Использование информационных технологий в обеспечении образовательного процесса в дистанционном режиме для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Последствия новой коронавирусной инфекции для образования оказались весьма значительными. За короткое время произошло полное изменение повседневных реалий педагогов, учащихся и их семей.
Физическое закрытие образовательных организаций пролило свет на некоторые хронические и системные проблемы, стоящие перед нашей системой образования, предоставив возможность переориентировать наше внимание и усилия на них.
Этот период дистанционного образования наглядно показал глубокие диспропорции в доступе детей к необходимой им поддержке и возможностям, как детей, которые не имеют проблем со здоровьем, так и детей с ОВЗ и инвалидностью.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
В нашем колледже обучаются дети с ОВЗ, с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети). По профессиям «Штукатур, маляр строительный; штукатур, облицовщик-плиточник», «Портной», и есть дети-инвалиды, по соматической патологии, которые не нуждаются в создании специальных условий для освоения образовательных программ.
Хотелось бы поделиться наработанным опытом, плюсами и минусами, которые мы выявили в процессе осуществления образовательного процесса в дистанционном режиме.
Перед переходом на дистанционную форму обучения в образовательном учреждении был проведен мониторинг готовности обучающихся к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) (наличие ПК, интернета или телефона с выходом в интернет).
Затем был проведен мониторинг материально-технических и методических потребностей педагогов для организации дистанционных занятий. После этого были даны консультации тем педагогам, у которых возникли трудности с организацией дистанционного образования.
Преподавателями информационных технологий были организованы мастер-классы, чтобы помочь преподавателям выбрать такую форму, в которой они действительно смогут вести занятия.
Были рассмотрены три основные формы дистанционного обучения. Это классическая форма, онлайн-уроки, смешанная форма.
Классическое дистанционное обучение. Преподаватель готовит и направляет обучающимся материалы для самостоятельного изучения тем. К каждой теме педагог прописывает задания, с помощью которых можно оценить, усвоил ли студент тему или нет. Такие задания решают проблему с накопляемостью отметок.
Обратная связь . Педагоги не просто получают работы от учеников, но и дают к ним комментарии в письменной или аудиовизуальной форме.
Онлайн-уроки. Эта форма подходит педагогам, которые уверенно пользуются базовыми компьютерными возможностями и расширенным пакетом программного обеспечения (ПО). В такой пакет ПО входят программы и сайты, с помощью которых можно проводить трансляции уроков. Еще можно направлять уже существующие материалы обучающимся, чтобы на онлайн-уроке разобрать те моменты, которые остались ученикам непонятными.
Смешанная форма. Педагог чередует форматы обучения и планирует по каждой теме разные виды деятельности.
Нашей целью было внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образовательного процесса колледжа и обеспечении доступности качественного образования для всех обучающихся колледжа и лиц с ОВЗ.
Для того, что бы лучше понять, плюсы и минусы в процессе дистанционного образования лиц с ОВЗ с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети), рассмотрим особенности этих детей.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Общим признаком у всех обучающихся с нарушением интеллекта выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания профессионального образования и социальной адаптации.
Таким образом, процесс обучения детей с легкой формой умственной отсталости требует:
• учета психологических особенностей учащихся;
• практической направленности учебного процесса, так как практические мотивы — побудительный стимул к занятиям;
• социальной направленности учебного процесса, так как ученик выпадает из социального сотрудничества без целенаправленной работы в этом направлении;
• поддерживающего характера обучения, предполагающего своевременную помощь и поддержку на занятиях.
Педагоги нашего колледжа, которые работают с детьми с нарушением интеллекта и помогают им осваивать навыки профессии проанализировали этап работы в дистанционном режиме с данной категорией обучающихся и выявили проблемы, которые мы хотели бы представить Вашему вниманию.
Плюсы дистанционного образования для детей с ОВЗ:
обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Минусы дистанционного образования для детей с ОВЗ:
Необходима наличие сильной мотивации. А такая функция психической деятельности, как мотивация у детей с нарушением интеллекта сильно снижена, таких детей можно мотивировать только совместной деятельностью при выполнении практический заданий. У детей со сниженным интеллектом снижено чувство воли и ответственности.
Не подходит для развития коммуникабельности. При дистанционной форме обучения происходит минимальное взаимодействии с другими людьми, а иногда – и при полном его отсутствии. А дети со сниженным интеллектом нуждаются в развитии навыков общения и развитии навыков работы в команде.
Нехватка практических знаний. Отсутствием «живой» практики, без которой сложно полностью освоить изучаемое ремесло.
Проблема идентификации. Проверить, он ли сдает онлайн-тесты или высылает по почте задания, практически невозможно. Есть некоторые программы, основанные на идентификации лица или особенностях печати текста на компьютере, но они не так распространены.
Основные проблемы дистанционного образования:
Во-первых, больше всего люди жалуются на то, что есть неустойчивый Интернет, который не позволяет создать условия, которые были бы комфортными.
Во-вторых, нам нужно поставить на постоянную электронную систему обучения и подготовки педагогов.
Таким образом, дистанционное образование необходимо в современное время, но образование таким способом важно получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся с ОВЗ недоступен традиционный вариант обучения.