«В рождественские святки
гуляют ребятки!»
Цель: Приобщение детей к истокам кубанской культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием «Сочельник» и содержанием праздника «Святки»;
- познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, пляскам;
- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Действующие лица:
Коза
Хозяйка Акулина
Колядовщики- дети в кубанских костюмах
Оборудование: домик, столик, мешок с различными предметами для гадания, угощения для детей, корзина со снежками, метла, шумовые музыкальные инструменты, платочки, маска пирога
Ход праздника.
Под музыку (аудиозапись) "Коляда да Коляда-то" дети входят в зал хороводным шагом, идут змейкой, за тем выстраиваются в хоровод.
Муз. руководитель:
Все на святки! Все на святки!
Все пришли сюда ребятки!
Вы не слышали, ребятки,
Что это такое – святки?
Что ж, придётся рассказать,
И, конечно показать!
Святки это самый длинный праздник, он длится две недели от Рождества и до Крещения. В это время были народные гуляния. Дети и взрослые переодевались в ряженых и ходили по дворам, распевая колядки (это песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье). Во время святок никто не работал. С этим временем связано много веселья, обычаев.
Эй, колядовщики,
Разбирайте бубны, ложки,
Колотушки и гармошки.
Будем кругом мы ходить,
Коляду заводить!
Дети берут шумовые инструменты. Колядовщики идут по кругу друг за другом с колядками и подходят к избе, стучатся в двери и поют колядки.
Поздравляем с Рождеством!
Мы пришли сюда с добром!
Вы подайте нам немножко
Пирожочка на дорожку,
Чтобы счастье к вам пришло,
Чтоб во всем вам повезло!
Из домика выходит хозяйка Акулина
Акулина: Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Дети садятся на стульчики
Ребенок: Уж ты, тётушка, подай,
Ты, лебёдушка, подай!
Ребенок: Ты подай – ка пирог,
С рукавицу широк!
Подавай, не ломай
И начинку не теряй!
Ребенок: Подавай и каши –
Золотые чаши.
Ребенок: Или ступу молока;
Или блюдо киселя,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину!
Вместе: Уж ты не скупись,
С нами поделись!
Хозяйка: Пироги достанутся наши лишь тому, кто споет и спляшет.
Девочки поют песню «Пироги» музыка Виталия Алексеева, слова Инги Лейме.
Во время исполнения девочек, мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах.
Хозяйка: Ай, да девицы, ай да молодцы!
Пироги-то я вам пообещала… но не успела их испечь… поможете мне?
Но сначала нужно замесить тесто. Вставайте парами по кругу.
Раз - два, раз - два, начинается игра!
Игра «Тесто» (под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» и становится на их место. Те, кто пробежал в «воротца» больше не поднимают руки. Игру продолжает следующая пара и так до тех пор, пока не поиграют все дети. С окончанием музыки ведущий говорит: «Тесто готово!».
Акулина: Ну что, тесто готово, давайте стряпать пирог!
Проводится игра на ускорение «Тесто дружно мы помнем»
Акулина: Вот мы испекли пирог, а теперь его нужно поймать…
Игра «Пирог» (под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга.
В середине – водящий «пирог».
Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а второй остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Акулина: перед Святками все наводили порядок в доме, давайте и мы поиграем в игру «Метла».
«Метла»
Дети передают под музыку метлу, когда музыка останавливается, у кого оказывается метла в руках, выходит в центр
Акулина: Ох, повеселились мы да потешились
Пора и коляду зазывать
В гости приглашать.
Хором: Эй, коляда, маляда
Золотая борода.
Приходи, коляда,
Отворяй ворота!
Под веселую музыку забегает Коза
Коза: Коляду звали? Вот она я, пришла!
Акулина: Нет уж. Нас не обманешь! Мы –то знаем ! Никакая ты не коляда! Да ты и колядки-то не знаешь!
Коза: Как не знаю. Знаю!!! Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Что б здоровы были
Много лет прожили.
Открывайте, сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин, хоть сала клин.
Акулина: Ну, молодец, Коза, удивила!!! А ты знаешь, как Святки празднуют, какие обряды или приметы?
Коза: Знаю, знаю…есть такая примета - кто в Новый год чихнёт, тот много лет проживёт. Кто болеть не хочет, чихнем все вместе 3—4 «Апчхи»
Дети: Будьте здоровы!
Коза: Я пришла всех прославлять,
Деток малых величать.
Взрослым 100 лет прожить,
А деткам всем вместе дружить.
На Святки все рады были Козе!
Где коза копытом бьёт-там пшеница взойдёт! (коза бьёт копытом)
Где коза упрёт рога - там жита полные стога! (коза бодается)
Где коза вертит хвостом, там и рожь взойдёт кустом! (коза вертит хвостом)
По всем дворам искала Коляду,
А нашла - в детском саду.
Здесь Святки празднует народ?
Становись-ка в хоровод!
ИГРА «ПОШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ»
Ведущий:А скажи-ка нам, коза, что в мешке ты принесла?
Коза: Снег вам принесла. На дворе-то уж зима.
Ведущий: Козочка, коза, покажи, что за снег ты принесла?
Коза достаёт «снежки».
Проводится игра «Попади в корзину».
Играют две команды. Каждому ребёнку коза даёт «снежок». Перед ребятами стоят две корзины.
Задача: попасть «снежком» в корзину.
Акулина: А еще во время Святок гадали. Я тоже вам сейчас погадаю.
Акулина садится в центре зала, достает из мешочка различные предметы (игрушки, овощи, фрукты, расчески), и всем деткам по очереди «гадает».
Акулина: А теперь выходите все на веселый перепляс.
Танец «Коляда»
Акулина: Спасибо Коза, спасибо ребятки, что в гости приходили.
Вы пели и плясали на удивленье, за что заслужили угощенье!
(Угощает всех колядовщиков.)
Коза: Спасибо большое, хозяйка. Желаем, чтоб у вас в дому,
Велись ребятки, цыплятки, поросятки, телятки.
Счастье да любовь! Хлеб да соль!
«Колядовщики» уходят из зала под музыку.
Подготовили:
Юсубова Ю. А музыкальный руководитель,
Плужникова К.В. воспитатель.
МАДОУ МО № 193 «Планета будущего» МО г.Краснодар.