Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по (Область)
На тему: «Литературный калейдоскоп. «Путешествие по сказкам»»
для детей старшей группы.
Воспитатель:
Ваулина Юлия Витальевна
г. Бийск
2021 г.
Тема: Литературный калейдоскоп. «Путешествие по сказкам»
Цель: Создать условия для обобщения знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
1 Образовательная: закрепить название сказок и их героев, выявить знания о содержании сказок через игровую деятельность, отрабатывать дикцию и силу голоса, темп речи.
2 развивающая: развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу, мелкую моторику рук, мышление, связанная речь.
3 Воспитательная: воспитывать интерес к чтению сказок, доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь.
Словарная работа: устное народное творчество.
Оборудование занятия: шапочки для игры-драматизации «Репка», корзина, книга.
Демонстрационный материал: картины по сказкам.
Раздаточный материал: набор пазл по сказкам.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: составиляли загадки по русским народным сказкам, оформили стенд «русские народные сказки».
Предварительная работа воспитателя по подготовке к занятию: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, игры.
Индивидуальная работа с детьми: отработать силу голоса и темп речи с Димой Д., Вадимом Л., Алисой П.
Структура занятия и методические приемы:
Методические приемы:
Наглядный: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками.
Словесный: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, обсуждение ситуаций.
Практический: собирание разрезных картинок, игра-драматизация.
Организаций детей на занятии: места положения детей в разных частях занятия меняются.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Организационный момент
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине.
Дружат взрослые и дети,
Дружат люди всей планеты.
(дети выполняют движения в соответствии со словами)
II Основная часть
Введение в тему
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите?(Ответы детей)
Воспитатель: А знаете, как появились сказки?(Ответы детей)
Воспитатель: Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времен учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И все это люди объясняли проявлением волшебных сил. И появлялись такие герои, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Человек наделял силой птиц, рыб. Появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.
Воспитатель: Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди под одной не яркой свечкой и рассказывали свои сказки. Были признанные сказатели, которых послушать приходили из других деревень. Особенно сказки любили дети. Перед сном бабушки и мамы рассказывали детям сказки. Дети эти сказки передавали своим детям, а мы узнали сказки от наших мам и бабушек.
Воспитатель: Дети, сегодня я хотела вам почитать сказку, но книги, в которой она находится не оказалось в книжном уголке, а была только вот такая записка, в которой говорилось, что эту книгу с собой унесла Баба Яга и если мы выполним все ее задания, то она ее нам отдаст. Дети, вы готовы к путешествию по сказкам и выполнить все трудные задания.
Дети: «Да!»
Воспитатель: Нужно самим придумать загадку и загадать ее, затем загадываю загадки я.
Задание 1 «Смотри, не зевай, загадку отгадай»
Героев сказок много,
Их всех не перечесть.
Ребята, угадайте,
О ком веду я речь?
1 По дороге в лес катился,
Убежать от всех стремился.
На свою беду в лесу
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой
Был он съеден той лисой. («Колобок»)
2 Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Нас не укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку. («Гуси-лебеди»)
3 Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. («Теремок»)
4 Всем известна на Руси,
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же эти маленькие дети? («Семеро козлят»)
5 Возле леса на опушке трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки
Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
6 Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
А он того не ведая несет ее домой.
Ну, отгадал загадку тогда скажи ответ,
Название этой сказки … («Маша и медведь»)
Затем дети сами загадывают загадки
Задание 2 «Инсценировка сказки «Репка»
Дети перемещаются в другую часть группы, где на стенде находятся иллюстрации по сказке «Волк и семеро козлят».
Задание 3 «Узнай по картинке сказку «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Давайте вспомним сколько было козлят, куда уходила мама-коза каждый день? Когда она приходила домой, каким голосам говорила мама-коза, когда приходила к дому?
Дети: Ласковым, нежным, тихим.
Дети поют песенку.
Воспитатель: А волк каким голосом говорил?
Дети: Грубым, страшным, злым.
Задание 3 «Составь сказку»
На столах лежат конверты с карточками, дети работают в парах, составляя картинку.
Задание 4 «Доскажи словечко»
Воспитатель: Я буду называть начало имен героев сказок, а вы будете заканчивать.
Воспитатель: Змей
Дети: Горыныч
Воспитатель: Курочка
Дети: Ряба
Воспитатель: Василиса
Дети: Прекрасная
Воспитатель: Жар
Дети: Птица
Воспитатель: Крошечка
Дети: Хаврошечка
Воспитатель: Гуси
Дети: Лебеди
Воспитатель: Баба
Дети: Яга
Воспитатель: Вот и выполнили мы с вами все задания. А сейчас подойдем вот к этому сундучку, скажем волшебные слова, сундучок открывается, достаем книгу. Теперь мы с вами каждый день будем читать сказки. Дети, спасибо, молодцы, вы все дружно отвечали на вопросы.
III Заключительная часть
Подведение итога
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?
Воспитатель: Что было для вас легко? Что было для вас трудно?
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, представьте себя лучиками солнца. Возьмите лучик и прикрепите свой лучик к тому солнышку, которое вам понравилось.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. В свободное время по желанию можно нарисовать иллюстрацию к своей самой любимой сказке и расскажите нам эту сказку.