Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Две стороны образования...

В статье рассматриваются две стороны обучения на современном этапе развития педагогики. Содержание статьи посвящено поиску ответа на вопросы два вопроса. По какой модели хочу обучаться, если я студент По какой модели хочу обучать, если я преподавательВывод, который получен в результате проблемного взгляда на современное образование студентов. Проблема несоответствия системы подготовки специалистов, сохранившей репродуктивные признаки в информационном обществе, может быть решена при использовании развивающей и обогащающей моделей, т.к. главным ресурсом в новом обществе становится человек, обладающий профессиональными и общекультурными компетенциями, способный к самообразованию не только в течение всей профессиональной карьеры.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сочинение

По какой модели хочу обучаться, если я студент?

По какой модели хочу обучать, если я преподаватель?

Новая нарождающася информационная культура общества ставит перед высшей школой новую задачу: подготовку специалиста, у которого сформированы общекультурные и профессиональные компетенции, как интегративные умения решения нестандартных организационных, коммуникативных, информационных, социокультурных, познавательных и иных профессиональных задач. Целевой образовательный вектор с «человека делающего» должен переместиться на другой – «человека созидающего», и в новые модели обучения и преподавания должны соответствовать этой задаче.

Я проанализировала различные модели обучения, выделенные с учетом психологических механизмов умственного развития психологом М.А. Холодной и, исходя из современных требований информационного общества и его социальных потребностей, выбрала две: развивающую модель и обогащающую модель.

В качестве студента я хотела бы учиться по развивающей модели, а если бы я была преподавателем вуза, то выбрала бы обогащающую модель. Почему выбраны две разные модели? По моему мнению, эти две модели наиболее полно отражают современные тенденции развития информационного общества, и в совокупности гармонично соединяют обучение и преподавание, слагаемые двустороннего процесса образования.

Какие составляющие «развивающей» модели позволяют преодолеть конфликт между требованиями информационной культуры и результатами подготовки специалистов?

Во-первых, интегративный характер современности требует надпредметного принципа образования и использования форм организации занятий, формирующих комплексное представление о мире, систему интегративных знаний и умений, способов деятельности и эмоционального опыта. Эта задача в развивающей модели решается методами основного принципа обучения: принципа содержательного обобщения, выступающего в качестве основы учебной деятельности ученика. У обучающегося формируется способность мыслить по принципу «от общего - к частному» в ходе решения частных задач на основе общего подхода. Такой опыт мышления необходим при решении профессиональных задач, ведь в будущей своей деятельности на производстве специалист будет решать множество частных задач, которые при обучении в вузе нельзя предвидеть, но умея мыслить «от общего к частному», можно найти решение.

Во-вторых, от современного специалиста требуется умение принимать, понимать и использовать новое в своей деятельности легко и непринужденно, критически пересматривать в зависимости от полученных результатов. Система «развивающего» обучения способствует развитию гибкости и конвергентности мышления, благодаря целенаправленному освоению мыслительных действий, таких, как анализ, синтез, критическое осмысление, планирование, рефлексия и т.д., использованию исследовательских методов обучения.

В-третьих, новая информационная культура немыслима без активной и конструктивной коммуникации и диалогичности. Для решения этой задачи необходимы активные, диалоговые, исследовательские формы организации познавательной деятельности. Характер деятельности обучающегося в «развивающей системе» способствует освоению способов деятельности. Более того, эта деятельностная парадигма является неизбежной психологической основой этой модели. Система общекультурных компетенций будущего специалиста выводит на первый план умение сотрудничать, вести конструктивный профессиональный диалог.

В-четвертых, в современной культуре актуализируется уникальность человека, самоценность человеческой жизни. Для развивающей модели работа над психологическим развитием каждого является неотъемлемой частью и основана на принципах психологической комфортности, адаптивности и развития, что выражается в создании соответствующих условий для максимального саморазвития обучающегося.

Итак, учитывая мое стремление к самосовершенствованию и желание быть хорошим и современным специалистом, умеющим решать любые профессиональные задачи информационного общества, считаю, что компоненты развивающей модели могут обеспечить достижение поставленной мной цели. Вторым достоинством этой модели, думаю, является некая содержательная консервативность, которая формирует целостную систему знаний, что для современного специалиста немаловажно, т.к. сверхдостаточность информации является одновременно и «плюсом», и «минусом» современного общества. Некая фундаментальная база знаний и умений при обучении в вузе обязательно должна быть сформирована, а в развивающей модели специально организованная учебная деятельность является содержательным компонентом системы.

Почему моя преподавательская деятельность была бы основана на «обогащающей» модели?

Во-первых, эта система учитывает вызовы современного информационного общества, а именно:

Во-вторых, благодаря индивидуализации ментального опыта, обучение становится личностно значимым, что позволяет решать проблемы учебной и профессиональной мотивации будущих специалистов. В-третьих, в обогащающей модели четко наблюдаются выше перечисленные положительные характеристики развивающей модели, но с включением личностно ориентированного компонента (ментального опыта), что является главным условием моего выбора.

Вывод. Проблема несоответствия системы подготовки специалистов, сохранившей репродуктивные признаки в информационном обществе, может быть решена при использовании развивающей и обогащающей моделей, т.к. главным ресурсом в новом обществе становится человек, обладающий профессиональными и общекультурными компетенциями, способный к самообразованию не только в течение всей профессиональной карьеры.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области