из любого компьютера или смартфона пишем имя пользователя и пароль.

Регистрация на сайт playok.com происходит аналогично, с той разницей, что при регистрации указывать электронную почту не обязательно.

Использованная литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области