Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Научно практическая работа

Цель работы. Изучить перспективы развития удаленной работы на российском рынке труда на основе исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов, будущих специалистов, в условиях развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи 1. Ознакомиться с теоретическими основами понятия «удаленная работа» 2. Изучить историю возникновения удаленной работы 3. Выделить этапы развития практики удаленной работы в России и за рубежом 4. Определить преимущества и недостатки удаленной работы 5. Рассмотреть разновидности удаленной работы 6. Провести онлайн - анкетирование среди учащихся старших классов школ поселка и гимназии 7. Сравнить и проанализировать полученные результаты 8. Показать важность данного исследования для работодателей при организации удаленных рабочих мест.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство просвещения Российской Федерации

XХIII региональная научно-практическая конференция

«Шаг в будущее-2021»

Симпозиум 4. Наука, техника, искусство: взгляд в будущее

Секция: Социология

Перспективы развития удаленной работы

на современном рынке труда

Российская Федерация

Забайкальский край

Городской округ «Поселок Агинское»

Розамаскин Евгений

МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

10 класс

МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

ГО «Поселок Агинское»

2020 г.

План исследований………………………………………………………..

стр. 1-2

Научная статья ……………………………………………………………

стр. 3-13

1.1.

История возникновения удаленной работы ………………………………

стр. 3-5

1.2.

Особенности удаленной работы …………………………………………..

стр. 6

1.3.

Классификация удаленной работы………………………………………..

стр. 7

1.4.

Преимущества и недостатки удаленной работы………………………….

стр. 7

1.5.

Удаленные профессии, востребованные на рынке………………………..

стр. 8

Результаты социологического исследования…………………………

стр. 9

Заключение…………………………………………………………………

стр. 12

Литература………………………………………………………………….

стр. 13

Приложение

Перспективы развития удаленной работы

на современном рынке труда

Розамаскин Евгений

Российская Федерация

Забайкальский край

Городской округ «Поселок Агинское»

МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

10 класс

Аннотация

Цель работы. Изучить перспективы развития удаленной работы на российском рынке труда на основе исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов, будущих специалистов, в условиях развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

В ходе исследования применялись такие методы, как сбор и обобщение материала, онлайн - анкетирование (см. приложение 1), сравнение и анализ.

Результаты анкетирования показали, что учащиеся выбирают самые разные отрасли профессии. Рейтинг предпочтений выявил, что респонденты склонны выбирать профессии, знакомые большинству. Они отдают предпочтение престижным занятиям, тем, где не требуется тяжёлый физический труд, и для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки. Абсолютное большинство школьников выбрало профессию, опираясь на собственные предпочтения и интересы, а не на мнение близких или информацию из СМИ. Учащиеся старших классов понимают, что выбранные ими

профессии могут быть адаптированы под удалённую работу, и что есть профессии, для которых требуется профессиональная подготовка, которые требуют знаний, опыта, навыков, невозможных адаптировать в удаленной работе. Удаленная работа привлекает респондентов, и многие выпускники рассматривают ее как реальную альтернативу офисной. Почти половину опрошенных, 46%, привлекает удаленная работа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что удаленная работа в России имеет большие перспективы на национальном рынке труда.

Перспективы развития удаленной работы

на современном рынке труда

Розамаскин Евгений

Российская Федерация

Забайкальский край

Городской округ «Поселок Агинское»

МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

10 класс

План исследований

Актуальность. Продолжением процессов глобализации, начавшиеся в конце ХХ века, стало поступательное и всеобщее проникновение цифровых технологий во все сферы экономической жизни. Под их воздействием на мировых и национальных рынках происходят значительные преобразования, изменяются место и структура традиционных отраслей экономики, появляются новые точки роста, формируются новые потребности. Применение цифровых технологий в различных сферах деятельности современного человека позволяет значительно упростить и ускорить работу людей.

Обозначенные тенденции затрагивают и изменения национального рынка труда. В этих условиях появляются и развиваются новые формы трудовой занятости населения, одной из которых в настоящее время выступает удаленная работа1. Несмотря на то, что она возникла уже достаточно давно, но именно информатизация и широкое применение цифровых технологий практически во всех сферах экономической деятельности, придает ей новую направленность, но и создает новые возможности и открывает перспективы для современного человека. Так же сложившаяся ситуация с пандемией короновируса ярко показала потребность в удаленных сотрудниках для компаний, организаций, сформировала новую реальность, и удаленная работа стала не просто трендом, а необходимостью, которая принесла с собой ряд изменений в Трудовом кодексе.
На сайтах по поиску работы все чаще появляются вакансии и резюме, связанные с удаленной работой, что свидетельствует о росте интереса к ней. А значит, все больше компаний готовы предоставлять удаленные рабочие места, все больше людей готовы работать удаленно.

Таким образом, было решено изучить удаленную работу, как перспективное направление организации труда, на основе исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии в условиях развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий, как будущих специалистов, тех, кто в недалеком будущем выйдут на рынок труда.

Гипотеза. Если удаленная работа привлекает учащихся старших классов, будущих специалистов, то она имеет перспективы развития на современном рынке труда.

Объект исследования. Удаленная работа.

Предмет исследования. Перспективы развития удаленной работы на современном рынке труда на основе исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии

В данной работе проводились сбор и обобщение теоретического и исторического материалов, анкетирование учащихся старших классов общеобразовательных школ и гимназии, сравнение результатов и анализ.

При написании данного исследования основывался на труды Слепова А. В. «Дистанционный труд. Как перевести офисных сотрудников на удаленную работу», Стребкова Д. О. «Развитие русскоязычного рынка удаленной работы», Шендрика И. «Удаленная работа – мечта или наказание?», Дацко Е. «Удалённая работа: раскладываем по полочкам» и др.

Новизна исследования. До нас уже проведены различные исследования, опрос среди работающей категории граждан по поводу удаленной работы. Не исследован вопрос об удаленной работе, как перспективного направления организации труда, на основе исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии, как будущих специалистов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть интересны для изучения, полезны для работодателей при организации удаленных рабочих мест и для государственной законодательной власти при принятии правовых норм, регулирующих трудовые отношения между работодателем и удаленным сотрудником.

Профессиональные предпочтения учащихся старших классов

в условиях развития цифровых технологий

Розамаскин Евгений

Российская Федерация

Забайкальский край

Городской округ «Поселок Агинское»

МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

10 класс

Научная статья

Развитие информационно-коммуникационных, цифровых технологий и изменение национального рынка труда обеспечили развитие новых форм трудовой занятости населения, как удаленная работа2. Несмотря на то, что она возникла уже достаточно давно, но именно информатизация и широкое применение цифровых технологий практически во всех сферах экономической деятельности, придают ей новую направленность, создают новые возможности и открывают перспективы для современного человека. Поэтому одной из актуальных задач современного российского общества, в том числе и нашего поселка, становятся развитие и внедрение в трудовую практику удаленной работы, как перспективного направления организации труда.

Для исследования применялись такие методы, как сбор и обобщение теоретического материала; в целях изучения профессиональных предпочтений учащихся старших классов и выявления перспектив развития удаленной работы было проведено анкетирование учащихся старших классов, сравнение результатов и анализ.

Использованные методы являются наиболее точными и эффективными в выявлении профессиональных предпочтений учащихся старших классов и перспектив развития удаленной работы.

История возникновения удаленной работы. История концепции удаленной работы насчитывает четыре десятилетия и разработал ее Джек Ниллес3. В 1972 году Джек поступил в Южнокалифорнийский университет, где впервые начал свои исследования по дистанционной работе. В 1972 году он высказал идею, что не обязательно держать работников в офисе, так как современные средства связи позволяют поддерживать контакт между сотрудниками на расстоянии. Чтобы проверить свою теорию на практике, он ставил эксперименты в Университете Южной Калифорнии, по результатам которых составил доклад и получил финансирование от американского национального научного фонда.

Власти проявили интерес к развитию идеи удаленной работы, увидев в ней решение транспортных проблем, остро стоявших в городах.

Период 1980-х годов - период экспериментов. Джек Ниллес продолжает изучать научную сторону удаленной работы, а Фрэнк Скифф4 и Дэвид Флемминг5 начинают изучать практическую сторону: они внедряют удаленную работу в министерства и ведомства США.

Период с 1990 по 2000 гг. во всех федеральных агентствах США часть сотрудников переводят на удаленную работу. В США и Европе организуются форумы и конференции по удаленной работе.

Период с 2000 года – по настоящее время: период бурного развития индустрии удаленной работы и превращения ее в существенную составляющую жизни развитого информационного общества. В этот период удаленная работа распространяется не только на государственный, но и на частный сектор экономики. Все больше компаний переводят своих сотрудников на удаленную работу.

Развитие практики удаленной работы в России можно разделить на несколько этапов.

Первое появление удаленной работы в России связано с экономическим кризисом 1990 - х годов ХХ века. Он затронул многие сферы деятельности в странах бывшего СССР, в результате чего выросла безработица. Люди не могли найти постоянную работу, поэтому большинство безработных стали находить себе временную работу. Сейчас такое явление называется фриланс6. Но в то время, так как не было четкой системы удаленной работы, фриланс не стал популярным и практически исчез, когда экономическая ситуация в стране начала налаживаться.

Период с 2008 по 2010 год - второй этап развития практики удаленной работы в России. Из-за очередного экономического кризиса начал снижаться уровень зарплат, этот процесс затронул даже высокооплачиваемые и необходимые профессии. Аналогично западным компаниям 1990-х годов, российские предприниматели стали искать способы сократить расходы и пришли к выводу, что самым выгодным способом станет именно снижение заработной платы, сокращение персонала или перевод части сотрудников на работу из офиса в дом, как сделали многие зарубежные компании, осуществляющие свою деятельность в России. В результате многие квалифицированные специалисты были вынуждены пробовать себя в качестве удаленных работников. Наибольший спрос на тот период имели экономисты и бухгалтера, которые и выявили что удаленное сотрудничество – это оптимальный симбиоз расходов и необходимой работы.

Экономический кризис миновал, а число удаленных работников продолжало расти. Как результат, в 2013 году в России предусмотрено регулирование удалённой работы в Трудовом Кодексе РФ в главе 49.1. В этой главе нет понятия «удаленная работа». Вместо него используется понятие «дистанционная работа». С этого момента взаимоотношения между организацией и удаленными работниками регулируются на законодательном уровне. Период с 2013 года по настоящее время можно определить, как период интенсивного развития удаленной работы в России. Сейчас не только многие зарубежные компании, имеющие представительства в РФ, но и российские компании переводят часть своих сотрудников на удаленную работу. И с каждым годом число таких сотрудников растет.

Как видно из этапов развития удаленной работы, в России этот процесс происходил со многими отличиями от зарубежных стран. Для стран США и Европы причиной появления удаленной работы стала транспортная проблема во многих городах, в России – экономические кризисы, в результате которых люди рассматривали не традиционную форму занятости, а фриланс. Соответственно и дальнейшее развитие пошло разными путями. Очевидно, что интенсивность развития удаленной работы в нашей стране отстает. Поэтому, вполне ожидаемо, что успешный опыт внедрения удаленной работы западных стран будет применяться в России с учетом нашего менталитета.

Для того чтобы понять, что же такое удаленная работа обратимся к определениям отечественных авторов.

И. Шендрик считает, что удаленная работа – это форма трудовых отношений, характеризующаяся выполнением работником своих обязанностей вне офиса7.

А.В. Слепов8 пишет, что удаленная работа – это выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет":

Автор первого определения делает акцент на местоположение сотрудника, не затрагивая вопрос взаимодействия руководителя и его подчиненного.

Более точным является второе определение, так как оно отражает основные моменты, связанные с удаленной работой.

Особенности удаленной работы, отличающие этот вид занятости от традиционной работы в офисе:

Классификация удаленной работы, разработанная Европейской организацией удаленной работы:

В таблице №1 представлены основные преимущества и недостатки удаленной работы для работодателя и сотрудника.

Персонал

Преимущества

Недостатки

Работодатель

Удаленный сотрудник более мотивирован

Выбор соискателя не ограничивается одним городом, страной

Экономия расходов на аренде рабочего места, города;

Сложность организации взаимодействия

Кадровая служба должна быть готова к процедуре официального оформления удаленных сотрудников

Сложность пересылки кооперативной информации

Сотрудник

Свобода перемещения

Удобное рабочее место, нет лишних отвлечений от

рабочего места

Экономия времени на дорогу и сборы

Поиск хорошего интернета и оборудования

Расходы на воду, электроэнергию и интернет оплачиваются самостоятельно

Возможно не будет новогодних и других подарков

Как видно из приведенной выше таблицы, все недостатки удаленной работы – временное явление. Организовать грамотную работу с удаленными сотрудниками, скоординировать перемещение информации между удаленными сотрудниками и офисом, налаживание быстрой работы по кадровым вопросам – дело временное. Если посмотреть на достоинства удаленной работы для компании, то безусловная экономия на аренде помещений, изнашивании оборудования будет большим преимуществом. Удаленный сотрудник более мотивирован к работе, чем офисный сотрудник, так как у него нет нужды «высиживать» на рабочем месте до конца рабочего дня, «растягивая» время своей работы.

Список удаленных профессий, востребованных на рынке.

Таблица №2

Программист

Оператор call-центра

WEB-дизайнер

Диспетчер

Менеджер проектов

Специалист по партнеркам

Копирайтер, рерайтер, писатель

Разработчик мобильный приложений

Арбитражник

Корректор

Менеджер по продажам

Редактор

Интернет-маркетолог

Графический дизайнер

Инфобизнесмен

Дизайнер компьютерных игр

Директолог (контекстная реклама)

Ландшафтный дизайнер

Администратор социальных сетей

Дизайнер одежды и аксессуаров

Переводчик

Ретушер, коллажист

Контент-менеджер

Иллюстратор

Верстальщик сайтов

Визуализатор

PR менеджер

Архитектор

Дизайнер интернета

Разработчик игр

Удаленный бухгалтер

Web-аналитик

Специалист по техподдержке

Тестировщик

Онлайн-консультант (интернет-магазин)

Видеомонтажер

Консультант - специалист

Финансовый консультант

Юрист

Транскрибатор

Как видно из таблицы, разновидностей удаленных профессий, востребованных на рынке достаточно. Благодаря развитию технических возможностей, профессий, позволяющих работать удалённо, с каждым годом будет становиться всё больше. И с каждым годом такие специалисты будут требоваться все чаще.

Чтобы ответить на вопрос, на сколько удаленная работа является перспективным направлением на современном рынке труда, было решено провести исследование.

Результаты социологического исследования

В исследовании принимало участие 41 учащихся 10-11классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии, которые стоят перед выбором будущей профессии.

Было проведено анкетирование на выявление профессиональных предпочтений респондентов и их знаний и интереса, связанных с удаленной работой. Анкетирование состояло из шести вопросов, проведенных на многофункциональном онлайн - конструкторе тестирования и обучения «Online test pad» (приложение 1).

Результаты анкетирования показали, что учащиеся выбирают разные отрасли. 16% учащихся старших классов хотели бы работать в творческой сфере, 13% - в области юриспруденции, 10% - в отрасли финансов, бизнеса, экономики и в отрасли продажи, закупки и торгового дела. Но и есть отрасли с наименьшим выбором: это образование и строительство.

Рейтинг предпочтений показал, что сами школьники склонны выбирать профессии, знакомые большинству. Они отдают предпочтение престижным занятиям. Тем, где не требуется тяжёлый физический труд, и для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки. Безусловный лидер — профессия бизнесмена. Её выбирает самое большое число. Так же респонденты делают выбор в пользу юриспруденции, маркетинга и спорта. Заметными являются врачебные специальности, регионоведа, полицейского, артиста и пилота гражданской авиации. Малый процент выбора профессии программиста, и скорее всего, это связано с требованиями, которые предъявляют ВУЗы к абитуриентам. Несмотря на то, что введён ЕГЭ по информатике, для поступления на факультеты, ведущие к профессии разработчика, требуются высокие баллы по профильной математике.

Абсолютное большинство школьников выбирает профессию, опираясь на собственные предпочтения и интересы, а не на мнение близких или информацию из СМИ. При этом указывают значение профессии в обществе, уровень заработной платы, престиж и сложность профессии.

Можно сделать вывод, что учащиеся старших классов понимают, что выбранные ими профессии могут быть адаптированы под удалённую работу, и так же, что есть профессии, для которых требуется профессиональная подготовка, которые требуют знаний, опыта, навыков, невозможных применить в удаленной работе. Например, пилот гражданской авиации, полицейский, врач.

Удаленная работа привлекает респондентов, и многие выпускники рассматривают ее как реальную альтернативу офисной. Почти половина опрошенных - 46%, предпочитает удаленную работу. При этом они приводят такие аргументы, как спокойная обстановка, возможность распоряжаться своим временем, работать с любой точки мира, свободный график работы, больше комфорта, возможность больше времени проводить со своими родными, удобство, экономия, меньше расходов на дорогу.

51% опрошенных выбирают стационарную работу, 3% еще не определились с выбором.

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что учащиеся выбирают самые разные отрасли. Рейтинг предпочтений показывает, что сами школьники склонны выбирать профессии, знакомые большинству. Они отдают предпочтение профессиям, где не требуется тяжёлый физический труд, и для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки. Абсолютное большинство школьников выбирает профессию, опираясь на собственные предпочтения и интересы, а не на мнение близких или СМИ. Учащиеся старших классов понимают, что выбранные ими профессии могут быть адаптированы под удаленную работу. Удаленная работа привлекает респондентов, и многие выпускники рассматривают ее как реальную альтернативу офисной. Почти половину опрошенных, 46%, привлекает удаленная работа.

Гипотеза о том, что удаленная работа является перспективным направлением на современном рынке труда, по результатам исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии, как будущих специалистов, подтвердилась.

Но для успешного развития удаленной работы необходимо гибкое регулирование трудовых отношений между работодателем и удаленным сотрудником на основе Трудового кодекса. 6  июня 2020 года в Государственную Думу на  рассмотрение был внесен законопроект № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы». Изменения коснулись главы 49.1. «Особенности регулирования труда дистанционных работников». 21 июля 2020 г. Государственная Дума на пленарном заседании в первом чтении приняла законопроект об особенностях регулирования дистанционной работы и 26 ноября 2020 года приняла в третьем чтении. А 2 декабря 2020 года Совет Федерации одобрил законопроект об удалённой работе. Таким образом, Федеральный закон от 8 декабря 2020 года № 407-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» начнет действовать с 1 января 2021 года. Закон предусматривает совмещение удалённой и офисной работы. Закон вводит в Трудовой кодекс понятие дистанционной (удалённой), временной дистанционной и комбинированной дистанционной работы. Временно дистанционной работой считается выполнение задач с удаленного рабочего места, которое находится под контролем работодателя. Комбинированная дистанционная работа предполагает совмещение выполнения трудовых функций на рабочем месте и дистанционной работы. Временный же перевод сотрудника на дистанционную работу не может превышать шесть месяцев. Законопроект также предусматривает, что во время режима чрезвычайной ситуации сотрудников можно будет переводить на режим удалённой работы без их предварительного уведомления. Во всех остальных случаях перед переводом на «удалёнку» необходимо получить согласие работника. Заключение трудового договора, оформление больничного, подписание соглашения о материальной ответственности в законопроекте допускается в электронном виде.

Таким образом, принятие законопроекта об удалённой работе будет способствовать развитию взаимоотношений между удаленными работниками и работодателями в условиях меняющегося мира, законодательно закрепит их права и обязанности. Удаленная работа только набирает обороты в своем развитии и данное исследование показало, что учащиеся старших классов, будущие специалисты, могут и желают работать удаленно.

Литература

Приложение 1


Википедия. Удаленная работа [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удалённая_работа, свободный.

Википедия. Удаленная работа [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удалённая_работа, свободный.

www.corporacia.ru [Электронный ресурс]

Википедия. Удаленная работа [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удалённая_работа, свободный.

Википедия. Удаленная работа [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удалённая_работа, свободный.

Соболенцев Д. Что такое фриланс и кто такие фрилансеры: чем они занимаются, сколько зарабатывают и как стать фрилансером//Как зарабатывать [Электронный ресурс]

Шендрик, И. Удаленная работа – мечта или наказание? / И. Шендрик // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2011. – № 10.

Слепов, А. В. Дистанционный труд. Как перевести офисных сотрудников на удаленную работу / А. В. Слепов // Трудовые споры. 2013. – № 6, стр. 25

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области