Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п. Шимск
имени Героя Советского Союза А. И. Горева
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора по УВР приказом
_________/_________________ от____________г. №_____
___________г. директор
___________/____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Альтернативная коммуникация»
3 ступень
На 2021-2022 учебный год
Составитель:
Арсентьева Ангелина Игоревна
Учитель-логопед
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Альтернативная коммуникация» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, МАОУ «СОШ» п Шимск имени Героя Советского Союза А.И.Горева, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Вариант 2.
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Цель программы– коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
На изучение предмета «Альтернативная коммуникация» отводится 2 часа в неделю и 68 часов в год.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
Возможные предметные результаты должны отражать:
Тематическое планирование
№ | Количество часов | |
1 | Формирование фонематической стороны речи | 44 |
2 | Обогащение и активизация лексико-грамматического строя речи | 24 |
Содержание программы
Тематика по предмету «Альтернативная коммуникация»:
1.Формирование фонематической стороны речи (44 часа): Ознакомление со звуками и буками русского языка, изучение которых начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане. Запоминание характеристик разных звуков: гласный-согласный, согласный – звонкий и глухой, твердый и мягкий. Дифференциация звуков на слух и в произношении.
2.Обогащение и активизация лексико-грамматического строя речи (24 часа):
Накопление и обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи и совершенствование психических процессов (внимание, память, мышление). Постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи.
Календарно-тематическое планирование
«Альтернативная коммуникация»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | В мире звуков. Беседа о школе | 1 | |
2 | Звук и Буква А | 1 | |
3 | Лексическая тема: Фрукты | 1 | |
4 | Звук и буква У | 1 | |
5 | Лексическая тема: Овощи | 1 | |
6 | Звук и буква И | 1 | |
7 | Звуки А,У,И,О | 1 | |
8 | Лексическая тема: Сад-огород | 1 | |
9 | Звук и буква М | 1 | |
10 | Звук и буква Д | 1 | |
11 | Лексическая тема: Деревья | 1 | |
12 | Звук и буква Ы | 1 | |
13 | Звук и буквы Ы-И | 1 | |
14 | Лексическая тема: Ягоды | 1 | |
15 | Звук и буква Т | 1 | |
16 | Дифференциация Т-Д | 1 | |
17 | Лексическая тема: Грибы | 1 | |
18 | Звук и буква Б | 1 | |
19 | Звук и буква П | 1 | |
20 | Лексическая тема: Человек | 1 | |
21 | Дифференциация звуков Б-П | 1 | |
22 | Звук и буква В | 1 | |
23 | Лексическая тема: Посуда | 1 | |
24 | Звук и буква Ф | 1 | |
25 | Дифференциация звуков В-Ф | 1 | |
26 | Лексическая тема: Игрушки | 1 | |
27 | Звук и буква Н | 1 | |
28 | Звук и буква К | 1 | |
29 | Лексическая тема: Посуда | 1 | |
30 | Звук и буква Г | 1 | |
31 | Звук и буква Х | 1 | |
32 | Дифференциация звуков К-Г | 1 | |
33 | Лексическая тема: Продукты питания | 1 | |
34 | Звук и буква Э | 1 | |
35 | Звук и буква С | 1 | |
36 | Звук и буква З | 1 | |
37 | Лексическая тема: Одежда | 1 | |
38 | Дифференциация звуков С-З | 1 | |
39 | Звук и буква Ш | 1 | |
40 | Звук и буква Ж | 1 | |
41 | Лексическая тема: Обувь | 1 | |
42 | Дифференциация Ш-Ж | 1 | |
43 | Дифференциация С-Ш | 1 | |
44 | Дифференциация З-Ж | 1 | |
45 | Лексическая тема: Головные уборы | 1 | |
46 | Звук и буква Ч | 1 | |
47 | Лексическая тема: Дикие животные | 1 | |
48 | Звук и буква Щ | 1 | |
49 | Дифференциация звука Щ | 1 | |
50 | Лексическая тема: Домашние животные | 1 | |
51 | Дифференциация Ч-Щ | 1 | |
52 | Лексическая тема: Домашние птицы | 1 | |
53 | Дифференциация звуков Ш-Щ | 1 | |
54 | Звук и буква Я | 1 | |
55 | Звук и буква Е,Ё | 1 | |
56 | Лексическая тема: Перелетные птицы | 1 | |
57 | Звук и буква Ю | 1 | |
58 | Лексическая тема: Мебель | 1 | |
59 | Звуки и буквы Я,Е,Ё,Ю | 1 | |
60 | Лексическая тема: Транспорт | 1 | |
61 | Звук и буква Л | 1 | |
62 | Звук и буква Р | 1 | |
63 | Дифференциация звуков Л-Р | 1 | |
64 | Лексическая тема: Профессии | 1 | |
65 | Алфавит. Веселая азбука | 1 | |
66 | Лексическая тема: Инструменты | 1 | |
67 | Игры с буквами | 1 | |
68 | Лексическая тема: Лето. Насекомые | 1 | |
Итого: | 68 часов |