Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проведение урока с использованием технологии критического мышления по теме "Формы и системы оплаты труда "

Сформировать специальные знания, умения и навыки по теме «Формы и системы оплаты труда».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности.

«Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

По мнению исследователей, основные особенности технологии можно сформулировать следующим образом:

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления.

Первая фаза – фаза вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

1. Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

2. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.

3.Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

На этом этапе информация выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая фаза – фаза осмысления (фаза реализации смысла)

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

1.Организация активной работы с информацией.

Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.

2.Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

На этом этапе происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья фаза – фаза рефлексии

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.

Для этого необходимо:

1.Самостоятельно систематизировать новый материал.

2.Определить направления для дальнейшего изучения темы.

Здесь происходит творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Роль преподавателя

Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Урок с использованием технологии критического мышления по теме: "Формы и системы оплаты труда "

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательная:сформировать специальные знания, умения и навыки по теме: «Формы и системы оплаты труда».

Развивающая:развитие познавательных способностей студентов, активизация интеллектуальных способностей, расширение их кругозора, оперативного мышления, умений работать в должном темпе, инициативы, уверенности в своих силах.

Воспитательная:воспитание трудолюбия, интереса к предмету, внимательности.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: критическое мышление.

Урок проводился с помощью презентации, подготовленной в PowerPoint и интерактивной доски.

Ход урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Самостоятельная работа студентов.

Составление кластера.

Объяснение обучающимися прочитанного материала.

Закрепление пройденного материала (тест по пройденному материалу и решение индивидуальных задач).

Подведение итогов урока и выставление оценок за решение задач и тест.

Домашнее задание.

1 этап.Определение темы урока.

( На данном этапе студентам задается ряд вопросов, на которые они отвечают):

1.Это есть во всех учреждениях различных форм собственности.

2. Об этом Анри Файоль  сказал «…….должно быть справедливым».

3. Это изучают в учебных заведениях.

4.Это бывает разным по размеру.

5.Это все любят.

Если обучающиеся не назвали тему урока, то им дается подсказка в виде видеоролика о заработной плате.

2. этап– на данном этапе перед студентами ставится проблема.

«Два человека примерно одинакового возраста, с одинаковым уровнем образования устраиваются на предприятие на одну и ту же специальность. В конце месяца, при получении заработной платы, оказалось, что они получили разное вознаграждение за свой труд. Как Вы думаете, почему работники получили разную оплату труда?».

Далее обучающиеся пытаются ответить на вопрос. Из всех предложенных вариантов преподаватель формулирует цель урока.

На этапе изучения новых знаний – обучающиеся делятся на группы и каждой группе выдается свой материал по изучаемой теме.

Когда все группы готовы, от каждой группы спикеры составляют кластер «гроздь винограда» на интерактивной доске при этом объясняя изученный материал (рис.2). В конце урока на доске составляется кластер по теме урока.

На этапе закрепление материала обучающимся предлагается выполнить тест и решить индивидуальные задачи. Таким образом, использование креативных приёмов на уроках экономики  формирует у студентов навыки работы с информацией, позволяет аргументировано высказать свою точку зрения, развивает креативность, что сейчас необходимо для востребованного специалиста.

Список литературы:

1. Текст как образовательный ресурс – URL: http://contest.schoolnano.ru/source_of_info/

2. Методы и приемы технологии критического мышления – URL:

3. Гин А. А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин. – М: Вита-Пресс. – 2018. – 112 с. 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области