Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


методические рекомендации"Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в начальной школе"

оказание помощи учителям начальной школы по применению технологии критического мышления

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в начальной школе

Лыткина Н. В. - учитель начальных классов ГОБОУ «Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции»

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, структурировать и передавать информацию, анализировать различные стороны явлений).

Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос : как учить мыслить.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Эта модель описана С.И. Заир – Бек.

Основу модели составляет трёхфазовый процесс, что соответствует таким стадиям урока:

•подготовительный – стадия вызова;

•восприятие нового – смысловая стадия или стадия реализации смысла (осмысление содержания);

•присвоение информации – стадия рефлексии.

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить обучающихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Детям предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого – то вопроса (явления), связанного с целями обучения.

На стадии реализации смысла (или осмысления содержания) обучающиеся занимаются новым материалом, которому посвящён урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между изучаемым и ранее усвоенным материалом. На этой стадии идёт работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или все классом.

На стадии рефлексии обучающимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. На этой стадии детям предоставляется возможность оценить себя и товарищей в плане приращённого знания, проанализировать процесс, методы и приёмы, которыми пользовались при обучении, определить области, где требуется дополнительная литература. Стадия рефлексии даёт возможность и стимул вернуться к стадии реализации смысла, если ребёнок сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия зачастую представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы и требуется дополнительная учебная деятельность.

Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на уроках, с учетом специфики каждого предмета.

Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. В моей практике накопилось множество приемов, которые я использую на разных этапах урока в технологии критического мышления.

На этапе «Вызов» идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

Для этого я использую приёмы:

- «Загадка»,

- «Прогнозирование по названию и иллюстрации» - для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.

- Таблицу «Знаю – хочу знать - узнал» - для актуализации опорных знаний. После работы в группе ответы вписываются в первые две колонки таблицы, третью колонку дети заполнят в конце урока на стадии рефлексии.

На этапе «Осмысления» использую прием - «Чтение с остановками». Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека. Одним из моих любимых приемов на этапе поиска ответов является «Чтение с пометами» этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Даю задание прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку на полях. Этот приём использую на уроках литературного чтения, окружающего мира.

На этапе «Рефлексия» использую приёмы: таблицу «Знаю – хочу знать - узнал», дети в группах заполняют третью графу таблицы и высказывают своё мнение. «Эссе» - короткая письменная работа, в которой дети выражают свои мысли, что нового узнали по данной теме, на какой вопрос не получили ответа. Для того чтобы ребята смогли выразить своё эмоциональное отношение к героям произведения, своё понимание художественного образа использую приём «Синквейн»

Алгоритм составления синквейна:

Кто? Что? Существительное

Какой? 2 прилагательных

Что делает? 3 глагола

Что автор думает о данном персонаже? Фраза из 4 слов

Кто? Что? Существительное (Новое имя героя)

Я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках.

Приём «Верные – неверные утверждения»

Постановка проблемы:

- Разберите предложения по членам предложения и сравните их.

В садах поспевают яблоки.

В садах поспевают яблоки, груши и сливы.

- Что интересного заметили? ( Три подлежащих)

- Яблоки, груши и сливы - однородные члены предложения

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.

На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»

Приём «Учебный мозговой штурм»

Даны слова:

цирк синицы акация

циркуль скворцы секция

цифра птенцы станция

Постановка проблемы:

-Произнесите слова вслух и скажите, какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])

-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)

-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?

Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.

Приём «Корзина идей»

Учитель:

- Что вы уже знаете о частях речи?

Ответы, собранные в корзину:

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Учитель:

-Сегодня тема нашего урока «Написание букв о, ё после шипящих в корне слова».

- Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы.

(Работа в парах)

Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ]

2. Корень слова

Постановка проблемы:

- Обрати внимание на обозначение звука [о] после шипящих в корнях слов:

[ч,орный,] - чёрный

[шорты] - шорты

[шолк] - шёлк

[крыжовн, ик] – крыжовник

[жолтый,] – жёлтый

- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)

- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ]

2. Корень слова

Когда после шипящих пишется о, а когда ё

Учитель:

- Понаблюдай и определи закономерность выбора букв о, ё

чёрный – чернеть шов

жёлтый – желтеть обжора

шёл – вышел крыжовник

жёлуди – желудей шофёр

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

На стадии рефлексии учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы.

Приём «Круги по воде»

Тема. Родительный и дательный падежи имен существительных

Задание: сравнить родительный и дательный падежи.

Примерный результат работы:

Р.п. Д.п.

кого? чего? Где? кому? чему?

откуда? 3скл. –и куда?

предлоги

1скл. –и, -ы 1скл.-е

2скл. –а, -я 2 скл.-у, -ю

Приём «Составление кластера»

Тема. Имя прилагательное как часть речи

Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

Примерный результат работы:


Использование современных методов, технологий обучения и воспитания обеспечивает положительные результаты моей работы: к моем классе нет неуспевающих, происходит увеличение числа обучающихся, которые занимаются на «4» и «5». Обучающиеся принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

2. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Санкт - Петербург, изд-во КАРО, 2013

3. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.

4. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2013. № 2.

5. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2014.

6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2011.

7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2013.

8. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2014 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области