Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа дополнительного образования "Волшебный песок"

Цель программы Развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной терапии. . Задачи программы - развитие познавательных процессов восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь. - развитие процессов саморегуляции - развитие сенсорно-перцептивной сферы, - развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков - тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь - формировать установку на положительное отношение к себе. - снижение тревожности и психофизического напряжения, умение детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке. - равноценное развитие и работа левого мышление, логика и правого творчество, интуиция полушарий головного мозга - ребенок создает рисунки двумя руками Задачи. 1. Развитие творческих способностей. 2. Художественно-эстетическое развитие. 3. Познавательное развитие.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №97


"Детский сад присмотра и оздоровления"

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Волшебный песок»

для воспитанников 2 -5 лет 

Срок реализации: 4 месяца

Составитель: Буренкова Екатерина Алексеевна

воспитатель

2020

Пояснительная записка

    Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

 К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Казалось бы, все очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

 Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает его прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".

Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всё, что угодно и быть мастером своего мира.

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Воображение – один из важнейших мыслительных процессов. Развивая воображение совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется личность ребёнка. Программа «Волшебный песок» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания творческих видов деятельности с использованием сухого и мокрого песка.

 Программа предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее  становления.  Игра и рисование – особые формы детской деятельности.

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Цель программы: Развитие  творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной терапии. .

Задачи программы:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь).

- развитие процессов саморегуляции;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы,

- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;

- тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;

- формировать установку на положительное отношение к себе.

- снижение тревожности и психофизического напряжения, умение детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.

- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - ребёнок создаёт рисунки двумя руками;

Задачи:.

1. Развитие творческих способностей.

 2. Художественно-эстетическое развитие.

3. Познавательное развитие.

Общая характеристика Программы. Методы и приёмы. Рисование песком – новая техника для воспитанников, она им  не знакома и они не владеют приёмами рисования. Поэтому необходимо детей заинтересовать, научить правилам обращения с песком, показать приёмы рисования песком. Для этого используются следующие способы, методы и приёмы.

У детей дошкольного возраста развито наглядно-образное мышление. Для заинтересованности используются: фотографии рисунков; видеоматериал; показ способов и приёмов рисования песком; демонстрация создания рисунка педагогом.

Для ознакомления воспитанников с приемами и способами рисования песком, сначала, используется демонстрация создания рисунка педагогом, затем показ, напоминание способа рисования, словесная инструкция, напоминание в виде фото-таблицы.

Демонстрация, показ сопровождаются словесной инструкцией. По мере усвоения способа рисования, показ и указания становятся индивидуальными. Демонстрация создания рисунка педагогом помогает детям увидеть сам процесс возникновения образа, рисунка.

Побуждая воспитанников  к созданию выразительных рисунков, активно используются методы и приёмы образного восприятия мира, проживания образа. Важно вовлечь детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике рисования, а эмоционально переживали ситуацию. Художественное слово (стихи, загадки), придуманные истории, беседы, вопросы, музыка на занятиях помогают лучше воспринять образы и выразить их в рисунке. Рисунки песком создаются пальцами, ладонями, поэтому важно перед рисованием разработать их, используя пальчиковую гимнастику. Дети могут делать по показу воспитателя, по словесной инструкции, самостоятельно по схеме рисунка.

 Взаимодействуя с песком, воспитанник непроизвольно создаёт какие-либо линии, образы, поэтому необходимо давать детям возможность самостоятельно рисовать, а педагогу помочь увидеть образ.

Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Это позволяет ребенку в полнее осмыслить результат своей деятельности. Воспитанники  отмечают, обсуждают понравившиеся образы, способы изображения, делятся впечатлениями, рассказывают о своем рисунке. Анализ учит ребенка задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей.

С первых занятий необходимо стимулировать стремление воспитанников  к самостоятельности, творческой активности –поощрять за инициативность, экспериментирование, нестандартное воплощение художественного образа. Возникшие у ребенка затруднения надо решать индивидуально, исходя из его творческого замысла и способностей.

Основными формами проведения занятий являются совместная деятельность педагога и воспитанников.При планировании учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, учитываются интересы, как отдельных детей, так и группы в целом.

Технические приёмы рисования песком: 

∙ рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами;

∙ несколькими пальцами одновременно;

∙ симметрично двумя руками;

∙ насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего;

∙ скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения;

∙ выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро;

∙ создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.

Прогнозируемый результат:

• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;  

• Повышение уровня развития фантазии, воображения, внимания;  

 • Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;  

 •Воспитание положительных нравственных качеств личности.

Методы и приемы обучения:

 - игровой;  

- наглядный;

 - словесный (использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);

 - практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, заданий );  

- исследовательский;  

- сказкотерапия;

 - метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и воспитанника в едином творческом процессе);

 - сотворчество (совместная работа);

 - мотивационный (убеждение, поощрение).  

 Оснащение кабинета  песочной терапии.

1.Стол с подсветкой, наполненный песком

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и  не  слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

2. Технические устройства

- Фотоаппарат, компьютер

3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

- Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.

-Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.)

- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница., заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение(вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий.

- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

- Деревья, кусты, цветы и другие растения.

- Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.

-Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.)

- Транспортные средства( наземные, водные, воздушные)

- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

- Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.

- Миниатюрные музыкальные инструменты.

- Ритуальные предметы.

- «Мультяшные» персонажи.

- Маски.

- Зеркала

Ларцы, коробочки.

Занятия проходят один раз в неделю, длительность регламентируется требованиями СанПиН, продолжительность занятий:

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (6 человек) 4 раз в месяц в песочной студии на специальных световых столах в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Содержание блока, раздела.

Количество занятий

1.

«Песочная страна»

Цель: познакомить детей с песком, световыми столами, интерактивной песочницей и способами действий с песком, с правилами поведения в песочной студии.

1

2.

«Волшебный песок»

Цель: сформировать представление детей о свойствах песка, закрепить правила поведения в песочной студии, способствовать формированию различных приёмов рисования песком: одним пальчиком или несколькими пальцами, двумя руками одновременно, вытирание кулачком и пальчиком; познакомить со способами засыпания песочного фона.

5

3.

Песочные картины «Зима»

Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, познакомить с новой техникой рисования: струёй из кулачка, щепоткой; способствовать освоению приёмов создания фона: наброс- закидывание и засыпание.

2

4.

Песочные картины «Море»

Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, познакомить с новыми приемами рисования песком – рисование ребром ладони.

2

5.

Песочные картины «Подарки»

Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, умения использовать в рисовании песком дополнительные инструменты, трафареты, декоративный материал.

1

6.

Песочные картины «Встречаем весну»

Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, познакомить детей со способами перехода одной картины в другую – приёмами трансформации рисунка, используя прием отсечения, замены и дополнения характерными деталями согласно задуманного образа.

3

7.

Песочные картины «Скоро лето»

Цель: способствовать формированию различных приёмов рисования песком, закрепление способа перехода одной картины в другую – приёма трансформации рисунка.

2

8.

«Опыты и эксперименты с песком»

Цель: закрепить представления о свойствах песка, различных приёмах рисования песком.

1

Итого:

17

занятий

Календарно -тематическое планирование песочной студии «Волшебный песок».

Месяц

Тема

Кол-во занятий

Февраль

1. «В гостях у песочной феи», «Следы на песке»

1

2. «Забавные ладошки»

1

3. «Песочные следы»

1

4. «Мы волшебники»

1

Март

5. «Песочный ветер»

1

6. «Что бывает круглое»

1

7. «Зимние узоры на мое окне»

1

8. «Снежинка», «Зимний лес»

1

Апрель

9. «На дне моря»

1

10. «Аквариум с Рыбками»

1

11. «Бусы для мамы»

1

12. «Одуванчики в траве»

1

13. «Божья коровка»

1

Май

14. «Весёлые человечки»

1

15. «Воздушные шарики»

1

16. «Бабочка»

1

17. «Камешки и песок»

1

Приложение 

1. «Песочная страна»

Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики.

1.  «Правила Песочной страны»

Знакомство с правилами поведения в песочнице. Песочная королева.

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах.

Инструкция: «Сегодня ты будешь волшебником. Ты очень долго ходил по свету и искал, то место, где не ступала нога человека. И вот ты пришел в пустыню, где один только песок. И сейчас, тебе надо превратить эту пустыню в сказочную страну. Смелее, ты уже видел как я делала горы, море, луга. Леса. 

2. «В гостях у Песочной феи»

 Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3 «Мы волшебники»

Развитие творческого потенциала детей.

4. «Следы на песке»

 Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

2.     «Волшебный лес»

Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики.

1. «Звуки леса»

Релаксационное упражнение с использованием музыкального сопровождения.

2. « Во саду ли в огороде»

 По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

3. «Песочный ветер»

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

4. «Угадай что спрятано в песке»

Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

5. «У бабушки в деревне»

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

6. «Птичий двор»

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!   А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.Была одна уточка, а теперь сколько?После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и оптереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

7. «Выбери и поставь»

Ведущий просит ребенка выбрать фигурки животных и поселить их в домики.

8. «Постройка домика для куклы»

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!Вот песок какой!Сыплю я песочек,Сыплю золотой!

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

3. «Здравствуй песок»

Цель: дать детям понятие о свойства песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.

1  «Здравствуй, песок!»

Ведущий. Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком.

Описание упражнения см. в разделе «Игры-занятия с сухим песком».

Правила игры в песочнице
для малышей

На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

Ведущий. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

 Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!

2. «Песочные узоры»

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

3.  «Кто к нам приходил?»

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

4. « Необыкновенные следы»

Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

5. «Бусы для мамы»
Бусинку за бусинкой соберу на нитку.
Мой подарок знаю, вызовет улыбку.
Маме он понравится и она в ответ
Скажет, что красивей бус на свете нет!

Воспитатель предлагает сделать для мамочки красивые бусы

6. «Забавные ладошки»

 Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

7. «Золотоискатели»

 Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятанысекретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

8. «Брось камешек в лунку»

Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от ящика с песком. Воспитатель предлагает ребенку взять камешек из коробки, указывает как встать на расстоянии 1метр от ящика, предлагает бросить в него камешек. Если камень не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.

Упр.8. «Пересыпание песка через воронку»

Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

4. «Моя сказка»

Цель: ознакомление с окружающим миром, Развитие  мышления, речи, моторики.

1. «Праздничные украшения»

 Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения).Дети украшают фигуры различными мелкими  предметами.

2. «Секретное задание для крота»

 Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

3. «Картины на песке»

Развитие творческого потенциала детей.

4. «Солнечные  лучики»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку».

5. «Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

6. «Норка для мышки»

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

7. «Цветные заборчики»

 На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

8. «Цветной ковер»

Взрослый пальцем, рисует большой квадрат. Дети украшают «ковер» различными мелкими  предметами.

5. «Опыты  и эксперименты с песком»

Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений

1 «Игры с решетом»

 Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

2. «Свойства мокрого песка»

Воспитатель показывает как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики)

3. «Мокрые камешки»

Игры с водой и камешками (рассматривание узоров на камешках)

4. «Удивительный узор»

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

Список литературы:

1. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2

2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26

4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13

5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010

6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – с. 65

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005

9. Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической психологии образования - №1/2006

10. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5. – с. 39

11. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – с. 56

12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

13. Санкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Питер, 2001г. 

14. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области