Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы
Тема: «Радуга»
Воспитатель: Кузьменко Н.Н
Цель: Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с объектом неживой природы(родником);
-Систематизировать знания о круговороте воды в природе и природных явлениях(туман, дождь);
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, память, речь(активизация словаря: живой, прозрачный, прохладный, быстрый, серебряный, хрустальный; обогащение словаря: живительный, неиссякаемый, криницы)
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, стаканы, воронки, ложки, ватные диски, емкости с песком, глиной и водой, салфетки.
Предварительная работа: Беседа «Будь другом природе». Чтение сказки Н.М.Грибачева «Заяц Коська и Родничок»; просмотр одноименного мультфильма (реж. Ю.Прытков, 1974г.). Занятия «Природные явления», «Водные ресурсы Земли».
Ход Занятия.
(1 слайд)
Вступительная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотри на меня и улыбнитесь. Теперь я вижу, что вы готовы к занятию. Послушайте, что это шумит?(включается шум родника) (Ответы детей). А так ли это, вы узнаете отгадав загадку:
Говорливый и живой,
Плещет он в лесу водой.
Он всегда кружить привык.
Это маленький…(родник)
Воспитатель: Наверно, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Верно. Кто из вас видел родник? Какой он? ( живительный, прозрачный, прохладный, быстрый, серебряный, хрустальный, неиссякаемый… ) Хотите больше узнать о родниках? (Да).
Основная часть.
2 слайд (Родник лесной) Воспитатель: Вы сказали, что видели родник в лесу. Какой это родник? (Лесной). Где еще могут находиться родники и как их можно назвать? (На лугу-луговой, в горах-горный).
Родник (еще его называют ключ) выходит из глубин земли. Вода в нем никогда не застаивается, она всегда чистая и прохладная. Возле родников пышно разрастаются деревья, кустарники, высокая сочная трава. Как вы думаете: почему? (Предположения детей). Верно. Здесь растениям всегда хватает живительной влаги.
Издавна люди считали, что родниковая вода дарит здоровье. Находящиеся возле тропинок и дорог родники раньше называли криницами. Возле них вешали кружку, чтобы усталые путники могли утолить жажду.
Значит, прежде всего родник-это вода.
Воспитатель: Чтобы родниковая вода оставалась всегда чистой и полезной, люди должны беречь родники. Как вы думаете, что значит- « беречь родники ?» (Дети: возле родника нельзя мусорить, мыть в нем грязную обувь, нельзя преграждать дорогу воде, бросать в нее камни, палки.)Правильно, если не соблюдать эти простые правила, источник может исчезнуть.
Мы с вами знаем, что всю природу можно разделить на два огромных мира. Каких? (Живая и неживая природа.) Как вы думаете, родник к какому относится? (Ответы детей, Оля, а ты как думаешь, Ваня, а ты скажи.) Верно, к миру неживой природы.
Вы знаете как появляются родники? ( Предположения детей, Света, а ты как думаешь?) Предлагаю пройти в лабораторию и провести опыт.
Дети подходят к столу с материалами и оборудованием
Воспитатель: Возьмите по два стаканчика, вставьте в них воронки. На дно каждой воронки положите ватный диск. В одну воронку насыпьте песок, а в другую положите глину. Теперь наливайте воду в каждую воронку. Что вы видите? ( Песок хорошо пропускает воду, а глина ее задерживает.) Запомните эти свойства воды, песка и глины. Выходите из-за столов.
(Слайд 4) (Подземные воды)
Воспитатель: Как называются воды, которые текут под землей? (Подземные воды.) Подземные воды проходят сквозь слои песка и земли (вспомните наш опыт), но задерживаются, доходя до слоя глины. Вода в тех местах, где есть уклон, стекает по слою глины и выходит на поверхность земли. В этом месте появляется родник. Помните, как вода попадает на землю? (Когда идет дождь или тает снег, капли воды проникают под землю.)
(Слайд 5) (Дождь)
Зрительная гимнастика
Капля первая упала-кап!
(Смотрят вверх, переводят взгляд вниз.)
И вторая прибежала-кап!
(Смотрят вверх, переводят взгляд вниз.)
Мы на небо посмотрели
(Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели.
(Переводят взгляд вправо-влево.)
Намочил нам дождик лица,
(Прижимают ладони к лицу.)
Мы капли вытирали.
(Поглаживают лицо.)
Даже туфли, посмотрите,
Мокрыми стали.
(Смотрят вниз, переводят взгляд вправо-влево.)
Мы плечами поведем
И все капельки стряхнем!
(Закрывают глаза, поводят плечами вперед- назад.)
Слайд (Туман)
Воспитатель: Откуда появляется дождь, как вы думаете? (Предположения детей, а ты Оля, как думаешь?) Хотите узнать, как на самом деле появляется дождь? (Да). Отгадайте загадку.
Хотя пушистый он на вид,
Дождик нам с тобой сулит.
Над рекою по утрам
Расстилается …(туман)
Воспитатель: Верно. Когда светит солнце, оно нагревает воду на поверхности морей, рек и других водоемов. Частички воды с поверхности водоема превращаются в пар и поднимаются вверх. Тогда мы видим над водой туман.
Пар очень легкий, поэтому он поднимается высоко в небо и образует облака. Частички пара в облаке остывают, соединяются и превращаются в капли. Когда они становятся достаточно тяжелыми, то падают на землю в виде дождя. Слайд( Круговорот воды в природе).
Воспитатель: Ребята, о каком явлении я говорю? (О круговороте воды в природе) Помните- в сказке «Заяц Коська и Родничок» мы об этом читали? (Да).
(Слайд 4) Воспитатель: Вы знаете, как появляется родник. А что с его водой происходит дальше ? (Предположения детей) Чем станет родник, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по лесенке,
Узнаете меня.( Ручей.)
Давайте превратимся в ручейки и поиграем. Хотите? (Да.) распределяйтесь на подгруппы-«ручейки» (по 5-6 человек), вставайте друг за другом и кладите руки на пояс стоящего впереди ребенка. По сигналу «Ручейки бегут!» каждая подгруппа произвольно бегает по игровой зоне. По сигналу « Река» подгруппы по ходу движения объединяются в одну колонну. По сигналу «Озеро» все берутся за руки и образуют круг.
Воспитатель: Давайте поразмышляем, что станет с ручейком в будущем? ( Предположения детей.) Он сольется с другими ручейками, и все вместе они станут рекой, которая принесет свои воды в озеро или море. (Слайд 5)
Воспитатель: Помните мы с вами рассматривали реку? А что есть у реки?(Дети: два берега и русло.) Верно. А кто водится в речной воде? (Ответы детей). А что растет на берегах рек? (Ответы детей.)…И все это берет начало от маленького родника!
Воспитатель: Вот и закончилось наше знакомство с родником. Что вам показалось интересным на занятии?( Ответы детей) Все запомнили как происходит круговорот воды в природе?(Да) А как, вы, думаете, пригодятся вам эти знания в жизни? (Ответы детей). Молодцы, занятие окончено.