Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Семейные традиции в жизнедеятельности обучающихся

пропаганда педагоического опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Семейные традиции в жизнедеятельности обучающихся»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья определяется как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение физического, нравственного и психического здоровья ребенка. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает первые представления о жизни в обществе. По мнению многих исследователей, семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Семейные традиции- это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды. Семейные традиции и ритуалы являются признаком здоровой семьи. Семейные традиции основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. Семейные традиции- это показатель благополучия и счастья в семье. В концентрированном виде в них сосредоточены лучшие черты и качества личности, нравственные эталоны, принятые в народе. Необходимо отметить, что по своей природе большинство семейных традиций гуманистичны, в них отражаются потребность в труде, человеческое общение, совесть, достоинство, чувство милосердия, взаимопомощь, отвращение к насилию. Поэтому возрождение утраченных семейных ценностей и традиций способно привести к возрождению общества.

Сегодня в условиях распада многопоколенной семьи и образования нуклеарной семьи процессы передачи семейных традиций затруднены. Процесс нуклеаризации имеет позитивные и негативные моменты. Семья получила возможность жить самостоятельно, однако произошло забвение семейных традиций. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях порой остается невостребованным. Имеют ли представления дети о тех традициях, которые существуют в семьях? В школе было проведено анкетирование учащихся и родителей на наличие семейных традиций в семьях школьников, возможность возрождения семейных традиций. Анализ анкет показал, что готовность следовать семейным традициям высокая, но есть трудности в умении применить их в своей семье, так как этому нигде не учат. Нам удалось выяснить, что семейные традиции важны, с помощью них дети приобщаются к культуре, социуму, познают мир, социализируются. Семейные условия, социальное положение, род занятий, уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. В настоящее время особенно актуально взаимодействие школы и семьи по вопросам нравственного воспитания школьников. Начинать работу по формированию семейных ценностей, ценностного отношения к истории семьи и рода необходимо уже в младшем школьном возрасте, так как данный период является классическим временем оформления моральных идей и правил. Поэтому работу с детьми целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

За время обучения у школьников необходимо сформировать основные компоненты отношения к семейным традициям:

Познавательный. Наличие знаний о семейной истории и культурно-исторических традициях. Представление, понимание, значение культурно-исторических традиций в жизни детей.Эмоциональный. Наличие интереса к познанию собственных корней, желание следовать семейным традициям, наличие сформированности мотивации на успешное выполнение различных видов деятельности, стремление довести начатое дело до конца, наличие эмоциональных переживаний, восторга от выполненной деятельности (открытие новых фактов, составление родословного древа и т.д.)

Деятельностно-практический.Приобретение самостоятельного опыта в продолжении исследования, сохранения традиций через различные виды; рефлексия- способность переносить приобретенный опыт в жизнь.

Воспитание- работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умение поспевать за жизнью. Включение в систему образования программы факультативного курса «Основы родоведения» способно оздоровлению внутрисемейной атмосферы и укреплению связей между семьей и школой. Ни один общеобразовательный школьный предмет не способен создать ребенку такие условия и перспективы самостоятельной исследовательской деятельности, как родоведение. Весьма затруднительно школьнику совершить открытие в таких науках как химия, физика и т.д. - слишком сложны теория, методы и инстурументарий. Практическая же генеалогия позволяет сделать открытие в своей области каждому школьнику, выступить в роли семейного летописца, хранителя семейных тайн. Можно не интересоваться математикой, быть безразличным к физике, но оставаться равнодушным к семейным легендам невозможно.

Генеалогический поиск несет в себе яркий воспитательный ресурс. В конкретной деятельности нашей школы по проведению родоведческих мероприятий (С 2010 по 2021 год проведено семь Всероссийских конференций «История моей семьи- страница истории Отечества», три обучающих семинара «Генеалогия и история семьи») он проявляется с завидной убедительностью, о чем свидетельствует выдержки из работ учащихся: «Изучая историю своего рода, читая о жизни его представителей, я понял, что от своих предков по крови мы получаем привычки, вкусы, взгляды, традиции. Для себя я решил, что просто не имею права быть безнравственным, невоспитанным, бесчестным, имея таких талантливых, мужественных, добропорядочных родственников» (А. Карданов). «Должен отметить, что взявшись за написание данной работы, изучив множество документов семейного архива моего рода, я открыл для себя много нового, что позволило мне сделать переоценку ценностей, взглянуть на историю предков с уважением и гордостью, и попытаться внести свой достойный взгляд в новейшую историю Ингушетии, чтобы моим потомкам не было стыдно за меня».(З. Мальсагов) «Знание семейных корней поддерживает духовные традиции, вызывает стремление возвратиться к истокам культуры. История семьи, семейный архив пробуждают сначала в молодом поколении интерес к себе, а потом воспитывают почтение и уважение, как к дальним предкам, так и к здравствующим отцам и дедам» (И. Вишневская)

Семья есть у каждого учащегося общеобразовательной школы, в его жизни она играет определяющую роль и знакомства с научной дисциплиной, целью которой является изучение семейных традиций, историй, документов, биографий; роли семьи в истории государства бесспорно вызовет неподдельный интерес у ребенка, тем более , что для начала занятий по практическому родоведению ему не потребуется никакой предварительной подготовки и специальных знаний.

Семейные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры и обладают высоким воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области