Использование производственно–ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций
Николаева Людмила Владимировна
преподаватель специальных дисциплин, БПООУ УР Можгинский агропромышленный колледж, Россия, г. Можга
В настоящее время большую актуальность приобретает вопрос подготовки квалифицированных кадров. Помимо необходимой теоретической базы и практических навыков важно развивать в современном человеке способность поиска, самостоятельного анализа информации, а также интерес к самообучению и самосовершенствованию.
Одна из составляющих качества среднего профессионального образования – компетентность обучающегося в решении реальных проблем и задач, возникающих в условиях производства. Сформирована такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни и в этом плане огромным потенциалом обладают производственно - ситуационные задачи.
Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа производственных ситуаций развивает способность к анализу реальных ситуаций, требующих не всегда стандартных решений. Такие ситуации, приближенные к реальным производственным условиям, способствуют развитию навыков в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме, предвидении опасных ситуаций, их оценке, способности принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. Производственные ситуации носят в основном тренировочный характер, но в процессе их применения обучающиеся приобретают определенный опыт.
При изучении обучающимися по специальности 36.02.01 Ветеринария профессиональных модулей широко используются производственно - ситуационные задачи.
Задания к производственно – ситуационным задачам могут быть разного уровня сложности.
Задания первого уровня направлены на воспроизведение информации в четко сформулированных условиях. При их решении преобладает репродуктивный характер деятельности обучающихся. Задания этого типа используют при закреплении теоретического материала на учебных и практических занятиях. Целью этих заданий является закрепление изученного теоретического материала с элементами анализа и сопоставления.
Пример:
У собаки обнаружили точечные гиперемированные пятна на местах выпадения волос в области головы. Кожа местами покрыта чешуйками. По этим признакам был поставлен диагноз – демодекоз.
Задание:
1. Дайте заключение об обоснованности поставленного диагноза.
2.Укажите, какие дополнительные исследования нужно провести. Опишите методику исследования.
Задания второго уровня предполагают установление межпредметных связей и интеграцию материала из разных образовательных областей, необходимых для решения ситуации. При выполнении этих заданий преобладает частично-поисковый характер познавательной деятельности обучающихся. Функция этих заданий - совершенствование практических умений и навыков по анализу, разработке и составлению алгоритмов деятельности, планов мероприятий по борьбе с болезнями животных с привлечением дополнительных источников информации. Подобного рода задачи используют после закрепления теоретического материала при выполнении самостоятельной работы.
Пример:
Овцеферма фермерского хозяйства длительное время благополучна по инфекционным заболеваниям; проводится плановая вакцинация овец против сибирской язвы, листериоза. В пастбищный период среди овец возникло заболевание, проявляющееся угнетением, снижением аппетита, исхуданием, нервными явлениями, некоторые овцы ходят кругами в одну сторону. Заболело 9 овец, 3 из них пало. При отаре имеются 2 пастушьи собаки. Дегельминтизация собак проводилась в марте текущего года. По данным патологоанатомического вскрытия установлено заболевание – ценуроз.
Задание:
1. Установите основные причины возникновения у овец инвазионного заболевания, проанализировав условия содержания и кормления.
2. Проведите дифференциальную диагностику заболеваний овец, сопровождающихся нервными явлениями (вертячкой).
3. Составьте план мероприятий по профилактике гельминтозов овец.
Задания третьего уровня способствуют развитию умений анализировать информацию, обобщать и систематизировать ее, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. При их выполнении происходит дальнейшее развитие умений и навыков по планированию и осуществлению профессиональной деятельности. В процессе выполнения таких заданий преобладает поисковая деятельность, творческий и авторский подход, а иногда проявляется нестандартность в решении.
Пример:
Свиноводческое хозяйство в прошлом было неблагополучно по саркоптозу свиней. Свиньи содержатся группами по 8-10 голов в клетке, навоз убирается регулярно, 2 раза в день. Карантинное помещение отсутствует, вновь прибывших животных помещают в освободившиеся клетки после их механической очистки. Для кормления животных используют корма собственного производства и частично закупают в соседнем хозяйстве. В этом году снова появились признаки, дающие основание подозревать саркоптоз.
Задание:
1. Укажите факторы, способствующие возникновению болезни.
2. Проведите дифференциальную диагностику с незаразными болезнями.
3. Опишите методику взятия материала для лабораторного исследования и методику исследования для установления точного диагноза.
4. Составьте план мероприятий по ликвидации и дальнейшей профилактике болезни.
Задания второго и третьего уровня сложности требуют большего времени для поиска и осмысления информации, поэтому их рекомендуется предлагать как одну из форм внеаудиторной работы или использовать при проведении промежуточной аттестации по МДК или итоговой аттестации по ПМ.
Применение производственно - ситуационных задач в учебном процессе позволяет интегрировать знания, полученные при изучении различных областей предметных знаний. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что они носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, для решения которых необходимы знания профессионального характера. Обязательным элементом ситуационной задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы обучающемуся захотелось найти на него ответ с точки зрения его будущей сферы профессиональной деятельности. Таким образом, применение на учебных занятиях ситуационных задач способствует развитию у обучающихся аналитических способностей, умения находить и эффективно использовать необходимую информацию, вырабатывать самостоятельность и инициативность в решениях. Это обогащает опыт обучающихся в сфере профессиональной деятельности, способствует формированию профессиональных компетенций, способности к творческой самостоятельности, повышению познавательной и учебной мотивации.
Информационные источники:
1. Акулова О.В., Писарева С.А. Современная школа: опыт модернизации / книга для учителя. СПб, 2005.
2. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008.
3. Павленко Е.К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения школьного курса географии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2
5. https://sites.google.com › site › prakticeskij-blok-kejsa
6. http://shgpi.edu.ru › files › nauka › vestnik