Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Бугровская СОШ 2», дошкольное отделение
Краткосрочный проект во второй младшей группе № 4 «Ребятам о зверятах»
Тема: «День домашней игрушки»
Воспитатель: Ветчининова О. А.
Бугры, 2021
Тип проекта: краткосрочный, познавательный, исследовательско - творческий.
По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Срок проведения данного проекта: краткосрочный - 1 неделя.
Актуальность темы: Наши дошколята с большим удовольствием приходят в детский сад со своими игрушками. Это могут быть куклы, машинки, мягкие игрушки, конструкторы и много другое. Придя в группу, ребёнок обязательно покажет воспитателю и ребятам свою игрушку. А если его ещё и спросить: «Кто тебе подарил игрушку? Как ты с ней играешь? И где она живёт у тебя в доме?», то ребенок с большим удовольствием расскажет обо всем! Даже те дети, у которых еще недостаточно развита связная речь, стараются отвечать на вопросы воспитателя. Со своими игрушками дети чувствуют себя в группе комфортно и уютно. А как они с ними играют! Если это куклы и мягкие игрушки, то ребята строят для них домики из кубиков, лечат, кормят, укладывают спать. А если это машинки – строят гаражи, играют в гонки. Из конструктора ребята строят башни, дома. Наблюдать за игрой детей – одно удовольствие!
Для малышей их личные предметы являются частичками своего чего-то родного и любимого, поэтому было решено посвятить в группе одну неделю любимым домашним игрушкам. В этом помогли стихи А. Барто из серии «Игрушки». Дети с удовольствием слушают стихи и даже заучивают! Им нравится радостная мелодика стихотворений. Они верят в реальность вымысла и переносят описанное в жизнь, а себя в сюжет текста, придумывают собственные детали и эпизоды.
Большинство воспитанников уже знакомы с творчеством Агнии Барто и активно повторяют за воспитателем знакомые строчки ее стихотворений. Поэтому решили остановиться на детской поэзии очень любимой нами поэтэссы.
Младший дошкольный возраст - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевать средством человеческого общения - речью. Характерной особенностью детей раннего возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, выразительным эмоциям и интонациям.
Знакомство детей с произведениями Агнии Барто с младшего дошкольного возраста позволяет воспитать в ребенке доброту, отзывчивость, чувство гуманизма, а также обогащает детей красотой русской речи. Поэзия А. Барто направляет детей видеть не только глазами, но и сердцем, уберегает от равнодушия и зла. И это только начальная ступенька в мир поэзии известной поэтессы!
Проблема:
Решением разработать и организовать проект по теме: «День домашней игрушки» послужил процесс социальной адаптации детей 3-4 лет к новому детскому саду. Известно, что во многих детских садах детям разрешено приносить с собой игрушки (особенно в период социальной адаптации к детскому саду). Психологи и воспитатели исходят из того, что дети, попадая в незнакомую среду вне семьи, меньше переживают и скучают по родителям и близким, если рядом есть любимый друг (игрушка). Поэтому работа, направленная на положительный и успешный процесс социальной адаптации воспитанников к детскому саду очень актуальна и важна. И в этом велика роль игр с домашними игрушками.
Известно, что источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на нее ребёнок переносит все свои человеческие чувства и переживания. Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, использовать по назначению, ставить на определенное место после игры. Желательно воспитать в детях умение делиться своими игрушками в играх со сверстниками, быть щедрым и доброжелательным. Пусть ребенок почувствует положительные эмоции оттого, что доставил другим радость поиграть с его любимой игрушкой!
Цель: разработать кратковременный проект во второй младшей группе как начальную ступеньку на пути к благоприятной социальной адаптации детей к детскому саду.
Задачи:
Ожидаемый результат:
Воспитанники проявляют большой интерес к игрушкам, которые приносят в детский сад в течение недели. На занятиях большинство из ребят активно участвуют в беседах с воспитателем и отвечают на заданные вопросы; вовлечены в познавательно-творческий процесс. Проявляют активность в сюжетно-ролевых и подвижных играх. С интересом разучивают пальчиковые игры и стихотворения А. Барто. Активно участвуют в экспериментально-исследовательской деятельности. В целом ожидаемый результат создает положительный настрой и способствует успешной социальной адаптации детей к детскому саду.
2 этап - практический. Выполнение задач проекта через практическую деятельность детей.
План реализации проекта
Дата | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
27.09.2021 г. Понедельник | 1.Тематическая беседа с детьми: «Моя любимая игрушка» Цель: узнать о любимой игрушке каждого ребёнка (см. Приложение 1, с.10.) 2.Подвижная игра: «Самолеты» (см. Приложение 3 с.15) Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять все движения по сигналу. 3.Выставка портрета А. Л. Барто и ее книг из серии «Игрушки» Цель: познакомить детей с великой поэтэссой А. Барто и ее творчеством. | 1.Организация совместной с воспитателем и родителями выставки книг А. Л. Барто «Игрушки». Цель: познакомить детей с творчеством А. Барто. |
28.09.2021 г. Вторник | 1.Показ детям иллюстраций по книгам А. Л. Барто «Игрушки». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством А. Л. Барто. 2.Разучивание пальчиковой гимнастики «Шарик» (см. Приложение 4, с.17) Цель: познакомить детей с новой пальчиковой игрой «Шарик»; закрепить знания об игрушках; развивать мелкую моторику рук. 3.Беседа - игра «Зайку бросила хозяйка - за окном остался зайка» (см. Приложение 2, с.13) Цель: вызвать у детей положительную эмоциональную ситуацию, чувство сопереживания и ответственность за маленького зайку, заботу о его здоровье и безопасности; побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей. 4.Подвижная игра: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» (см. Приложение 3, с.16) Цель: упражнять детей в умении соотносить движения со словами из стихотворения. | 1.Консультация для родителей «Игрушки и речевое развитие детей» (см. Приложение 7, с. 22) Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4 лет в условиях семьи. |
29.09.2021 г. Среда | 1.Аудиочтение книги А. Л. Барто «Игрушки». Цель:развивать слуховое восприятие и внимание детей. 2.Разучивание пальчиковой игры «Мишка» (см. Приложение 4, с.17) Цель: познакомить детей с новой пальчиковой игрой «Мишка»; закрепить знания об игрушках; развивать мелкую моторику рук. 3.Чтение художественной литературы: стихотворения А. Барто «Наша Таня», «Грузовик», «Самолет», «Зайка», «Уронили мишку на пол…» Цель: продолжать расширять знания детей об игрушках; повторять стихотворения за воспитателем вслух; развивать речь детей. 4.Рисование «Дорога для грузовика» (см. Приложение 5, с. 18) Цель: закрепить знания об игрушках (грузовиках) и их назначении. Продолжать закреплять умения детей держать кисть правильно и пользоваться красками (гуашью). | 1. Рекомендации родителям «Игры детей с игрушками дома» Цель: организовать интересное общение с ребенком и расширить |
знания детей об игрушках (см. Приложение 7, с. 23) | ||
30.09.2021 г. Четверг | 1.Разучивание стихотворений А. Барто «Наша Таня», «Грузовик», «Самолет», «Зайка», «Уронили мишку на пол». Цель: помочь детям запомнить стихотворения А. Барто и умело воспроизводить стихи в речи (с помощью воспитателя). 2.Сюжетная игра: игра с куклой Таней «Угостим куклу чаем» (см. Приложение 2, с.14) Цель: познакомить ребёнка с назначением посуды, объяснить, как выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, чайник). 3.Разучивание пальчиковой игры: «Мячик» (см. Приложение 4, с. 17) Цель: познакомить детей с новой пальчиковой игрой «Мячик», закрепить знания об игрушках и развивать мелкую моторику рук. | 1.Закрепление с детьми разученных стихотворенией А. Л. Барто («Наша Таня», «Грузовик», «Самолет», «Зайка», «Уронили мишку на пол…») 2.Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (аппликация/рисование/лепка) «Моя домашняя игрушка» |
01.10.2021 г. Пятница | 1.Игра-экспериментирование с водой и мячом «Тонет или не тонет? (см. Приложение 5, с. 18) Цель: продолжать расширять знания детей о том, что предметы имеют свойства, которые проявляются при взаимодействии друг с другом. Создать эмоциональный положительный настрой и доставить детям радостное настроение. 2.Итоговое мероприятие «Устроим игрушкам комнату» (конструирование) (см. Приложение 6, с. 20) Цель: построить комнату для игрушек. Развивать конструктивные способности детей. 3.Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» (см. Приложение 3, с. 15) Цель: закрепить умения детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. 4.Фотовыставка «Моя домашняя игрушка» (выставка всех творческих работ детей, выполненных совместно с воспитателем в группе и родителями; фотографии детей с игрушками). Цель: подвести итог недели «Моя любимая игрушка». |
3 этап – заключительный. Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. По итогу реализации проекта «День домашней игрушки» будут приобщены фотоматериалы.
В ходе реализации проекта «День домашней игрушки» были достигнуты следующие рузультаты:
Широко обогатился опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов в играх и на занятиях. Пополнился словарный запас детей. Воспитатель способствовал формированию у детей стремления к познанию и творчеству. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек; дети проявляли большой интерес и желание играть с игрушками.
Следует отметить, что возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.
В течение всей недели большинство из детей приходили в группу с хорошим настроением!
Приложение
Приложение 1
Беседа «Домашняя игрушка».
Цель: узнать о любимой игрушке каждого ребенка
Задачи: формировать умения детей описывать игрушку; умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Расширять словарный запас детей, связную речь; умение использовать в беседе накопленные знания (об игрушке). Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук, любознательность на занятии, интерес к игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.
Материалы к занятию: игрушки (в том числе и игрушки детей), музыкальные инструменты, картинки с изображение игрушек.
Предварительная работа: чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе; проведение тематических бесед на тему: «Будьте вежливы!».
Ход занятия:
- Ребята у каждого человека, будь это взрослый или ребенок, есть любимые вещи, это игрушки, книжки…А у вас есть игрушки любимые? (ответы детей) А за что вы любите свою игрушку?
Беседа:
- Ребята, скажите, можно ли рвать игрушки? (Нельзя). Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)
- А можно ли оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушек не останется)
- Скажите, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться и садиться на машинку)
- Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
- Верно! А ещё необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться, испачкаться).
- Вот мы и помогли игрушкам. Они радуются. Но им всё равно немного грустно: ведь у каждой игрушки есть своё место. После игр мы все игрушки ставим на свои места. Давайте и мы их отнесем на свои места на полочки шкафчика? (поставить игрушки на заранее подписанные листы бумаги с именами и фамилиями каждого из детей)
Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».
- Ребята, а сейчас мы поиграем! Давайте знакомиться? Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. На пример: «Меня зовут…. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». Дети называют себя и свои любимые игрушки.
- А сейчас попробуйте угадать про какую игрушку я говорю?
Игра «Угадай игрушку»
Первый вариант: Взрослый показывает ребенку 3-4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу объяснить ребенку, как правильно называть этот предмет:
«Это… заяц (лиса, утенок)».
Второй вариант: Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
- Молодцы, ребята. Мы сейчас попробуем поиграть в игру «Четвертый лишний»
Игра «Четвертый лишний»
- Ребята, на этой картинке изображены предметы. Один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.)
Дидактическая игра «Большая - маленький»
- Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие? Давайте поиграем? Будьте внимательны!
«Большая – рыба, а маленькая – рыбка».
«Большая кукла – маленькая куколка»
«Большой мяч – маленький мячик»
«Большая машина – маленькая машинка»
«Большой заяц – маленький зайка»
«Большой барабан – маленький барабанчик»
-Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Физминутка «Мячик»
Раз, два, прыгай мячик
Раз, два и мы поскачем
Девочки и мальчики,
Прыгают как мячики.
- Молодцы, дети! Хорошо справились с заданием!
- Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные. А вот какие музыкальные, вы мне скажете. Слушайте внимательно!
Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай-ка!
Это наша (Балалайка).
Очень весело поет, если дуется в нее.
Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).
- Все инструменты отгадали. Молодцы!
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра.
Дидактическое упражнение «Барабан».
- Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем
барабанить ими по столу и говорить: «Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».
- Ребята, мы сегодня много нового узнали об игрушках и поиграли с ними. Узнали, что у каждого из вас есть любимая игрушка. Берегите их, любите, не ломайте их, не обижайте их.
Приложение 2
Беседа: «Зайку бросила хозяйка - за окном остался зайка…»
Цель: вызвать у детей положительную эмоциональную ситуацию, чувство жалости и ответственность за маленького зайку, заботу о его здоровье и безопасности; побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей.
Материалы: игрушка - заяц, теплый шарф, шапка, носки.
Ход игры:
Во время самостоятельной игровой деятельности дети видят за окном (обратить внимание детей) игрушку – зайчика, который весь промок. Воспитатель спрашивает: «Что делает за окном зайчик? Как он оказался один на улице?»
Побуждать детей к самостоятельным высказываниям.
«Может кто-то из вас его там оставил?»
Воспитатель читает стихотворение:
Зайку бросила хозяйка,
За окном остался зайка,
В группу к нам прийти не смог,
Весь до ниточки промок.
В: Ребята, а разве можно гулять одному, без мамы? (ответы детей).
В: Это очень опасно, маленькие детки могут потеряться.
В: А оставлять игрушки, бросать их?
В: Как помочь зайчику? (занести в группу, укрыть одеялом и т.д.) предложить детям потрогать зайчика. Какой он? (холодный, весь мокрый, сырой.)
В: Хозяйка потеряла зайку, он весь мокрый и замерз. Как можем помочь зайке, чтобы он не заболел? (Одеть, высушить, завернуть в полотенце, одеяло ).
В: У меня в корзинке есть теплая одежда, помогите мне зайку одеть (можно спросить, какую одежду дети одевают осенью?).
В: Посмотрите, ребята, какой стал зайка? (Веселый). Он говорит всем нам «Спасибо».
В: Ребята, а вы хотите поиграть с зайчиком? А в какую игру? Оденем маски, мы теперь тоже зайчики. Затем воспитатель предлагает поиграть - все дети будут зайцами. Читает стих, а дети выполняют указанные в них движения.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, и вот так!
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так!
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так!
Надо зайке поскакать.
В: Отогрел зайка ушки, лапки, а теперь надо зайку напоить чаем с медом.
«Угостим куклу чаем»
Цель: познакомить ребёнка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, чайник).
Материал: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, чайник).
Ход игры: Взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы, их надо посадить за стол и угостить чаем.
В: «Давай расставим чашки и блюдца».
В: «Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей».
При затруднении используются действия по показу. В конце игры педагог называет предметы посуды: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай».
В заключении можно прочитать потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
Приложение 3
Подвижная игра «Самолеты»
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять все движения по сигналу.
Воспитатель вызывает двух-трех детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и летать.
Вызванные дети выходят и становятся на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: «К полету приготовиться! Завести моторы! ». Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р – р - р». После сигнала воспитателя «Полетели!» разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку! » они направляются на свои места. Затем играет другая подгруппа.
Рекомендации. Воспитатель должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он выполняет движения вместе с детьми.
При повторном проведении игры можно вызвать большее число детей, а после многократных повторений предложить всем полетать на самолетах.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: упражнять детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
Описание игры: определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: упражнять детей в беге по разным направлениям, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание: дети - «воробушки» садятся на скамейки - «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки! » - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Приложение 4
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«ШАРИК»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
«МИШКА»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мишка косолапый по лесу идет, (Ручки на пояс и идти, переваливаясь из стороны в сторону)
Шишки собирает и в карман кладет. (Ручку сжать в кулачок)
Вдруг одна из шишек прямо мишке в лоб, (Бить кулачком в лобик)
Мишка рассердился и ногою топ. (Голову поднять вверх и погрозить
пальчиком. Топнуть ногой).
«ИГРУШКИ»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
«МЯЧИК»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Приложение 5
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «ДОРОГА ДЛЯ ГРУЗОВИКА»
Цель: продолжать закреплять умения детей держать кисть правильно и умело пользоваться красками. Познакомить детей с черным и коричневым цветами.
Материалы к занятию: листы бумаги с изображением грузовика, маленькие игрушечные автомобили, краски, кисти, баночка с водой, клеёнки, салфетки бумажные, поделка-образец «Дорога для грузовика» (у воспитателя).
Ход занятия.
Создание игровой мотивации. Воспитатель показывает детям маленькие автомобили и говорит: «Эти автомобили должны отвезти подарки игрушкам. Но не могут это сделать, потому что на дорогах глубокие ямы и лужи. Машины не могут проехать».
Воспитатель спрашивает, согласятся ли дети помочь выровнять дорогу и отвезти подарки по назначению. Получив утвердительный ответ воспитатель говорит: «Возьмем лист бумаги и нарисуем дорогу коричневым и черным цветом.
Воспитатель на укрупненном образце показывает, как рисовать дорогу: частые полосы в одном направлении, с одинаковой силой нажима на кисть.
Воспитатель подбадривает, хвалит, побуждает выполнить задание как можно лучше; объясняет, что в тех местах, где сохранился лед (просматривается бумага), машина явно не пройдет.
По окончанию рисования воспитатель выдает каждому машину. Теперь уже можно выполнять задание.
Игра – экспериментирование с водой и мячом «ТОНЕТ ИЛИ НЕ ТОНЕТ?»
Цель:
• Расширять знания детей о том, что предметы имеют свойства, которые проявляются при взаимодействии друг с другом.
• Создать эмоциональный положительный настрой и доставить детям радостное настроение.
• Продолжать закреплять умения детей отвечать на вопросы воспитателя.
• Развивать тактильное восприятие, мышление, внимание, связную речь, любознательность.
• Воспитывать желание помочь взрослому.
• Воспитывать аккуратность в игре - экспериментирования с водой.
Материалы и оборудование:
• резиновые мячи
• деревянные кубики, 2 камня средних
• таз с водой
Ход занятия
В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Таня в гости к нам пришла.
Давайте поздороваемся с Таней. Ребята смотрите, кукла Таня пришла грустная, расскажи, Таня, что случилось?
Таня: Я играла с мячиком возле речки и мяч неожиданно упал в воду, я боюсь, что он утонет и прошу вас достать мяч.
В: Ребята поможем кукле Тане? Ребята, а можно ли ходить одним на речку без взрослых? (нет) Мы лучше позвоним спасателям, и они достанут твой мячик. А как вы думаете, может мячик утонуть в воде (нет, давайте проверим). Возьмите мячики и осторожно пустите в воду, что делает мяч? (плавает или тонет) .
Дети берут маленькие мячики и опускают в таз с водой.
В: Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Почему он плавает? (ответы детей)
Он легкий, почему он легкий, потому что он сделан из резины, значит он какой? (резиновый). Поэтому он не тонет, а плавает.
В: А теперь посмотрите, что я вам покажу. (показывает камень) Что это? (камень). Потрогайте, какой он, он шершавый и тяжелый. Как вы думаете, он утонет?
Дети должны сами сказать знакомятся с качеством камня (шершавый, холодный, тяжелый)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель бросает в воду камень - он тонет.
В: Что произошло с камнем? Почему он утонул? (ответы детей). Камушек тяжелый вот и утонул, и у него внутри нет воздуха, как у кубика.
Таня: Как интересно!
В: Ребята, с какими материалами мы сегодня познакомились? Что легче? Что тяжелее? (ответы детей)
Таня: Мне у вас сегодня в гостях понравилось, можно я к вам еще в гости приду? (можно). До свидания.
Приложение 6
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ «УСТРОИМ ИГРУШКАМ КОМНАТУ»
Цель: развивать конструктивные способности детей.
Задачи: закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кубик, кирпичик): цвет, размер. Развивать умения детей подбирать необходимые детали и передавать их пространственное расположение по образцу. Продолжать развивать умения у ребят располагать детали вертикально и горизонтально на узкую или широкую сторону, плотно прижимать их друг к другу и конструировать постройки с перекрытиями. Развивать умения выделять в постройке основные функциональные части (сиденье, спинка, крышку, ножки, определять их назначение. Развивать воображение, творчество детей, коммуникативные навыки общения. Побуждать детей обыгрывать постройки. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность в работе, чувство коллективизма, доброжелательность и дисциплину на занятии.
Материалы к занятию: наборы строительного материала (деревянные и мягкие кубики и детали), мишка (игрушка) и игрушки детей.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня утром, пока я вас ждала, услышала, как в группе кто-то плачет. Стала искать и увидела вот этого маленького медвежонка в коробке. Я спросила, почему он плачет, и знаете, что он ответил? У каждой игрушки в нашей группе есть свое место, свой домик, ребята каждый день играют с ними, а этот малыш лежит в темной коробке, его никто не замечает, никто с ним не играет. А ему так хочется познакомиться и подружиться с вами, чтобы у каждой была своя комната!
- Посмотрите, что у меня есть (выкладывает на стол детали конструктора – разноцветные кубики и кирпичики).
- Ребята, что это лежит на столе? (Кубики)
- Какого они цвета? (Синий, зеленый, красный, жёлтый)
- А это что такое? (Кирпичики)
- Какого они цвета? (Синий, зеленый, красный, жёлтый)
- Посмотрите внимательно, чем они отличаются? (У кубика все стороны одинаковые, а у кирпичика разные – длинные и короткие).
- Ребята, я из этих кубиков и кирпичиков построила комнату для мишки.
Давайте рассмотрим, что стоит в комнате мишки? (стол, стул, кровать, шкаф). Как назвать одним словом всё то, что стоит в комнате? (мебель)
Из каких деталей я построила стул? (Из кубика и кирпичика)
Сколько я взяла кубиков? Кирпичиков? (один кубик, один кирпичик)
Как из кубика и кирпичика построить стул? (поставить кирпичик на узкую короткую сторону, и приставить к кубику вплотную)
Для чего стул? (чтоб на нём сидеть)
Из каких деталей я построила кровать? (Из кубиков и кирпичиков)
Сколько я взяла кубиков? Кирпичиков? (два кубика, два кирпичика)
Как из кубиков и кирпичиков построить кровать? (поставить два кубика рядом вплотную, поставить кирпичик на узкую короткую сторону, и приставить к кубику вплотную, с другой стороны точно также.)
Для чего кровать? (чтобы спать на ней)
Из каких деталей я построила стол? (Из кубиков и кирпичика)
Сколько я взяла кубиков? Кирпичиков? (два кубика, один кирпичик)
Как из кубиков и кирпичика построить стол? (поставить два кубика рядом но не вплотную, положить кирпичик широкой стороной на кубики)
А для чего стол? (чтоб за ним есть, играть, рисовать, лепить)
Из каких деталей я построила шкаф? (Из кирпичиков)
Сколько я взяла кирпичиков? (два кирпичика)
Как из кирпичиков построить шкаф? (поставить кирпичики на узкую короткую сторону, и соединить их вместе длинными узкими сторонами)
А для чего шкаф? (чтобы вешать (складывать) одежду, вещи)
Я думаю, мишке будет очень приятно жить в этой комнате, и она сможет принимать тут своих друзей.
- Я построила мебель в комнату только для одного мишки. Ну а я предлагаю вам построить комнаты с мебелью для этих маленьких животных. У вас на столах есть все необходимое для этого. Возьмите себе по одной игрушке и приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей:
В: Что ты строишь? Какие детали тебе понадобятся? Как ты построил? Какого цвета?
Детям, которые закончили работу раньше всех, воспитатель предлагает познакомить мишку с новой комнатой: посадить за стол, уложить на кровать.
В: Молодцы, ребята! Какие замечательные комнаты теперь есть у наших игрушек! Они очень рады, что могут ходить друг к другу в гости и пригласить к себе ребят, чтобы поиграть в разные игры. А теперь вы можете сходить друг к другу в гости.
Приложение 7
Консультация для родителей «Игрушки и речевое развитие»
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4 лет в условиях семьи.
Игрушка – неотъемлемая часть маленького человека. С игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботится, осваивает новое, переживает и взрослеет. Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребенок приобретает множество возможностей для развития речи. Наборы игрушек (люди: фигурки детей, взрослых; жилища людей и их окружение; средства передвижения; животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда) используются:
- для уточнения произношения в звукоподражаниях: («Угадай, кто кричит?», «Большой – маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра);
- для знакомства с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками;
- для развития связной речи (проигрывание знакомых сказок, организация сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «Салон красоты» и др.).
Какие игрушки развивают речь и мелкую моторику? Раннее развитие мелкой моторики способствует быстрому становлению правильной речи, мышления и памяти. Правильное и быстрое развитие мелкой моторики у дошкольников помогает достичь великолепных успехов в последующем школьном обучении. Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребенка воображение, вырабатывают усидчивость. Пластилин и паста для лепки развивают цветовое восприятие, воображение, мелкую моторику.
Требования к игрушке. Игрушка должна быть:
1.Безопасной (соответствовать гигиеническим требованиям)
2.Эстетичной (привлекать внимание)
3.Соответствовать возрасту (содействовать развитию ребенка)
4.Динамичной (побуждать малыша к разнообразным действиям)
5.Современной (отражать черты времени, связь с окружающей жизнью)
6.Максимально приближенной к оригинальному аналогу.
Важно помнить правило: «Игрушки надо выбирать, а не собирать!»
Что для детей игра? «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Возьмите за правило заниматься со своим ребенком ежедневно по 10-30 минут специальной деятельностью:
Помните: для каждого ребенка игра не только забава, а важное и серьезное дело; это настоящая жизнь, он отдается ей полностью, воспринимая ее правила, учась и совершенствуясь.
Рекомендации родителям «Игры детей с игрушками дома»
Цель: организовать интересное общение с ребенком и расширить знания детей об игрушках.
1.Воспитывайте у ребенка бережное отношение к игрушкам. Поясните малышу, почему игрушки надо беречь, не только свои, но и общие.
2.Составьте с ребенком небольшой описательный рассказ о любимой игрушке по вопросам:
3.Поиграйте в игру «Чего не стало?». Поставьте в ряд 4-5 игрушек, предложите ребенку закрыть глаза и в это время уберите одну игрушку.
4. Выучите со своим ребенком стихотворения про игрушки.